16+
15 ноября 2018 15:30

Куда исчез комбайн «Урал-20А» из заводского сквера?

В апреле нынешнего года в Копейске обсуждалась тема исчезновения с постамента проходческо-очистного комбайна «Урал-20А», установленного в 2011 году в сквере у Копейского машиностроительного завода.

Мы побеседовали о пропавшем монументе и его ныне существующих собратьях с краеведом Владимиром Колмогоровым.

Куда исчез комбайн «Урал-20А» из заводского сквера?
Автор: Светлана Полежаева Фото: Архив краеведа В. А. Косолаповой, газета "Горный машиностроитель"

- Владимир, в чем вы, человек, пристально отслеживающий судьбу мемориальных сооружений и малых архитектурных форм нашего города, видите причины исчезновения комбайна?

- Мне не очень верится в первоначальную версию произошедшего, озвученную в городских СМИ минувшей весной, о том, что памятник отправлен на реставрацию, ведь за машиной исчез впоследствии и постамент. Теперь на этом месте газон. Уже тогда слухмейкеры шептались: а вдруг комбайн пошел на металлолом?

Что же на самом деле сподвигло руководство флагмана отечественного машиностроения на столь варварский поступок, мне неизвестно. Но вполне очевидно, что Копейск потерял уникальный памятник.

Это не громкие слова, ведь творения копейских машиностроителей возведены на постаменты в ряде населенных пунктов России и ближнего зарубежья. Они даже стали экспонатами в музее добычи угля в словенском городе Веленье. Так что нашедший, казалось бы, вечную стоянку комбайн у родной гавани, машзавода, — это не просто памятник машине, а дань уважения труду талантливых инженеров краснознаменного города и часть нашей славной истории.

- В сквере у завода установлена и еще одна машина – УП-3. Она была поднята на постамент раньше или позже «Урала-20А»?

- Памятник машине УП-3 был открыт в преддверии сорокалетия Великой Победы благодаря стараниям создателя и первого руководителя музея боевой и трудовой славы завода Валентины Косолаповой, Доска на постаменте гласит: «Углепогрузочная машина УП-3 была создана коллективом Копейского машзавода. Серийно выпускалась с 1960 по 1968 год. Было выпущено 4136 машин».


- Памятником стал самый первый экземпляр углепогрузочной машины?

- В Копейске установлен не первый экземпляр УП-3. Но «первенец», выпущенный под маркой «КМЗ им. С. М. Кирова», тоже оказался поднят на постамент — это произошло 20 октября 1967 года на площади Шахтеров в городе Прокопьевске Кемеровской области.


Кемеровский памятник «Слава шахтерскому труду» венчает углепроходческая машина УП-3, благодаря которой в 1964 году бригадой Героя Социалистического Труда Николая Кочеткова на шахте «Центральной» был установлен всесоюзный рекорд проходки: за 31 рабочий день было пройдено 1172 метра горных выработок. 

- В каких еще населенных пунктах нашей страны копейские машины обрели статус памятников?

- Примеров можно привести множество! Несколько машин подняты на постаменты в Кузбассе. Так, в декабре 2008 года во дворе шахты «Полысаевская» в городе Полысаево установлен проходческий комбайн 1ГПКС, изготовленный в 2003 году под заводским номером № 434.


В Новокузнецке на въезде в Орджоникидзевский район можно увидеть ПКГ-3 — проходческий комбайн Гуменника. Конструктор-самоучка Яков Гуменик в первой половине 1950-х годов в Новокузнецке создал первый в Советском Союзе опытный образец угольного комбайна — ПКГ-1. В апреле 1956 года в соответствии с приказом министра угольной промышленности СССР на Копейском машзаводе приступили к изготовлению ПКГ-3. В 1958 году комбайн награжден Почетным дипломом и Большой золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. На медали изображен один из самых узнаваемых символов бельгийской столицы — фонтан «Писающий мальчик». Сам же выдающийся конструктор за создание скоростного проходческого комбайна ПКГ-3 в 1958 году был удостоен звания лауреата Ленинской премии.

Изготовленный в 1975 году проходческий комбайн ПК-3М установлен в 1980 году у входа в ПТУ № 38 (ныне профессиональное училище) в Ленинске-Кузнецком. В 2013 году в этом же городе открыт Музей шахтерской славы Кольчугинского рудника, с которого и началась горняцкая слава Ленинска-Кузнецкого. Сам музей расположен в бывшем здании клетевого ствола шахты. Уникальность музея — свободный вход для каждого желающего. На территории музея под открытым небом представлены лучшие образцы шахтерской техники, в том числе и две машины с маркой Копейского машзавода.


В калийной столице России — Березняках Пермского края у проходной Первого рудоуправления на постаменте стоял проходческо-очистной комбайн Урал-10 КСА. В 2006 году на руднике произошла осадка грунта. В итоге образовался провал, затопленный водой. Сам район вокруг предприятия впоследствии был расселен, но монумент при этом не канул в небытие. В 2013 году памятник был перенесен на площадь у Центра научно-технического творчества.



Проходческий комбайн 1ГПКС в 1991 году был установлен в алмазной столице России — городе Мирном Республики Саха (Якутия) у здания специализированного шахтостроительного треста компании «АЛРОСА».

