Известный Питерский писатель побывал в Копейске – городе своей юности
«Сибириада» Владимира Прасолова
«Северный ветер во все времена года показывает характер – или освежает, или пронизывает холодом до мозга костей. Он не бывает расслабляюще-теплым здесь, в Сибири. В огромном, необозримом крае земли, ничем не прикрытом от великого Ледовитого океана, распахнутом перед всеми его капризами, отдающем ему как дань серебряные воды тысяч рек… Суровый и чарующий своей первозданной красотой, он принимает только чистых душой и оставляет их в себе навсегда. Люди, волей или неволей попавшие в эти края, задерживались в них надолго, а чаще насовсем, не в силах оторвать себя от энергии чистоты и простора, воли и безмятежного величия мира этой загадочной земли».
Эти строки – из пролога ко второй книге трилогии «Вангол» современного российского прозаика, члена Союза писателей России Владимира Прасолова. Владимир Георгиевич живет в Санкт-Петербурге, пишет прозу и стихи, а также вместе с супругой ведет психологическую практику. Много путешествует на своей машине-вездеходе и подолгу живет в Сибири, откуда сам родом и где в поселке Каргино на берегу Ангары имеет свой дом. Не удивительно, что его известные произведения – трилогия «Вангол» и роман «Золото «Удерея» - посвящены именно Сибири – суровому, но такому родному краю, который он полюбил на всю жизнь. В апреле Владимир Георгиевич побывал и в городе своей юности – Копейске, в родном поселке Горняк. Здесь, в библиотеке, и состоялась его встреча с читателями.
Родом из Сибири
Родился Владимир Прасолов в маленьком таежном поселке Тея Северо-Енисейского района Красноярского края в семье ссыльных. Его дед был репрессирован в 1937 году и расстрелян, а бабушка с семерыми детьми отправлена в Сибирь. До Сибири из детей доехало только трое, в том числе отец будущего писателя Егор Дмитриевич Прасолов. Именно ему Владимир Георгиевич посвятил трилогию «Вангол».
- Судьба отца была чем-то схожа с судьбой главного героя произведения, - объяснил это посвящение писатель. - Война, восстановление Киева, в котором он участвовал подростком. Потом был 1947 год, когда отец получил десять лет лагерей «за колоски». Он прожил тяжелую жизнь, имел 35 лет шахтерского стажа. Достойный и очень близкий мне человек, я имею право им гордиться. В Копейске мы жили долго, здесь я окончил школу №46, бегал в эту самую библиотеку, много читал. О Копейске у меня остались очень теплые воспоминания, и по дороге в Сибирь я стараюсь заезжать в город юности.
По окончании восьмилетки и техникума Владимир Прасолов служил на атомной подлодке Северного флота. В 1977 году поступил в Московский военный институт Министерства Обороны, откуда перешел на юридический факультет Красноярского Государственного университета. С 1982 по 1990 годы — народный судья Уярского района Красноярского края, позже — председатель Могочинского суда Читинской области.
- Вы занимались самиздатом, поддерживали академика Сахарова, попали в немилость партийных органов. Были такие странички в биографии?
- Работая в суде, я не мог оставаться равнодушным к судьбам людей. И когда видел несправедливость, все во мне восставало. Это неожиданно нашло отражение в стихотворчестве. Писал для себя, «в стол». Но однажды поделился своим творчеством с друзьями. Каким-то образом эти стихи попали на Старый Арбат, там ребята их собрали в кучку и издали самиздатом сборник, назывался он «Воспаленная Россия».
После того, как эти стихи появились в Москве, стали искать автора, но искали долго. А в немилость партийных органов я попал по другой причине: отказался выносить несправедливый обвинительный приговор по указанию председателя Читинского горкома КПСС. Сначала исключили из партии, потом начались угрозы, вынужден был уйти. Работал старателем в артели, строил железную дорогу, освоил несколько рабочих профессий...
