Тайна "Большой Сборки"
Создавая новые машины, работники ОАО «Копейский машиностроительный завод» учитывают запросы рынка. Часть оборудования УБШ-500 закуплена за рубежом, установка отвечает современным требованиям к горнопроходческой технике.
Цех М-11 — особый цех на Копейском машиностроительном заводе, ведь именно из его стен выходит венец творения всего огромного коллектива заводчан — горнопроходческий комбайн. На плечах специалистов-сборщиков лежит большая ответственность: они должны грамотно соединить плоды трудов всех цехов, чтобы в итоге получилось качественное изделие. Мы отправились на завод, чтобы узнать, как собирают такие мощные машины.
100 процентов качества
Просторное здание цеха состоит из нескольких пролетов (проще говоря — больших коридоров между рядами станков), в каждом из них кипит работа.
— На первых двух пролетах изготавливается часть комплектующих будущего комбайна, — поясняет мой проводник — старший мастер цеха Сергей Спасителев.
По двум сторонам прохода работают огромные фрезерные, сверлильные, расточные, шлифовальные станки.
С особой гордостью старший мастер демонстрирует новое оборудование. Среди десятка современных, приобретенных в последние 5 лет станков выделяется один — он внешне напоминает какую-то комнату со стеклянными стенами, внутри которой работает механизм.
В цехе М-11 собирают комбайны массой от 7 (1 ПНБ 2У) до 60 тонн (КП 200).
В цехе 224 человека, из них 33 слесаря механосборочных работ.
Цех собирает 12 наименований машин, в месяц в среднем выпускает 4-5 наименований изделий.
— Это многофункциональный станок «UNION» с компьютерным управлением, он один заменяет 4 станка старого образца, изготавливает 15 наименований деталей, не допуская ни единого процента брака, — объясняет оператор оборудования Вячеслав Сердюков.
Вот она — современная организация производства, когда специалист только задает программу, а выполняет работу техника.
Чтобы было красиво!
Готовые детали зачищают и передают в пролет покраски. Покрытие нужно не только для эстетичного внешнего вида: благодаря ему металл становится устойчивым к коррозии и изнашиванию. Загрунтовав будущую часть корпуса комбайна, маляр Ольга Ковалева, прежде чем включить краскопульт, нажимает кнопку.
— При покраске мы всегда включаем водяной фильтр, который очищает воздух от токсичной пыли, — объясняет специалист.
Ольга Александровна — представитель рабочей династии: здесь трудится ее супруг Дмитрий Ковалев и мама Елена Долинина.
— Да, детали вы окрашиваете немаленькие, — замечаю я, увидев неподалеку огромный корпус комбайна, ожидающий грунтовки.
— Это еще что, — парирует Ольга. — Жаль, что вы не увидели самого интересного — покраску готового комбайна.
Детали весом до двух тонн перевозит по цеху маленький и шустрый электропогрузчик, которым управляет Сергей Дюков. Эта незамысловатая техника — недавнее приобретение цеха — стала для сборщиков незаменимой.
— Чтобы переправить деталь из одного пролета в другой, требуется задействовать 2-3 крана, это очень замедляет работу. А наш электрический «помощник» может сделать это за две минуты, — говорит Сергей Спасителев.
Главный «дирижер»
На четвертом пролете, где идет процесс сборки, стоит бурильная установка УБШ-500.
— Это новая разработка наших конструкторов — современная бурильная установка вращательно-ударного действия, — объясняет старший мастер. — Изготовление опытного образца завершилось в 2011 году, прошли первые испытания, сейчас идут последние доработки.
Над этим изделием трудились рабочие нескольких цехов, но главным «дирижером» сборки я бы назвал Василия Белешева, слесаря механосборочных работ 5 разряда. Он участвовал во всех этапах сборки. К мнению опытного специалиста прислушиваются и коллеги по цеху, и конструкторы.
Подходим к Василию Афанасьевичу, который в этот момент собирает гидросистему.
— Сегодня Василий работает на участке сборки управления машиной 2 ПНБ 2Б, а вообще он специалист широкого профиля, за 34 года работы в цехе освоил все участки работы. За добросовестный труд получил награду – знак «Трудовая Слава» третьей степени, — представляет Сергей Юрьевич своего сотрудника.
На заводе фамилия Белешевых знакома многим. Младший брат Василия Афанасьевича Владимир Афанасьевич работает начальником 4-го цеха, жена брата — технолог, племянник — замначальника цеха № 3.
— Получилось так, что я пришел сюда на место ушедшего из жизни отца и понял, что здесь мое призвание, — рассказывает Василий Афанасьевич. — На моих глазах менялось производство, завод развивался, приспосабливался к новым реалиям.
Помню времена, когда цех целый год выпускал комбайны одной марки — тогда объемы производства были в разы больше, примерно 70 машин в месяц. В то время каждый специалист отвечал за свой конкретный участок работы. Сейчас требуется умение переключаться с одной деятельности на другую.
Особый интерес — работа над новым изделием. Каждую секунду приходится решать сложные, порой неожиданные задачи.
В работе над УБШ-500 таких задачек было несколько, особенно при «состыковке» заводского оборудования с импортным (часть механизмов комбайна закупалась за рубежом). Впрочем, наши специалисты всегда находят выход из трудного положения.
За «рулем» КП-21
— А теперь пора попробовать комбайн в деле, — с улыбкой произносит Сергей Юрьевич. Мы идем на пятый пролет, где проводятся заключительные работы и где стоят готовые комбайны.
Честно говоря, еще ни разу в жизни не пробовала «управлять» горнопроходческим комбайном, поэтому в душе волнение.
КП-21 в полной готовности стоит за ограждением. В ближайшее время он отправится в подземное путешествие на одной из угольных разработок нашей страны. По ступенькам забираюсь на место машиниста, внимательно изучаю пульт управления машиной.
Да, это вам не газ и тормоз: многочисленные кнопки и рычаги дают этой 44-тонной махине приказ двигаться вперед и назад, включать питатель (расположенную впереди платформу, на которой металлические лопасти загребают породу) и конвейер, поднимать и опускать установку, которая рубит породу.
Нажимаю кнопку — комбайн плавно трогается и на малой скорости ползет вперед.
— У машины есть три скоростных режима: для транспортировки, для работы и для маневров (передвижение в пределах забоя), — объясняет Дмитрий Ковалев. — Кстати, управлять комбайном можно и на расстоянии, с помощью пульта.
С этими словами Дмитрий щелкает несколькими рычагами на пульте, и я оказываюсь в эпицентре шума: сзади грохочет, впереди гудит и ритмично постукивает. Именно в таком режиме этой мощной технике, изготовленной в Копейске, придется работать под землей, добывая уголь.
Вчера вечером сотрудники Копейского пожарно-спасательного гарнизона тушили пожар в ангаре мебельной фабрики, которая находится на улице Мира в посёлке Бажова Копейского городского округа.
Сотрудники полиции Челябинской области провели около 640 проверок в рамках мероприятий по защите окружающей среды.