29 Октября 2019 06:50

Зашифрованное послание. 100-летию со дня рождения архитектора Михаила Семёнова посвящается

Чтобы ближе познакомиться с творчеством и личностью талантливого земляка, предлагаем совершить несколько виртуальных прогулок по городу в рамках совместного проекта «Копейского рабочего» и городского краеведческого музея.
Зашифрованное послание. 100-летию со дня рождения архитектора Михаила Семёнова посвящается
Автор: Светлана Полежаева Фото: Краеведческий музей Копейска

Архитектурный ландшафт Копейска удачно выделяется среди небольших шахтёрских городов южноуральского региона многочисленными памятниками, мемориальными комплексами, скульптурными группами, расположенными на городских площадях, в живописных скверах. Создание благоприятного облика города – результат плодотворной деятельности копейского архитектора, краеведа и писателя Михаила Григорьевича Семёнова в 1950-1970-е годы.

Проверка временем

Копейчанам знаком небольшой уютный скверик на улице Борьбы, в котором расположена чугунная скульптурная группа Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Памятник, выполненный архитектором Михаилом Семёновым совместно с московским скульптором Моисеем Альтшулером, задумывался как составная часть историко-революционного ансамбля, воздвигнутого в центральной части города в 1950-1960-е годы. Торжественное открытие монумента было приурочено к 150-летию со дня рождения основоположника научного коммунизма Карла Маркса и состоялось 5 мая 1968 года.

Открытие памятника Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу 5 мая 1968 года.jpg

Памятник прошёл проверку временем, пережил трудный для всего советского монументального искусства период неприятия обществом марксистско-ленинского наследия в любых его проявлениях, когда в ряде городов демонтировались скульптуры, символизирующие советскую революционную традицию.

Удивительно, что на протяжении более чем пятидесяти лет этот символ советского классицизма вызывает неподдельный интерес жителей и гостей города, сохраняет свою культурную ценность. Чтобы разобраться в феномене такой «живучести» и популярности, попробуем заглянуть в историю создания памятника.


Два десятка эскизов

Проектные работы над мемориалом велись архитектором Михаилом Семёновым шесть лет, с марта 1962 года. Прежде чем составить рабочие чертежи на установку памятника, предварительно было разработано около двадцати эскизных проектов, варьирующих тему наиболее выразительной подачи образов К. Маркса и Ф. Энгельса. Эскизные проекты были посланы на консультацию народному художнику СССР скульптору Евгению Вучетичу, профессору Любови Залесской, секретарю Союза архитекторов Наталье Филиповской, заслуженному деятелю искусств архитектору Николаю Миловидову и многим другим деятелям культуры и искусства.

- Сохранились отзывы специалистов на эскизные варианты памятника, предложенные Михаилом Семёновым, — рассказывает Татьяна Карачевцева, методист МУ «Краеведческий музей». — Приведу самый любопытный из них: «Первый вполне классический. «Обычен». Такие шли сквозь века и ещё века пройдут... Нравится, что Маркс рядом с Энгельсом, что они смотрят в одну сторону… И с площадью очень хорошо сочетаются. Фон – небо! Чистый партер с лёгкой, чёткой зеленью, небольшой орнамент цветов и монумент. Рядом с простыми, строгими зданиями. Никаких противоречий. Основной – четвёртый. Это довольно «принципиальный товарищ». Он вас заставит перепланировать площадь, быть внимательным к домам. Попросит озеленённые балконы или, по крайней мере, дать сочетание белого и красного кирпича. Потребует партер заменить дендрой, и не дай бог, выше его. Вам с ним возиться ни один месяц. Он не просил у вас гранита себе на «одежду»? Шестой – намного неприхотливее. Я его даже цементным представляю (конечно, не сами фигуры), только Марксу полшага вперёд бы! Чтобы точно бы было всегда: Маркс, затем Энгельс… Мне временами хочется стереть слово «коммунизм», может и так всё понятно?».

Последнее предложение, мною подчёркнутое, – интересная деталь письма. Шёл 1964 год, за десятилетие хрущёвской оттепели столичная интеллигенция позволила себе «вольности» в высказываниях, за которые в сталинские времена подверглась бы политическим гонениям.

Скульптурная группа (авторы скульптор М.С. Альтшулер, архитектор М.Г. Семёнов)DSC09144.JPG


«Удивительно человечен»

Несколько лет переписки ушло на обсуждение различных деталей будущего памятника: высота установки фигур и постамента, расстояние от пилона рассматривались в нескольких вариантах. Архитектор кропотливо исправлял и совершенствовал эскизы, отбрасывал, возвращался к старым, останавливался на компромиссном варианте. Советы и консультации специалистов помогли Семёнову осовременить скульптуру, избежать возможных ошибок и найти гармоничное архитектурно-пластическое решение, которое соответствовало бы авторскому замыслу.

Скульптуры К. Маркса и Ф. Энгельса выполнены в масштабе человеческой фигуры, установлены на невысоком пьедестале, на известном расстоянии от пилона знамени. Кажется, что вожди мирового пролетариата ведут мирную беседу друг с другом. Памятник «удивительно человечен, в нём нет ни капли помпезности, напыщенности, мишуры», – писал автору один из его корреспондентов, — Они стояли рядом, два друга, как два брата. И им не нужно было третьего, Сократа…». «Молодая сила, юношеская упругость фигуры Энгельса и «зрелая молодость» Маркса, – писал другой корреспондент. – Не люблю эдаких старцев-мудрецов, какими ваяют Маркса-Энгельса маститые авторы: в их изваяниях чувствуется только то, что деятельность Маркса и Энгельса, их труды человеческому уму неподвластны. А у Вас Маркс и Энгельс – люди».