Вангол – собирательный образ
Однако вернемся к творчеству. Литературная деятельность Владимира Прасолова, повторимся, началась еще в «судейский» период.
- Люди старшего поколения помнят, что в те времена были народные заседатели, - говорит Владимир Георгиевич. - Как правило, это были люди, прошедшие большую жизненную школу. И мне интересно было слушать их рассказы. Я так много от них узнал, что со временем мне почему-то захотелось рассказать это другим.
Трилогия «Вангол», особенно первая книга, написана на основе реальных исторических событий, происходивших в России в первой половине XX века. Вангол – собирательный образ. По произведению это русский паренек Иван Голышев. Таких юношей было миллионы, не все из них сумели выжить в тайге, пройти через эту школу и идти дальше. Вангол смог. Простой русский парень из шахтерской семьи стал мужчиной, овладевшим забытыми тайными умениями предков. И это не фэнтези, это реальная жизнь человека.
Просто и легко автор уносит нас в предвоенные годы, и мы погружаемся в то время и те события до ощущения причастности. Беглый политзаключенный Иван Голышев, выхоженный эвенками-орочонами, заново рождается под новым именем. В тайге он обретает мудрость древнего народа, но самое главное — находит себя и овладевает мастерством использовать скрытые человеческие возможности. Но в его дом приходит беда, и поток событий уносит его с собой.
Во второй части трилогии, «Вангол-2. Северный ветер», читатель вновь встречается с героями романа. Они переживают страшное, жестокое время войны, вобравшее множество тайн и загадок. Вангол обретает друзей, находит любовь, с честью преодолевает невероятные испытания. Действие романа, насыщенное удивительными событиями и роковыми совпадениями, переносится из глухой сибирской тайги в особняки и кабинеты Третьего рейха, из осажденного Ленинграда на побережье Северного Ледовитого океана, из монументального здания на Лубянке в тесные окопы на передовой.
И наконец, в третьей части, «Вангол-3. По следу «Аненербе», читатель узнает, как в дальнейшем сложилась невероятная судьба Вангола, человека с удивительными, сверхъестественными способностями. Ставший военным разведчиком, Вангол вместе с приданным ему спецподразделением «Северный ветер» делает шаг в неизведанное, исследуя таинственные внутриземные миры, обнаруженные в гигантских полостях планеты в русском Приполярье.
«Золото Удерея»
- Владимир Георгиевич, если трилогию «Вангол» можно найти в нашей библиотеке (кстати, вы и подарили эти издания), то о «Золоте Удерея» мы только слышали. О чем роман и где прочитать?
- К сожалению, книга вышла ограниченным тиражом, но готовится переиздание. А найти можно в интернете и даже скачать. К этому историческому роману я пришел постепенно. Он о начале золотодобычи у нас в Сибири, на реке Ангара. Могу сказать достоверно, об этом еще никто не писал, я первооткрыватель этой темы. И думаю, что роман удался, литературная критика очень серьезно к нему отнеслась, и люди читают.
Сибирская тема не оставляет Владимира Прасолова. Автор повествует об удивительном мире сибирской тайги, о людях, живших в начале XIX века на берегах величавой красавицы Ангары. В центре остросюжетного романа - судьба тех, кто нашел и добывал здесь золото. Ярко написанные эпизоды заставляют задуматься о страшной силе «золотого тельца» и непобедимой мощи и широте славянской души, позволяют увидеть власть любви и дружбы, ненависти и предательства. Вот один из отзывов литературной критики:
«Произведение, благодаря мастерскому перу автора, наполнено тонкими и живыми психологическими портретами. Оно пронизано тонким юмором, и этот юмор способствует лучшему пониманию и восприятию происходящего. Сюжет произведения захватывающий, стилистически яркий, интригующий с первых же страниц. Не смотря на изумительную и своеобразную композицию, развязка потрясающе проста и гениальна, с проблесками исключительной поэтической силы».
