16+
25 мая 2018 17:55

От бараков – к скверам и площадям

Беседы с краеведом
От бараков – к скверам и площадям
Автор: Светлана Полежаева Фото: Владимир Колмогоров
В предыдущих выпусках рубрики «Беседы с краеведом», посвященных архитектурному облику города, мы рассказали о копейском некрополе – площади Красных могил и о памятниках вождям, установленных в центре и в поселках. Сегодня же предлагаем читателям вспомнить о том, как формировалась площадь Красных партизан. Экскурс в историю ведет краевед Владимир Колмогоров. 

- Расскажите, пожалуйста, на какие годы пришлось проектирование старого центра Копейска? И кто был автором проекта площади – знаменитый Михаил Семенов? 

- Михаил Семенов, назначенный в 1952 году главным архитектором города, принял самое непосредственное участие в ее формировании, но он, по сути, довершал и творчески переосмысливал идею своего предшественника Петра Лопушанского. 


Лопушанский, впоследствии трудившийся главным архитектором подмосковных городов Электростали и Чехова, разрабатывал и в 1949 году утверждал второй генеральный план Копейска. Так вот, идея обустройства площади в этом документе уже существовала, хотя ряд включенных в него решений, по мнению Михаила Семенова, был далек от идеала. 

К примеру, перед кинотеатром имени М. И. Калинина на месте фонтана планировалось установить памятник красногвардейцам-шахтерам по проекту, подготовленному институтом «Мосгипроуглестрой» при Министерстве угольной промышленности СССР. Заказчиком памятника выступил Копейский машиностроительный завод имени С. М. Кирова. Новый главный архитектор города настоял на том, чтобы оставить на площади лишь памятник Иосифу Сталину с трибуной, иначе бы шедшие в колоннах люди во время праздничных демонстраций отворачивались от памятника шахтерам и смотрели бы на вождя. 

- Каким был жизненный путь Михаила Григорьевича до вступления в должность главного архитектора?

- Он осваивал профессию в Московском архитектурном институте, но учебу прервала начавшаяся война. По окончании военно-инженерного училища в Костроме Семенов был направлен на фронт, участвовал в боях за Нарву, Таллин и Будапешт. Во время проведения разведки в 1944 году попал в плен и был помещен в лагерь Кайзерштейнбрук в Австрии, откуда бежал незадолго до окончания войны. После демобилизации трудился в строительной сфере, в 1948 году был принят в аппарат главного архитектора Челябинска.

- Когда архитектор перешел от планов к делу?

- Благоустройство площади началось весной 1953 года, после смерти Иосифа Сталина.

В память о награждении коллектива рабочих Челябинских угольных копей орденом Красного Знамени, которое состоялось в 1925 году, на трибуне была установлена памятная доска с текстом приказа Реввоенсовета СССР № 63 от 26 января 1925 с формулировкой награждения. Макет боевой награды на доске, которую мы видим сегодня, выполнил мастер-лепщик Василий Сергеенко. Педагог с художественным образованием, он оставил после себя богатейшее наследие – лепные украшения на фасадах городских зданиях и внутри них, среди которых особо выделяется Дворец творчества детей и молодежи. Сама же доска изготовлена свердловским заводом «Русские самоцветы».

На площади были снесены бараки, одноэтажные дома, заасфальтирована проезжая часть и тротуары, посажены многолетние деревья и декоративные кустарники.

- Вернемся к памятнику шахтерам-красногвардейцам, которому не нашлось места на площади. Получается, что Семенов «переставил» его за памятник-трибуну, убрав за спину вождю. Не показалось ли такое решение спорным современникам архитектора? Не преуменьшало ли оно значимость ратного подвига горняков? 

- Нет, и вот почему. Главный вход в сквер, как вы знаете, организован с улицы Борьбы – благодаря такой компоновке площадь Красных партизан с памятником-трибуной и территория у появившегося позже Вечного огня с памятником шахтерам-красногвардейцам воспринимаются как два абсолютно разных архитектурных ансамбля.

Таким образом, площадь с памятником Сталину становилась центром проведения праздников, демонстраций, митингов и других мероприятий. А сквер за ним – местом поклонения памяти шахтерам Челябкопей, павшим в годы Гражданской войны.

- Предполагаю, что памятник красногвардейцам-шахтерам был создан по типовому проекту?

- Все верно. Его автором является московский архитектор Виктор Андреев, лауреат Сталинской премии третьей степени, впоследствии народный архитектор СССР. Одно из самых известных его творений – постамент памятника Юрию Долгорукому на Тверской улице в Москве.

Проект памятника был опубликован в альбоме «Типовые проекты памятников братских и индивидуальных могил воинов Советской армии, военно-морского флота и партизан, погибших в боях с немецкими захватчиками в годы Великой Отечественной войны», изданном в 1947 году. Венчавшие памятник цифры «1945» в копейском монументе заменены на «1919» - в этом году закончилась Гражданская война на Южном Урале. На лицевой стороне на плите из красного гранита высечены слова: «В честь рабочих-шахтеров города Копейска, героически сражавшихся и погибших в боях за Советскую власть в годы Гражданской войны». На обороте — «Вечная память героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины. И. Сталин». Это слова из приказа Верховного главнокомандующего № 369 от 9 мая 1945 года. Правда, цитата воспроизведена неточно. Вместо слова «память» в приказе фигурирует «слава». Бытует легенда, что маршал Александр Василевский, готовя текст приказа для Сталина, употребил выражение: «Вечная память героям». Сталин, прочитав, сказал, что слово «память» отдает церковным и надо заменить его на «слава».

- Долго ли длилась работа над памятником?

