Копейчанин Сергей Самохвалов рассказал о стихии фотографии

06 Февраля 2015 5:34 - автор Александр Кубасов
Фотография — величайший прогресс в истории человечества, поскольку она научила видеть мир другими глазами. Сегодня каждый второй имеет фотоаппарат, но лишь единицы способны, глядя в объектив, уловить удачный момент. В чем же секрет?
Копейчанин Сергей Самохвалов рассказал о стихии фотографии
Сергей Самохвалов

Фотография — величайший прогресс в истории человечества, поскольку она научила видеть мир другими глазами. Сегодня каждый второй имеет фотоаппарат, но лишь единицы способны, глядя в объектив, уловить удачный момент.

Как-то раз…

Каждая фотография, — это всегда рождение какой-то истории, которая начинается словами: «Как-то раз…»

Лето. 1982 год. Свердловская область. Студенческий стройотряд. Крепкие молодые люди, вооружившись инструментом, ремонтируют железнодорожное полотно. Около одного такого силача, резким движением молотка забивающего костыли в шпалу, крепящую рельсу, остановился юноша с фотоаппаратом в руках. Выбрав подходящий ракурс, он сделал несколько кадров. Молодому фотографу удалось передать все напряжение мышц студента на взмахе молотка. В то лето он снял еще десяток удачных снимков.

— За один день отснял 25 пленок, каждая по 36 кадров. Все хотелось запечатлеть на фотопленку, — вспоминает Сергей Самохвалов, ныне начальник Старокамышинского территориального отдела, а в далеком 1982 году студенческий фотокорреспондент. 

Поймать мгновение

Увлечение Сергея фотографией началось в четвертом классе, когда в его руки попала фотокарточка, на которой был изображен пожилой человек. Черно-белый снимок до глубины сердца тронул школьника, и он решил освоить премудрости фотоискусства. Сергей приобрел у одноклассника широкопленочный фотоаппарат «Этюд». Юноша не расставался с фотоаппаратом: экспериментировал, стараясь, что называется, поймать момент. Не все удавалось, но он не опускал рук. Вскоре «Этюд» сменился школьным фотоаппаратом «Смена-6», оснащенным автоспуском и синхроконтактом.

«Смена-6» — хороший фотоаппарат, неплохие выходили снимки. Для качественных портретных фотографий не хватало глубины. А вот пейзажные и постановочные снимки вполне получались, — уточняет Сергей Самохвалов.

После школы Сергей не оставил свое увлечение фотографией. В Свердловском горном институте, куда поступил юноша, на факультете общественных профессий было открыто направление: «фотокорреспондент». Упустить шанс усовершенствовать свои навыки копейчанин не мог. «Секреты» фотоискусства молодой человек постигал под руководством опытного мастера. Будучи студентом, он приобрел дальномерный фотоаппарат «Киев», являющийся малоформатным аппаратом высокого класса и предназначенный как для любителей, так и специалистов.

— «Киев» — очень приятный в использовании фотоаппарат. Многие фотографы любят дальномерки для жанровых сценок. В этом виде съемок незаметность и ненавязчивость «Киева» — самое важное. На него я снял много городских видов Свердловска и природы, — говорит Сергей Самохвалов.

Именно на фотоаппарат «Киев» он летом 1982 года сделал снимок силача, резким движением молотка забивающего костыли в шпалу, крепящую рельсу. Главное для фотографа — поймать мгновение. Сергею Самохвалову в тот знойный день удалось запечатлеть и момент кормления ласточкой своих птенцов. Снимок с ласточкой — творческая удача фотографа-любителя. 

Каждый снимок —это книга

В отличие от написанной картины фотография сохраняет случайные детали, которые могут порождать неожиданные ассоциативные ряды. Фотографией владеют подсознательные законы памяти. Производимое фотографом изображение может быть цитатой произведения искусства, воспоминанием о нем, впечатлением от случайной встречи с незнакомцем. Сергей Самохвалов считает, что у каждого человека есть своя «изюминка», на которой акцентирует внимание фотограф. Например, взгляд. Глаза — это зеркало души, они никогда не обманывают. 

— Фотограф способен во всем разглядеть прекрасное, — уверяет Сергей Геннадьевич. — Будь то падающая снежинка или капельки дождя, попадающие на стекло и растекающиеся по нему. Кто, будучи ребенком, не любовался проплывающими над головами облаками. Наблюдая за их движением, старались в каждом облаке разглядеть образ. Это тоже впечатляет и должно быть запечатлено. Если на фотографии что-то замерло — это  не значит, что умерло. Фотография — это книга.

— Сегодня большое распространение получили различные редакторские программы для преобразования фотографий. Как вы к ним относитесь?

Трудно улучшить то, что снято. Фотошоп — вариант желаемого, но прибегая к технической обработке, фотография теряет свою индивидуальность. Возьмем портретную фотографию. Индивидуальность изображенного на ней человека может быть в какой-то завитушке волос или морщинке. Самое главное, что может сделать фотография — запечатлеть мимолетную эмоцию человека.

— Цветная фотография победила черно-белую. Но еще можно встретить приверженцев черно-белой фотографии. В чем ее прелесть?

— Черно-белую фотографию делать сложнее, ведь необходимо правильно поймать  световой поток. Цветная расширяет возможности. Несмотря на то, что черно-белый кадр — скупой, он выразителен.

О фотографии Сергей Самохвалов может рассказывать долго и интересно. Фотодело — это не просто его хобби, а стихия. Он счастливый человек, ведь может не только увидеть, но и запечатлеть то, что нам, вечно спешащим, не дано заметить.

Фотография позволяет человеку расширять свой кругозор, познания и возможности, — заключил собеседник.

Поделиться

Комментарии

Ваше имя:

  • Воплощаем ваши детские мечты. Обучение элементам хоккея
  • Челябинцы встретили Алексея Навального криками "националист"!
  • Еще одно ДТП с участием скорой
  • Главред «КР» вручила губернатору фото Уилла Смита
Материалы рубрики
Новости