18+

Руководить — не руками водить

20 Ноября 2015 9:44 - автор Людмила Гейман
Копейску всегда везло на хороших руководителей, умеющих и мыслить широко, и в то же время трезво оценивать ситуацию. Именно к этой когорте относится  Виктор Георгиевич Добрынин, на долю которого выпало непростое время масштабных преобразований, преобразования шахтерского городка в современный промышленный центр. Сегодня один из  самых заслуженных людей нашего города отмечает  80-летие со дня рождения. Накануне юбилея он поделился воспоминаниями о своем жизненном пути.
Руководить — не руками водить

Как известно, руководителями не рождаются, ими становятся. Однако для этого надо иметь характер, какой-то особый стержень и, безусловно, мозги. А главное — так использовать  организаторский талант,  чтобы направлять энергию своей команды в нужное русло. Если мыслить образно, то руководитель — это не «бурлак на Волге», который в одиночку тянет «баржу» важных дел и задач, но скорее «возница на тачанке», задача которого — не просто двигать тачанку, а умелой рукой регулировать это движение.

К чему такое вступление? Копейску всегда везло на хороших руководителей, умеющих и мыслить широко, и в то же время трезво оценивать ситуацию. Именно к этой когорте относится  Виктор Георгиевич Добрынин, на долю которого выпало непростое время масштабных преобразований, преобразования шахтерского городка в современный промышленный центр. Сегодня один из  самых заслуженных людей нашего города отмечает  80-летие со дня рождения. Накануне юбилея он поделился воспоминаниями о своем жизненном пути. 

Среди шахтовых терриконов 

Копейск — малая родина Виктора Георгиевича.  А вот  корни  его большого рода  — в селе Чистом Щучанского района. Именно там когда-то четыре брата Добрынины, среди которых был дед нашего героя, на выделенных советской властью крестьянам землях наладили свои хозяйства. И зажили бы мирно-ладно, если бы не коллективизация и кампания по раскулачиванию, под «нож»  которой попали  и те, кто просто крепко стоял на ногах и добивался благополучия своим семьям  собственным горбом. 

— Брата моего деда выслали, а его самого вызвали в сельсовет и предложили вступать вместе со своим хозяйством в колхоз, — рассказывает Виктор Георгиевич. — Отказался, а его — в каталажку как врага народа. Дед был честным и набожным человеком, сердце и не выдержало такого позора. После этого отец с мамой  уехали из села в Копейск. Устроились на  шахте 4-6, мать вместе с тогда еще не знаменитой Екатериной Подорвановой вагонетки катала, а отец, он инвалид был, рука сохла, десятником работал.

Семья, где  росло четверо детей, сначала жила в камышитовом бараке на улице Испанской, а затем переехала  в поселок Северный рудник.  Здесь, на пыльных улочках шахтерского поселка, среди бараков и  терриконов, и протекало детство Виктора Добрынина. Здесь окончил школу №15, а поскольку  сызмальства неравнодушен был ко всяким механизмам, то сразу подал документы в Челябинский автомобильный техникум.

Сегодня Виктор Георгиевич вспоминает, как чуть не стал профессиональным военным. Но, видно, на роду было написано иное. А тогда, в 1954-м, по направлению военкомата поехали они с приятелем Юркой Дыхно в город Камышин, в новое ракетно-техническое училище. Но поучиться довелось  немного:  стало известно, что училище не будет иметь статус высшего учебного заведения, а у нашего героя было твердое намерение получить высшее образование.  Он вернулся в Копейск и пришел в военкомат с просьбой отправить служить в армию.

Если считать училище, то военной службе Виктор Георгиевич отдал почти четыре года. Это была хорошая школа жизни, в армии  он был комсоргом роты, дослужился до помощника командира взвода, был  принят кандидатом в члены коммунистической партии. 