- Более двух лет. Блоки из красного и серого уральского гранита вытесали мастера-гранитчики на Челябинском гранитном карьере облместпрома и летом 1955 года смонтировали их на заранее подготовленном фундаменте из бутобетона. Венок, гирлянды и столбики для навески цепей-оград были отлиты из чугуна и бронзы по гипсовым моделям Василия Сергеенко на Копейском машиностроительном заводе.

Торжественное открытие памятника красногвардейцам-шахтерам состоялась 5 ноября 1957 года в канун сорокалетия Великой Октябрьской социалистической революции. Рядом с памятником стояла фигура коленопреклоненного воина авторства московского скульптора Виктора Белинкова. В 1960-е годы скульптура была перенесена на Центральное кладбище города, где вошла в состав мемориального комплекса воинам Великой Отечественной войны, умершим в госпиталях Копейска в 1941–1945 годах. 

- Монумент, бесспорно, органично встроился в сквер. Однако вызывает недоумение тот факт, что его изначальное предназначение, сформулированное в названии проекта, — венчать места упокоения героев. В этом есть отсылка к площади Красных могил?

- Скорее всего, отсылка есть. Ваше утверждение косвенно подтверждается тем фактом, что Машзавод, вобравший в свою территорию копейский некрополь, внес значительную сумму на сооружение памятника. Также заводчане обязались установить чугунную решетку-ограждение и светильники у боковых входов в сквер. Работу по сооружению памятника и благоустройству сквера курировал директор предприятия Александр Рафалович.

Однако по завершении работ было решено не превращать центр города в кладбище. На месте, где предполагалось захоронить прах героев Гражданской войны, появился цветник. В мае 1973 года клумбы были убраны для сооружения Вечного огня, выполненного по проекту Семенова. Право зажечь Вечный огонь получили почетный гражданин Копейска, участник двух мировых войн Михаил Мокин и ветеран войны и труда Иван Сорокин.

- Когда же в сквере появились бюсты участников Гражданской войны?

- В 1981 году, 17 июля, копейчане пришли на открытие бюстов Константина Рогалева, Николая Затеева, Леопольда Гольца, Степана Голубцова, Дмитрия Бойцова, Якова Бойко, Михаила Меховова, Григория Сутягина, Василия Екимова, Федора (Германа) Розановского. Бюсты были отлиты на Химкинском комбинате художественного литья. Они завершили задуманный Семеновым монументально-архитектурный комплекс в сквере на площади Красных партизан.

Седьмого мая 2005 года, к 60-летию Победы, у Вечного огня была открыта аллея Героев Советского Союза. Первоначально были установлены девять бюстов из каслинского литья – Георгия Кузнецова, Ивана Глухих, Ивана Васильева, Федора Алабугина, Семена Хохрякова, Павла Огнева, Василия Похвалина, Николая Сириченко, Феодосия Щура, а 7 мая 2015 года открыт десятый бюст – Василия Рыбкина. Главный архитектор проекта – Сергей Завьялов.

- Одной из городских достопримечательностей является арка на входе в сквер с улицы Борьбы. Сохранила ли история имена людей, работавших над ее созданием?

- Проект монументальной арки создал опять-таки Михаил Семенов. А возводили ее в 1955 году строители треста «Копейскуголь» под руководством старшего инженера производственно-технического отдела Олега Миллера.

- «Копейский рабочий» неоднократно писал о том, как памятник Сталину на площади Красных партизан «сдал пост» Ленину. Вот только ни в одной из публикаций не была указана дата, когда это произошло…

- Мне встречалась версия о том, что растиражированная скульптура Иосифа Виссарионовича, автором которой является столичный скульптор Сергей Меркуров, была демонтирована в 1957 году, когда на двадцатом съезде партии из уст Никиты Хрущева прозвучал закрытый доклад «О культе личности и его последствиях». Однако достоверность этого утверждения вызывает большие сомнения, поскольку разоблачение культа личности отца народов было лишь первым звоночком массового «сталинопада», охватившего страну в 1950-е – начале 1960-х годов.

Жирной точкой в борьбе с изваяниями вождя и все, что с ним связано, стало постановление XXII съезда КПСС «О Мавзолее Владимира Ильича Ленина», второй пункт которого гласил: «Признать нецелесообразным дальнейшее сохранение в Мавзолее саркофага с гробом И. В. Сталина, так как серьезные нарушения Сталиным ленинских заветов, злоупотребления властью, массовые репрессии против честных советских людей и другие действия в период культа личности делают невозможным оставление гроба с его телом в Мавзолее В. И. Ленина».

Так что доподлинно неизвестно, когда был низвергнута с пьедестала фигура Сталина. Зато наверняка можно утверждать, что памятник Ленину на ее месте появился в 1962 году.

- И вновь не обошлось без типового проекта?

- Проект типовой, да не совсем. Его авторами являются ленинградские скульпторы Леонид Торич-Трапезников и Анатолий Кравец, но у копейского Ильича с площади Красных партизан в Советском Союзе есть только один брат-близнец, установленный на территории Балтийского завода в Ленинграде. Памятник отличается от иконографических образов вождя мирового пролетариата, принятых в советской скульптуре, оригинальной деталью – папкой с бумагой. Почти на всех изваяниях Ленин, как известно, держит в одной из рук кепку. 








Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
29 марта 2024 18:22 Научная конференция объединила промышленников, ученых и органы власти в Челябинске

Столица Южного Урала стала местом проведения конференции «Золото. Полиметаллы. XXI век: устойчивое развитие».

29 марта 2024 18:00 Кража трубопроводных кранов в Копейске

 Сотрудники отдела МВД России в Копейске задержали подозреваемого в хищении трубопроводных кранов. Представитель строительной компании сообщил о пропаже 200 кранов стоимостью более 118 тысяч рубл...

Новости СМИ2