О критиках и друзьях
- Владимир Георгиевич, о вас много пишут критики, в основном положительно. А самому приходилось выступать в роли критика?
- Стараюсь избегать этого. Впрочем, был грех. Один молодой писатель, не буду называть кто, отправил мне свой текст по компьютеру, чтобы я высказал свое мнение. Текст, откровенно говоря, очень слабый, к тому же полный недопустимых фривольностей. Я ответил ему что-то невразумительное, уже не помню что. И тут его прорвало. Пишет: вот я за три года написал четыре книги, а вы только одну. Я ответил ему примерно так: «Понимаете, Владимир, дело в том, что я учитываю одну деталь, которую не учитываете вы. Я знаю, что придет время, когда я уйду из этой жизни. А книги мои останутся, и их прочитают мои внуки, правнуки. И я уверен, что им не будет за меня стыдно». Вот так, что называется, завуалировал свою критику. Писатель-скоростник молчал месяца два. Потом написал мне: «Я все понял».
- У вас много друзей?
- Друзей много быть не может, они либо есть, либо нет. Мне очень повезло в жизни, судьба свела меня с замечательными людьми. Это Юрий Кукин (помните его песню «А я еду за туманом»?), это Саша Блок, заслуженный артист России, это Андрей Шмаков, великолепный композитор. Мы любили собираться вместе, они пели под гитару, я слушал. Сейчас я тоже играю на гитаре, исполняю и их песни, и свои.
Еще судьба свела меня с потрясающим психологом Валерием Владимировичем Синельниковым, он живет в Крыму, там у него центр «Светоч». Он очень известный психолог, и я считаю его не только другом, но и своим учителем. После окончания психологического факультета в Санкт-Петербурге тоже создал свой центр, мы с супругой ведем консультации по семейным взаимоотношениям.
Охота к перемене мест
Как уже было упомянуто, на своем вездеходе, оборудованном как машина-квартира, Владимир Прасолов любит путешествовать. Но где бы он ни бывал, в конце концов дорога ведет его в родную Сибирь, в просторный дом в поселке Каргино на берегу величественной Ангары. Что тянет его туда?
- Меня часто спрашивают об этом, причем не только в Питере, но и в Сибири: мол, что вас привлекает в нашей глухомани? У меня есть несколько стихотворений, где я стараюсь ответить на этот вопрос. Если коротко: кто пожил в этом суровом, но таком прекрасном краю, тот не может не полюбить его. Это мое личное мнение, я его никому не навязываю. Видели бы вы, как «трогается» по весне Ангара! Когда происходит ледоход, на берег выходит весь поселок. Это действительно очень красивое и величественное зрелище. А вообще в Сибири стараюсь жить зимой, потому что в северной столице зима никакая. Ну а к лету еду обратно, в Питере у меня практика, здесь живут мои дети - четверо сыновей и две дочери.
* * *
Встреча в библиотеке затянулась до вечера. Пили чай, говорили обо всем, Владимир Георгиевич читал свои стихи, исполнял песни под аккомпанемент гитары. А потом – опять в дорогу. Следующий адрес – город Уфа, где тоже ждут друзья.
«Все мы либо зависим от обстоятельств, либо нет. Одни думают: я живу плохо, потому что город плохой, на работе начальник плохой, дома соседи плохие. Это позиция, жизненная установка, которая не позволяет нам жить хорошо. Потому что мы не берем на себя ответственность. А надо взять эту ответственность за свою жизнь на себя и самому выбирать, как жить. Хочешь измениться – изменяйся. Сегодня мы пожинаем плоды вчерашнего дня – то, что сделали в прошлом, пришло сегодня. А в будущем нас ждет то, что мы делаем сегодня, что мы для себя строим, какие ставим цели».
Дорогие женщины, мамы и бабушки! От всего сердца поздравляю вас с праздником!
Уважаемые южноуральцы! От всего сердца поздравляю вас с Днем матери.