18+

Дмитрий Ванягин: «Спасибо самолетам за мое счастливое детство!»

07 Ноября 2013 9:11 - автор Екатерина Шрамко Источник фото: личный архив Дмитрия Ванягина
В Копейске живет чемпион Мира и Европы по авиамодельному спорту.
Дмитрий Ванягин: «Спасибо самолетам за мое счастливое детство!»

В Копейске живет чемпион Мира и Европы по авиамодельному спорту.

Авиамоделизм в СССР и сегодня - будто два совершенно разных вида спорта. Когда-то он был безумно популярен среди молодежи и школьников. Степень увлеченности моделями самолетов в то время можно, наверное, сравнить с нынешним интересом современников к различным гаджетам. Теперь же этим техническим видом спорта занимаются, пожалуй, самые преданные ценители авиамодельного дела. Они, как и летчики, говорят «крайний» полет, не перешагивают через свои самолеты и суеверно фотографируются перед запуском моделей.

(Справка) За всю историю авиамоделизма победу на мировом уровне одерживали только трое россиян: Юрий Сироткин (1962 и 1964г.), Анатолий Колесников (1986г.), в 2012 году лучшим среди юниоров стал копейчанин, житель поселка Октябрьский 17-летний Дмитрий Ванягин. В 2013 году он же победил и на Чемпионате Европы.

Жизнь Дмитрия Ванягина неизменно тесно связана с самолетами. После окончания школы он поступил в Троицкий Авиационный Технический Колледж Гражданской Авиации и застать его дома не удается. Но прогресс позволяют брать интервью и на расстоянии.

Отправляя в небо самолёты,

Оставляешь там же часть души...

- Дима, во многих СМИ есть информация о твоих победах. Но нигде не написано о том, как будущий чемпион мира попал в этот вид спорта.

- Авиамоделизмом я начал заниматься благодаря моему дяде Леониду Ивановичу Уральскому. К авиации он отношения не имеет, зато сумел привить к ней интерес. Он всегда вместе со мной ездит на соревнования в качестве судьи, берет на себя всю «бумажную» работу при оформлении заявок и сборе документов, спонсирует некоторые поездки. Мы вместе с ним прошли путь от моих первых шагов в спорте до самых значимых побед. В этом году ему присвоили звание судьи Всероссийской категории. Именно дядя 9 лет назад по просьбе моей мамы показал мне клуб юного техника в поселке Октябрьский, где были очень красивые модели самолетов. Я решил попробовать, записался в творческое объединение «Авиамоделизм» Дворца творчества детей и молодежи и начал строить свой первый самолет. Мне было интересно мастерить своими руками и запускать модель. Первое время я ходил тренироваться только по выходным, так как моя семья тогда жила в Челябинске, а потом авиамоделизм занял большую часть моей жизни, когда появились результаты, я приходил тренироваться в клуб дважды в день.

- Твой наставник Сергей Евгеньевич Григорьев сам признавался, что у него непростой характер. Как вы с ним ладите?

- Отношения с Сергеем Евгеньевичем у нас всегда складываются хорошо, без разногласий. Разве что во время моих первых тренировок было сложно, потому что я не мог с первого раза понять, чего от меня хотят. Например, после того, как я научился запускать самолет и элементарно управлять им без выполнения фигур (летать по горизонту), мне, новичку, было сложно перевернуть модель в процессе полета вверх шасси и не устроить ему крушение. Авиамоделисты говорят про этот маневр - положить самолет на «обратный» полет. Ты как будто управляешь зеркальным отражением: если по привычке будешь направлять модель вверх, она в перевернутом состоянии устремится вниз. Так и разбивают начинающие авиаторы свои самолеты.

Безусловно, тяжело заниматься и добиваться успехов вопреки тому, что этот спорт сейчас несправедливо забыт и скудно финансируется государством. Бывали моменты, когда у меня опускались руки, в какой-то момент я хотел все бросить. Но в спорте меня удержал дядя. Я благодарен ему и тренеру Сергею Евгеньевичу. Авиамоделизм подарил мне особенное детство, я повидал много интересного в разных городах России и за границей. Сложно выразить словами, что так увлекает в авиамоделизме, это нужно попробовать.

Ванягин-3-вн.jpg

(Дмитрий Ванягин с педагогом-организатором высшей квалификационной категории Сергеем Григорьевым)

- Почему ты выбрал именно кордовые модели самолетов?

