Дмитрий Ванягин: «Спасибо самолетам за мое счастливое детство!»
В Копейске живет чемпион Мира и Европы по авиамодельному спорту.
Авиамоделизм в СССР и сегодня - будто два совершенно разных вида спорта. Когда-то он был безумно популярен среди молодежи и школьников. Степень увлеченности моделями самолетов в то время можно, наверное, сравнить с нынешним интересом современников к различным гаджетам. Теперь же этим техническим видом спорта занимаются, пожалуй, самые преданные ценители авиамодельного дела. Они, как и летчики, говорят «крайний» полет, не перешагивают через свои самолеты и суеверно фотографируются перед запуском моделей.
(Справка) За всю историю авиамоделизма победу на мировом уровне одерживали только трое россиян: Юрий Сироткин (1962 и 1964г.), Анатолий Колесников (1986г.), в 2012 году лучшим среди юниоров стал копейчанин, житель поселка Октябрьский 17-летний Дмитрий Ванягин. В 2013 году он же победил и на Чемпионате Европы.
Жизнь Дмитрия Ванягина неизменно тесно связана с самолетами. После окончания школы он поступил в Троицкий Авиационный Технический Колледж Гражданской Авиации и застать его дома не удается. Но прогресс позволяют брать интервью и на расстоянии.
Отправляя в небо самолёты,
Оставляешь там же часть души...
- Дима, во многих СМИ есть информация о твоих победах. Но нигде не написано о том, как будущий чемпион мира попал в этот вид спорта.
- Авиамоделизмом я начал заниматься благодаря моему дяде Леониду Ивановичу Уральскому. К авиации он отношения не имеет, зато сумел привить к ней интерес. Он всегда вместе со мной ездит на соревнования в качестве судьи, берет на себя всю «бумажную» работу при оформлении заявок и сборе документов, спонсирует некоторые поездки. Мы вместе с ним прошли путь от моих первых шагов в спорте до самых значимых побед. В этом году ему присвоили звание судьи Всероссийской категории. Именно дядя 9 лет назад по просьбе моей мамы показал мне клуб юного техника в поселке Октябрьский, где были очень красивые модели самолетов. Я решил попробовать, записался в творческое объединение «Авиамоделизм» Дворца творчества детей и молодежи и начал строить свой первый самолет. Мне было интересно мастерить своими руками и запускать модель. Первое время я ходил тренироваться только по выходным, так как моя семья тогда жила в Челябинске, а потом авиамоделизм занял большую часть моей жизни, когда появились результаты, я приходил тренироваться в клуб дважды в день.
- Твой наставник Сергей Евгеньевич Григорьев сам признавался, что у него непростой характер. Как вы с ним ладите?
- Отношения с Сергеем Евгеньевичем у нас всегда складываются хорошо, без разногласий. Разве что во время моих первых тренировок было сложно, потому что я не мог с первого раза понять, чего от меня хотят. Например, после того, как я научился запускать самолет и элементарно управлять им без выполнения фигур (летать по горизонту), мне, новичку, было сложно перевернуть модель в процессе полета вверх шасси и не устроить ему крушение. Авиамоделисты говорят про этот маневр - положить самолет на «обратный» полет. Ты как будто управляешь зеркальным отражением: если по привычке будешь направлять модель вверх, она в перевернутом состоянии устремится вниз. Так и разбивают начинающие авиаторы свои самолеты.
Безусловно, тяжело заниматься и добиваться успехов вопреки тому, что этот спорт сейчас несправедливо забыт и скудно финансируется государством. Бывали моменты, когда у меня опускались руки, в какой-то момент я хотел все бросить. Но в спорте меня удержал дядя. Я благодарен ему и тренеру Сергею Евгеньевичу. Авиамоделизм подарил мне особенное детство, я повидал много интересного в разных городах России и за границей. Сложно выразить словами, что так увлекает в авиамоделизме, это нужно попробовать.
(Дмитрий Ванягин с педагогом-организатором высшей квалификационной категории Сергеем Григорьевым)
- Почему ты выбрал именно кордовые модели самолетов?