В августе 2013 года комбайны ГПКС установлены в шахтерских поселках Дальнего Востока — Липовицы Приморского края и Чегдомын Хабаровского края.

В 1989 году в городе Артеме Приморского края был поднят на постамент комбайн ПК-3. Через двадцать лет, 25 августа 2009 года, на этом же месте (улица Кирова) открыли мемориал «Шахтерская слава», где горнопроходческая машина заняла центральное место. Комбайн был внедрен в начале 1950-х годов на шахте № 3-ц («Дальневосточная»). На комбайнах ПК-3 были достигнуты рекорды по проходке горных выработок — 601 погонный метр в месяц в 1966 году на шахте «Дальневосточная» и на очистной выемке — 10512 тонн в месяц в 1971 году на шахте «Амурская». Стоит отметить, что в Артеме на одной из шахт работал копейский Стаханов — Петр Пузанов.

Техника завода также установлена под открытым небом у высших учебных учреждений горного дела в Туле и Санкт-Петербурге. 

- В начале нашей беседы вы упомянули о том, что копейские машины-памятники есть и за рубежом, в Словении. Можете рассказать об этом подробнее?

- Комбайны КМЗ стали экспонатами музея добычи угля в словенском городе Веленье. Музей, который является визитной карточкой словенского города, получил признание одного из лучших технических музеев в Европе. Посетителям выдают шахтерское обмундирование с «тормозком», а затем спускают в клети в шахту глубиной 178 метров. В необычном музее представлено угледобывающее оборудование от начала XIX века до наших дней, в том числе и техника Копейского машзавода. Первый копейский комбайн ПК-3 появился на шахтах Словении в 1963 году. У входа в административное здание шахты установлен проходческий комбайн 1ГПКС, который эксплуатировался в шахте с 1982 по 2001 год. Также под открытым небом представлено два проходческих комбайна 1ПК-3Р. В «подземелье» можно увидеть проходческий комбайн 1ПК-3Р и буропогрузочная машина 1ПНБ, а также модель 1ГКПС, изготовленную на КМЗ в дар горнякам шахты «Веленье».

- Это единственный зарубежный город, где можно встретить наши машины, превратившиеся в монументы?

 - Если в России в Челябинской области находится самый крупнейший в Евразии угольный разрез, то в маленькой Эстонии расположена самая крупная в мире (!) сланцевая шахта. Название предприятия созвучно с названием прибалтийского государства. Здесь, в 20 километрах от города Кохтла-Ярве, на постаменте стоит погрузочная машина 1ПНБ2.


- В сквере у машзавода есть и еще один памятник – Сергею Кирову. Какова история этого монумента?

- Памятник Сергею Кирову на площади у проходной Копейского машиностроительного завода был установлен в 1954 году.

Напомним: выдающийся государственный деятель, 1-й секретарь Ленинградского обкома ВКП(б), был убит в здании Смольного 1 декабря 1934 года. Трагическая гибель одного из популярнейших политиков своего времени стала поводом для начала большого террора в СССР, но в то же время и поводом к увековечиванию его имени во всесоюзном масштабе. Машиностроительный завод с самого своего основания носил имя Кирова, но теперь оно вовсе исчезло.

Автор скульптуры – Зиновий Виленский, народный художник СССР, лауреат Госпремии СССР. Киров Виленского — один из популярнейших типовых памятников советского периода. Подобные памятники украшают улицы и площади многих городов страны. В Копейске работа Виленского также была установлена в сквере у шахты «Комсомольская». Но, к сожалению, тот памятник оказался варварски уничтожен.

Заводский Киров первоначально был выполнен из бетона, впоследствии на Кусинском машзаводе скульптура была переведена в чугун. Автор архитектурного решения – архитектор Семенов. 


Что сказали на заводе?

Мы попробовали узнать о судьбе проходческо-очистного комбайна «Урал-20А», позвонив в приемную генерального директора Копейского машзавода. К большому сожалению, в телефонном разговоре нам было отказано в комментарии.
В настоящее время редакция «Копейского рабочего» готовит официальный запрос на предприятие – копейчане имеют полное право знать, куда и почему исчез один из самых необычных монументов города.



Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
1 комментарий
Данила Здорово....
Для истории хочу внести ноту справедливости
Машину погрузочную УП-3 создал коллектив авторов института "Гипроуглемаш", так же как и комбайн ПК-3.
Проходческий комбайн ГПК (ГПКС, 1ГПКС), так же как и 1ПНБ2 и 2ПНБ2 создавался коллективом  института "ЦНИИподземмаш", но я думаю на табличках об этом не чего не сказано...
Оставить комментарий
19 апреля 2024 16:55 Проверка готовности к пожароопасному периоду

 19 апреля сотрудники МЧС проверили участки с уже созданной минерализованной полосой.

19 апреля 2024 14:00 Светлана Логанова: «На следующей неделе копейчане получат выплаты»

 Администрация города выплатит компенсации людям, которые пострадали из-за аварии на коллекторе. Сегодня временно исполняющая обязанности главы Копейского городского округа лично посетила место п...

Новости СМИ2