- Я выступаю в классе пилотажных кордовых моделей класса F2-В. Сейчас активно развивается направление радиоуправляемых самолетов, но для меня это уже не так интересно. Совершенно другие ощущения испытываешь, когда в запускаешь в небо кордовую модель. Самолетом управляет человек, от его уровня умения пилотировать зависит качество полета. А побеждает тот, кто обладает большим мастерством, использует передовые технологии и правильно настраивает технику.

Вклад Жириновского

- Перед входом в кабинет Сергея Евгеньевича Григорьева в рамочке под стеклом - отсканированная пятитысячная купюра с подписью, что эти деньги - поддержка от Владимира Жириновского. Это правда?

- Да! В августе 2012 года по пути на чемпионат мира в Болгарии оказалось, что мы ехали в одном поезде с Жириновским. Я не помню названия станции, где была длительная остановка. Мы увидели людей с флагами ЛДПР, вышли на перрон, где уже стоял Владимир Вольфович. Разговоры в толпе шли о деньгах, поддержке культуры и спорта и один из наших моделистов задал ему вопрос: «Почему не вкладывают деньги в авиамоделизм? Нам даже форму сборной не выдали!» Жириновский начал расспрашивать, кто мы и откуда едем. Когда стало понятно, что это южноуральские авиамоделисты-энтузиасты доросли до чемпионата мира, он выпалил своему охраннику: «Давай сюда мои суточные!» Кому-то из мальчишек досталось 5 тыс. рублей, кому-то тысяча. Получилась этакая «раздача слонов».

- Там, в Болгарии, твой выход в финал едва не сорвался из-за безветренной погоды и падения модели. Этот спорт постоянно сопровождают внештатные ситуации?

- Да, и от этого никуда не деться. Многое зависит от погоды. В день, когда проходил первый этап, стояла жара под 40 градусов и полный штиль. А это, как говорит Сергей Евгеньевич, хуже самого сильного ветра. На выступление каждого спортсмена отводилось 7 минут. За это время нужно выполнить комплекс фигур в пилотаже. Когда я выполнял «три прямые петли», то мой самолет на второй петле попал в свою же струю потока, оставляемую винтом. В тросах управления пропало натяжение. Мой летательный агрегат в этот момент просто упал и разбился об асфальт. Это был шок: я потерял основной самолет, достаточно дорогостоящий (его цена 2500 Евро, самолет сделан 10-кратным чемпионом России по пилотажу Евгением Яковлевым из Тульской области), на запасной модели я давно не тренировался. Но в итоге все прошло успешно, я быстро вспомнил, как им управлять и победил.

Внизу рукоплещет публика

А в небе - такой простор...

- Теперь у тебя новый «авиационный» этап жизни. Как звучит твоя будущая специальность? Полетать придется?

- Я буду авиатехником. Дома даже никаких споров по этому поводу не было. Моя специальность называется «Эксплутация летательных аппаратов, агрегатов и двигателей». У меня был выбор, куда пойти учиться, но для себя я другого направления не вижу. А чтобы летать, достаточно переучиться на бортового механика. Учеба проходит интересно, с командой колледжа в начале октября я участвовал в Кубке Оренбуржья в городе Орск. Мы вместе с Денисом Григорьевым, Владимиром Ерохиным и Денисом Тумановым заняли 1 командное место среди спортсменов. Теперь уже ясно, что авиация — это дело моей жизни.

Ванягин-2-вн.jpg

Дмитрий Ванягин - мастер спорта России:

Серебрянный призер Чемпионата Европы в Польше.(г.Ченстохово, 2011г.)

Победитель Чемпионата мира в Болгарии.(г.Пазарджик 2012г.)

Победитель Чемпионата Евпоры в Венгрии.(г.Бекешчаба 2013г.)

Победитель Первенсва России среди школьников 2008 - 2012г.г.

Лаурет премии Призедента по поддержке талантливой молодежи 2009-2012г.г.

Обладатель Кубка Мира в классе F2-B 2012г среди юношей.

Серебряный призер ЧР и Кубка России среди спортменов в классе F2-B (2013г.)

Член сборной команды России в классе пилотажных моделей.

Поделиться

Комментарии

Ваше имя:

  • Воплощаем ваши детские мечты. Обучение элементам хоккея
  • Челябинцы встретили Алексея Навального криками "националист"!
  • Еще одно ДТП с участием скорой
  • Главред «КР» вручила губернатору фото Уилла Смита
Материалы рубрики

Новости