Учиться и работать 

Человек, который твердо идет к поставленной цели, заслуживает уважения. Это не комплимент герою нашей публикации, а констатация факта. В грузовое транспортное предприятие Виктор Добрынин в 1958 году пришел не просто с дипломом автомеханика, а уже имея хороший армейский опыт. Поработав буквально несколько месяцев механиком, был переведен сначала на должность старшего механика, затем заведующего гаражным хозяйством. И до 1964 года трудился  уже главным инженером предприятия. Все эти годы параллельно с работой  учился в ЧИМЭСХ — Челябинском институте механизации и электрификации сельского хозяйства. Получить высшее образование было для него не просто целью, а жизненной необходимостью, ведь  чтобы быть профессионалом, хорошим руководителем, надо много знать. 

— И вот, помню, надо было диплом защищать,  для этого давалось полгода оплачиваемого отпуска, —вспоминает Виктор Георгиевич. — А тут новое назначение — директором Копейского пассажирского предприятия. Пришлось одновременно и диплом писать, и в новой должности осваиваться, вникать в дело. Не знаю, когда все успевал, однако защитился успешно.

Годы руководства пассажирским — очередная веха в жизни нашего героя. Предприятие, участвуя в проекте «косыгинской» хозяйственной реформы, значительно увеличило прибыль, что давало возможность  улучшать материальную базу, повысить заработную плату водителям, а значит, уменьшить текучку кадров, открыть пригородные маршруты (что тоже, в свою очередь, давало прибыль),  строить жилье для транспортников. По предложению Виктора Георгиевича в Копейске был построен современный автовокзал. 

Один из команды единомышленников

Как известно, Копейск родился и рос благодаря развитию угольной отрасли. Город-труженик на протяжении десятков лет давал стране тысячи  тонн столь необходимого промышленности «черного золота», а большинство шахтерских семей в то же время было лишено благ цивилизации, люди жили в неблагоустроенных домах и бараках.   Необходимо было масштабное строительство жилья, серьезное развитие коммунальной инфраструктуры.

В 1973 году Виктора Добрынина вызвал к себе первый секретарь горкома партии Валерий Сергеевич Худяков. Сам опытный хозяйственник, он понимал: чтобы кардинально решать городские проблемы, нужна серьезная команда единомышленников. «Пойдешь заместителем председателя горисполкома», — сказал он Добрынину. Это, можно сказать, было партийное поручение, отказ даже не предполагался.

Чем запомнились Виктору Георгиевичу последующие  двенадцать лет, половину из которых он был заместителем и половину — председателем горисполкома?  Работой.

— Мы столкнулись с такими задачами, которые, казалось, решить  было невозможно, не было источников финансирования, — откровенно говорит он сегодня. — Но в то время вступило в силу постановление ЦК и Совмина СССР о помощи малым городам, специализирующимся на  добычном производстве.  Очень серьезный документ, благодаря которому удалось сделать многое.  

Использовать все возможности 

В условиях жесткого планового финансирования   строительство центральной районной котельной и газовых сетей в городе в то время могло показаться утопией. Но только на первый взгляд. К реализации идей решено было  подключить министерства, не контролируемые государством. Так, в заказчики строительства котельной удалось привлечь министерство машиностроения.  Котельная была сдана в срок. А первая газовая трасса протянулась  до Потанинского завода, директор которого Василий Александрович Логинов, умнейший человек и тонкий дипломат, сумел убедить министра атомной промышленности в необходимости протянуть газопровод из Челябинска до завода.

— Когда я пришел в горисполком, газопровод подошел уже с Потанино к хлебозаводу, — рассказывает Виктор Георгиевич. — Дальше разрешений нет, а газ нам позарез был нужен. В то время в каждой третьей пятиэтажке в подвалах угольные котельные были. Представляете, золу выскребали в прицепы, которые стояли прямо под окнами домов, дым из трубы — в квартиры. Заснял я на фотопленку эти дымные пейзажи и поехал в Москву, в госплан, в под-отдел угля: вот, мол, как шахтеры живут. Спасибо,  депутат у нас был замечательный, Шитиков Алексей Павлович, он же председатель Совета Союза Верховного Совета СССР, очень нам помогал. Вообще человек был ответственный, каждый квартал отчитывался перед избирателями, а в его округ входили три города и два района. И наказы мы ему давали, как правило,  тяжелые. Вот и по газу у нас дела во многом благодаря ему пошли.