- Я выступаю в классе пилотажных кордовых моделей класса F2-В. Сейчас активно развивается направление радиоуправляемых самолетов, но для меня это уже не так интересно. Совершенно другие ощущения испытываешь, когда в запускаешь в небо кордовую модель. Самолетом управляет человек, от его уровня умения пилотировать зависит качество полета. А побеждает тот, кто обладает большим мастерством, использует передовые технологии и правильно настраивает технику.
Вклад Жириновского
- Перед входом в кабинет Сергея Евгеньевича Григорьева в рамочке под стеклом - отсканированная пятитысячная купюра с подписью, что эти деньги - поддержка от Владимира Жириновского. Это правда?
- Да! В августе 2012 года по пути на чемпионат мира в Болгарии оказалось, что мы ехали в одном поезде с Жириновским. Я не помню названия станции, где была длительная остановка. Мы увидели людей с флагами ЛДПР, вышли на перрон, где уже стоял Владимир Вольфович. Разговоры в толпе шли о деньгах, поддержке культуры и спорта и один из наших моделистов задал ему вопрос: «Почему не вкладывают деньги в авиамоделизм? Нам даже форму сборной не выдали!» Жириновский начал расспрашивать, кто мы и откуда едем. Когда стало понятно, что это южноуральские авиамоделисты-энтузиасты доросли до чемпионата мира, он выпалил своему охраннику: «Давай сюда мои суточные!» Кому-то из мальчишек досталось 5 тыс. рублей, кому-то тысяча. Получилась этакая «раздача слонов».
- Там, в Болгарии, твой выход в финал едва не сорвался из-за безветренной погоды и падения модели. Этот спорт постоянно сопровождают внештатные ситуации?
- Да, и от этого никуда не деться. Многое зависит от погоды. В день, когда проходил первый этап, стояла жара под 40 градусов и полный штиль. А это, как говорит Сергей Евгеньевич, хуже самого сильного ветра. На выступление каждого спортсмена отводилось 7 минут. За это время нужно выполнить комплекс фигур в пилотаже. Когда я выполнял «три прямые петли», то мой самолет на второй петле попал в свою же струю потока, оставляемую винтом. В тросах управления пропало натяжение. Мой летательный агрегат в этот момент просто упал и разбился об асфальт. Это был шок: я потерял основной самолет, достаточно дорогостоящий (его цена 2500 Евро, самолет сделан 10-кратным чемпионом России по пилотажу Евгением Яковлевым из Тульской области), на запасной модели я давно не тренировался. Но в итоге все прошло успешно, я быстро вспомнил, как им управлять и победил.
Внизу рукоплещет публика
А в небе - такой простор...
- Теперь у тебя новый «авиационный» этап жизни. Как звучит твоя будущая специальность? Полетать придется?
- Я буду авиатехником. Дома даже никаких споров по этому поводу не было. Моя специальность называется «Эксплутация летательных аппаратов, агрегатов и двигателей». У меня был выбор, куда пойти учиться, но для себя я другого направления не вижу. А чтобы летать, достаточно переучиться на бортового механика. Учеба проходит интересно, с командой колледжа в начале октября я участвовал в Кубке Оренбуржья в городе Орск. Мы вместе с Денисом Григорьевым, Владимиром Ерохиным и Денисом Тумановым заняли 1 командное место среди спортсменов. Теперь уже ясно, что авиация — это дело моей жизни.
Дмитрий Ванягин - мастер спорта России:
Серебрянный призер Чемпионата Европы в Польше.(г.Ченстохово, 2011г.)
Победитель Чемпионата мира в Болгарии.(г.Пазарджик 2012г.)
Победитель Чемпионата Евпоры в Венгрии.(г.Бекешчаба 2013г.)
Победитель Первенсва России среди школьников 2008 - 2012г.г.
Лаурет премии Призедента по поддержке талантливой молодежи 2009-2012г.г.
Обладатель Кубка Мира в классе F2-B 2012г среди юношей.
Серебряный призер ЧР и Кубка России среди спортменов в классе F2-B (2013г.)
Член сборной команды России в классе пилотажных моделей.
10 ноября в администрации Копейского городского округа прошло очередное заседание общественного молодёжного совета при главе города. Участники встречи сосредоточились на планировании масштабн...
Председатель Собрания депутатов Копейского городского округа Евгений Гиске призвал горожан не забывать о своём здоровье и пройти диспансеризацию. Пример подали сами депутаты: они прошли плановый м...