Сначала монумент предполагалось поставить на довольно большой площади, однако специалистами были высказаны сомнения: «Ваша литературная концепция памятника очень правильна и вполне возможна. Но литературно-описательная идея и монументально-образное выражение памятника далеко не одно и то же. В каждом искусстве есть свои законы и накопленный веками опыт, которыми не следует пренебрегать. Так, например, объёмная скульптура размером почти в натуральную величину кажется на воздухе карикатурно-маленькой, почти манекеном. Не случайно почти все монументы — Пушкину, Маяковскому, Горькому в Москве, многие в Ленинграде и других городах страны, да и всего мира — имеют высоту фигур 3,5-6 м (за исключением, декоративных и парковых). Делать просто нельзя!» (Н. А. Филиповская, сентябрь 1964 г. Москва).


Сопротивление стандарту

Человек тонкий и впечатлительный, как все творческие натуры, влюблённый в своё дело, с энтузиазмом добивающийся нелёгкими и долгими путями решения поставленных задач, Семёнов испытывал мучения творческого поиска, о чём поведал в письме другу и получил следующий ответ: «Каждый художник, Мастер, время от времени испытывает творческий кризис. Вы совершенно напрасно умаляете свои творческие порывы. Вы ведь главный архитектор города и не первый год. Неужели всё, что до сих пор вами создано, не утвердило окончательно вашу веру в себя. Вы пишете, что выдыхаетесь. Истинный бред. Как вы можете выдохнуться, когда в вас вдыхает сама жизнь (я помню, какая у вас обширная почта), сколько журналов, книг, брошюр вы получаете ежедневно. В конце концов, вы просто не имеете права так говорить. Вы стоите на высоком посту, Вам доверили строить город, улучшать быт людей, воспитывать их эстетически, — а вы пишете о каком-то «аховом» положении. Надеюсь, что впредь буду получать более жизнерадостные письма о творческих поисках и успехах».

Изучению жизнедеятельности К. Маркса и Ф. Энгельса в советское время посвящалось немало научных и писательских работ, в том числе лауреата Государственной премии Галины Серебряковой, автора известного романа-трилогии «Прометей». В переписке с копейским архитектором она одобрила литературно-описательную концепцию памятника и замысел автора «осовременить» скульптуры. «Вы правы в своём сопротивлении этому стандарту, особенно утвердившемуся в годы культа», — писала она в своём письме (1964 г.).

В июле того же года на имя главного архитектора города пришло письмо из Германии (на немецком языке), от имени Председателя Госсовета ГДР Вальтера Ульбрехта, подписанное его личным секретарём, в котором Михаилу Семёнову была вынесена  благодарность за присланные фотографии скульптурной композиции Маркс-Энгельс.


Единственный на Урале

Творческий поиск архитектора завершился удачным архитектурным и достаточно выразительным решением. Для установки памятника был выбран небольшой сквер, создающий вокруг композиции живописное парковое окружение, имитирующее атмосферу уединения увлечённых разговором вождей. Дополнением скульптурной группы служит кованое знамя, на рельефных лучах которого изображён текст высказывания К. Маркса, которое звучит вполне актуально, поскольку содержит в себе мысль, понятную людям: стремление к справедливости и миру.

Вложив в своё творение силу своей души, архитектор как будто «одушевил» холодные бронзовые скульптуры, зарядив их позитивной энергетикой, которая до сих пор притягивает к себе. Может быть, именно в этом кроется разгадка неисчезающего интереса к памятнику и популярности у копейчан исторического сквера, в котором он расположен. Сюда приходят с детьми, с удовольствием фотографируются на фоне скульптурной группы. Наиболее пытливые с интересом рассматривают пилон знамени, пытаясь разобрать слова «зашифрованного» текста. Далеко не каждому это удаётся.

Удовлетворяя любопытство читателей, приведем «загадочный» текст полностью: «В противоположность старому обществу с его экономической нищетой и политическим безумием нарождается новое общество, международным принципом которого будет – мир, ибо у каждого народа будет один и тот же властелин – труд!».

Как пророчество воспринимается сегодня фраза советской писательницы Галины Серебряковой из её письма архитектору: «Уверена, что памятник этот будет из самых красивых в Союзе, посвящённых прекраснейшим из людей». Остаётся добавить, что монумент К. Марксу и Ф. Энгельсу в Копейске является единственным на Урале. Наряду с несомненными художественными достоинствами он несёт историческую ценность, которая со временем только возрастает.

Еще материалы по этой теме
Когда и как создавался памятник Редикорцеву
06 Декабря 2019 10:44
Когда и как создавался памятник Редикорцеву

Посвящается 100-летию со дня рождения архитектора Михаила Семёнова (1919-1984 гг.).

В Копейске прошли «Семеновские чтения»
04 Декабря 2019 10:10
В Копейске прошли «Семеновские чтения»

В Копейском краеведческом музее прошла городская конференция «Семёновские чтения», посвящённая 100-...

Где и как жила семья известного певца Александра Градского в Копейске. Факты из истории
03 Декабря 2019 14:40
Где и как жила семья известного певца Александра Градского в Копейске. Факты из истории

О родителях Александра Градского и о его детских годах в Копейске журналисты «КР» побеседовали с...

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
09 Декабря 2019 16:41 31 декабря может стать для южноуральцев выходным днем

Об этом депутат Госдумы от региона попросил главу Южного Урала Алексея Текслера.

09 Декабря 2019 15:39 Подписаться на «Копейский рабочий» можно будет по сниженной цене

Объявлена неделя льготной подписки.

Новости СМИ2