Вода как жизненная необходимость 

Будучи председателем гор-исполкома, Виктору Добрынину  приходилось  подолгу буквально жить в Москве,  путешествуя из кабинета в кабинет, споря, убеждая, «выбивая» финансирование строительства очередных объектов.  Чтобы не оставлять решение других местных вопросов, ему нужны были  надежные помощники. В команде Добрынина появились Владимир Уткин и Валерий Ромашов, люди, тоже завоевавшие прочный авторитет у копейчан.

— Очень больной была проблема водоснабжения, — делится юбиляр. — Город получал воду по трубам диаметром 300 мм, которые шли через весь Ленинский район,  до нас доходили остатки. Поселок Горняк вообще из скважины питался, вода там была желтая, с высоким содержанием железа. На сходах жители возмущались, требовали решить проблему.  Хорошо помню очередной отчет депутата Верховного Совета Шитикова. Народу собралось — уйма, и все говорили только о водоснабжении, хотя и других проблем ведь было немало, тех же бараков, землянок. Но главное в то время было — вода.

— В общем, построили мы водовод, — продолжает Виктор Георгиевич. — Чего это стоило, вспоминать не буду. Одних труб диаметром 820 мм 12 тысяч тонн потребовалось, шесть железнодорожных эшелонов.  В дома копейчан пришла вода. Правда, сегодня водовод  снова требует серьезных вложений для ремонта и замены довольно протяженного участка, но это уже другая тема, и она на данный момент рассматривается. Я тоже не остаюсь от этого в стороне. Хочу особо отметить инициативу и активное участие в решении этой проблемы главы города Вячеслава Викторовича Истомина. 

Фундамент для дальнейшего развития 

Мне кажется, с такими людьми, как Виктор Добрынин, излишне говорить о патриотизме. Что толку в словах, когда за человека говорят его дела. Именно на 70-е — начало 80-х приходится  особенно  масштабное по тем временам строительство. Росли новые жилые кварталы, возводились  объекты инфраструктуры, учреждения образования, медицины, обновлялась производственная база торговли и общественного питания. По большому счету, в те годы был заложен прочный фундамент для сегодняшнего современного развития нашего города. 

— Во главе всего этого стоял автор и во многом исполнитель сложнейших планов, опытнейший руководитель Валерий Сергеевич Худяков. Для их реализации были, естественно, привлечены руководители предприятий. Особо весомый вклад внесли Василий Николаевич Китав, Василий Александрович Логинов. Аппарат исполкома также работал с инициативой и настойчивостью.

Последние 12 лет трудовой деятельности нашего героя  были связаны с областным центром. Получив  в 1985 году назначение на должность начальника Челябоблавтодора, Виктор Георгиевич с присущей ему энергией взялся  за дело. По его инициативе был создан областной фонд инвестиций для выпуска современной дорожной техники, организован центр подготовки кадров при Омском автодорожном институте, построены и отремонтированы  тысячи километров автодорог.  Не случайно уже после пяти лет работы в должности он был представлен к званию  «Почетный дорожник».  А вообще в наградном списке ветерана множество знаков отличий, в том числе ордена Трудового Красного знамени и «Знак Почета».

 * * *

Как непредсказуемо и в то же время закономерно порой складывается жизнь!  Сегодня Виктор Георгиевич вместе с супругой Валентиной Михайловной вновь живет в поселке, где проходило его босоногое детство и юность. Конечно, уже не в бараке, а в добротном доме, к которому прилегают 15 соток земли. А на земле, как говорится, не заскучаешь. К тому же ветеран по-прежнему бодр и активен, сотрудничает с городским музеем,  советом ветеранов, участвует во многих общественных мероприятиях. Супруги вырастили достойных сына и дочь, гордятся внуком и внучкой, хотя и ворчат порой на молодежь, но это уж так, для порядка.

С юбилеем вас, уважаемый Виктор Георгиевич! И пусть следующее десятилетие вашей жизни будет столь же активным и насыщенным событиями.
Поделиться

Комментарии

Ваше имя:

  • Воплощаем ваши детские мечты. Обучение элементам хоккея
  • Челябинцы встретили Алексея Навального криками "националист"!
  • Еще одно ДТП с участием скорой
  • Главред «КР» вручила губернатору фото Уилла Смита
Материалы рубрики

Новости