В Копейском музее хранится старинный русский наряд

Комплекс был подарен музею в 1995 году. Об экспонате рассказала научный сотрудник краеведческого музея Марина Карпенко:
– У русской народной одежды многовековая история. Ее особенности отражают образ жизни народа, географическое положение, характер труда народа.
Народный женский костюм, находящийся в фондах музея, состоит из трех предметов: рубахи, поневы и навершника. В основе костюма находится рубаха. Ее носили и девочки, и девушки, и женщины любого возраста.
Представленная рубаха сшита из двух видов ткани – льняной и хлопчатобумажной – разных цветов: красного однотонного, грязно-белого и красного с графическим рисунком. Сочетание льняной и хлопчатобумажной ткани на рубахе выполнено в виде кокетки, украшенной в передней части зигзагообразной тесьмой. От ворота рубахи на спину спускаются две вышитые полоски ткани, так называемые крылышки.
Ворот, рукава, подол рубахи расшиты красной нитью и разноцветной тесьмой в бело-красных тонах. Ворот украшен вышивкой в золотисто-коричневых тонах. Рукав прямой, цельнокроеный, завершается манжетом.
Поверх рубахи, в зависимости от возраста и территории проживания, надевали дополнительные элементы.
Юбка со смыслом
Поговорка «встречают по одежке» актуальна не только в современном мире, где по одежде человека чаще всего можно определить уровень достатка и общий культурный уровень человека. Не менее информативной была одежда и на Руси. Один из примеров – предмет женской одежды под названием «понёва». Это второй элемент понёвного комплекса, хранящегося в краеведческом музее Копейска.
Понева – женская шерстяная юбка, состоящая из нескольких кусков ткани с богато украшенным подолом. Поневу шили из грубой шерстяной домотканой ткани, темно-коричневого цвета в сочетании с красными декоративными элементами на поясе и подоле юбки. Этот элемент одежды носили поверх рубахи.
Количество украшений, узор и цвет вышивки на понёве всегда указывали на достаток, количество детей хозяйки и даже ее возраст. Также по клеткам крестьянской понёвы можно было определить не только губернию, уезд, но и деревню, откуда приехала женщина, эти особенности сохранялись в России до начала XX века. К примеру, на границе Рязанской и Тульской губерний фон понёвы был красным с пропущенными по нему белыми и чёрными нитями. На севере Рязанской губернии носили тёмно-синие или чёрные понёвы с клетками из белых и цветных нитей. А вблизи города Касимова были распространены красные понёвы в синюю клетку.
По длине понёвы были такими же, как и рубаха – до икр или до щиколоток – в зависимости от того, как было принято в той или иной местности. В той или иной местности понёву могли спускать ниже талии, либо, напротив, поднимать выше, под грудь.
Понёву – шерстяную юбку из нескольких полос ткани – начинали носить девушки, достигшие возраста замужества. После обряда надевания понёвы женщина носила этот элемент одежды всю жизнь.
Понева, которая хранится в музее, сшита из грубой шерстяной домотканой ткани, темно-коричневого цвета в сочетании с красными декоративными элементами на поясе и подоле юбки. На подоле расположены горизонтальные полосы шириной 1-2 см с геометрическими узорами белого, черного, желтого и зеленого цветов. В пояс поневы вдернут длинный шнурок, который назывался гашником, состоящий из шерстяных нитей.
Навершник, или Шушпан
Третий элемент костюма – навершник, другое его название – шушпан. Это туникообразная распашная или глухая верхняя женская одежда без рукавов или с рукавами неполной длины. Навершник изготавливался из 3-4 полотнищ белой домотканины и считается одним из древнейших элементов одежды.
Навершник из экспозиции сшит нитками вручную из домотканой ткани с красивым горизонтальным узором разных цветов на рукавах и в нижней части. Простой по покрою, он очень богато украшен. Верхняя часть навершника напоминает рубаху с глубоким разрезом. Рукав цельнокроеный длиной три четверти. Низ навершника и вырез на груди украшены вышивкой золотистого цвета.
В понёвный комплекс также входили головные уборы – кичка и сорока, которые не представлены в фондах музея.
– На основании ряда характерных признаков комплекс можно отнести к народному женскому костюму Рязанской губернии XVIII-XIX веков, – отмечает Марина Карпенко. И продолжает рассказ об особенностях народного мироощущения, повлиявших на формирование женского костюма. Несмотря на то, что на Руси было принято христианство, пережитки язычества сохранялись. Даже в названии частей костюма есть связь с образами животного мира. «Рогатая» кичка имеет элемент, называемый «копытом». А две вышитые полоски ткани, которые спускались от ворота на спину шушпана, называли крылышками. Первобытной легендой веет от этого костюма, от образа женщины, которая в народном наряде казалась хозяйкой этой стороны, охранявшей, словно богиня, родные края.
За годы Второй мировой войны через «лагеря смерти» прошли более 20 миллионов человек из 30 стран...
Краеведческий музей Копейска распахнул свои двери для юных исследователей 10 июля. Для воспитанн...
Накануне Дня памяти и скорби в детской библиотеке №8 посёлка Горняк состоялась значимая встреча ...
Дорожное хозяйство Копейска активно развивается благодаря реализации муниципальной программы «Развитие дорожного хозяйства».
В Копейске продолжается сезон работы городских фонтанов, каждый из которых имеет свои особенности. Начальник управления благоустройства Александр Назаров рассказал о текущем состоянии водных о...