04 апреля 2016 11:52

Аутизм: ушедшие в себя. Как помочь таким детям?

Большинство молодых родителей с нетерпением ждут первую осознанную улыбку своего малыша, первые слова, вспоминают и разучивают разнообразные потешки для его первых незатейливых игр. Но дни складываются в месяцы, а долгожданного взаимодействия все нет и нет — малыш как будто не замечает окружающий мир и людей, он погружен в себя и, кажется, не имеет ни малейшей потребности в общении. Папам и мамам таких особенных деток стоит насторожиться: возможно, их малыш страдает особой формой психических расстройств — аутизмом.

Аутизм
Автор: Светлана Полежаева

О том, что это за недуг и можно ли его преодолеть, мы побеседовали с Маргаритой Фешковой, педагогом-дефектологом, руководителем Центра развития и коррекции для детей и взрослых «Гармония».

— Маргарита Петровна, слово «аутизм» довольно часто появляется на страницах газет и звучит с телеэкранов, но далеко не каждому человеку известно, что кроется за этим словом.

— Если говорить простым языком, то аутизм — это такое нарушение развития, при котором дети не могут полноценно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Причины, по которым возникает аутизм, до конца не определены: ученые считают провоцирующими факторами генные мутации, патологии беременности, отягощенную наследственность и иные причины.

Родители могут насторожиться при наличии нескольких признаков. В возрасте одного года ребенок не указывает пальцем на предметы и не лопочет, в 16 месяцев не произносит отдельных слов, в два года не связывает хотя бы два слова либо теряет приобретенные речевые навыки. Малыш не стремится играть и заводить друзей, он равнодушен к людям, не смотрит им в глаза. Детям-аутистам трудно и даже невозможно удерживать  внимание в течение продолжительного времени, они не отзываются на собственное имя. Им свойственна зацикленность: они часто повторяют одни и те же движения, любят какой-то один предмет, предпочитают один и тот же маршрут для прогулок и в целом боятся перемен. Но не стоит думать, что ребенок-аутист не способен на сильные эмоции: у таких деток случаются вспышки гнева, а еще может наблюдаться слишком высокая чувствительность к звукам, материалам или запахам, которая даже в младенчестве будет выражаться долгим и громким плачем.

— Что должны сделать родители при наличии у малыша перечисленных вами симптомов?

— Прежде всего — показать ребенка специалисту. Конечно, для любого человека огромный стресс даже просто предположить, что его ребеночек, его кровиночка — особенный малыш, не такой, как все. Поэтому вполне естественно, что родители проходят через стадию отрицания: «Он не смотрит в глаза и не играет со мной, потому что просто упрямится», «У нас папа долго не разговаривал, вот и сынок молчит». Но все же разобраться в ситуации желательно как можно раньше, и, если диагноз подтвердится, как можно скорее принимать коррекционные меры.

— А разве коррекция возможна?

— При соблюдении строгой системы коррекция всегда дает положительные результаты, но без помощи специалиста, владеющего методиками работы с детьми-аутистами, достичь их бывает очень непросто. Конечно, аутизм — не насморк, полностью уйти от него невозможно. Цель коррекционных занятий — социализация ребенка, то есть научение его жизни в обществе по общепринятым нормам и правилам. Бывает, что эти дети не могут самостоятельно принимать пищу, одеваться, чистить зубы, хотя физиологических препятствий для этого нет — у них прекрасно работают ручки и ножки. Они не выполняют элементарные действия, потому что папы и мамы не смогли их научить.

Важно с самого раннего детства приучать ребенка к жизни в обществе и формировать понятия «можно — нельзя», не поддаваться панике и помнить, что рядом есть люди, готовые прий-ти на помощь семье и ребенку.

— Достаточно ли только педагогической поддержки? Или может понадобиться медикаментозное лечение?

— Легкие формы аутизма лечатся без всяких лекарств. Но если ребенок не спит, отказывается от пищи, кусает себя, разрушает своим поведением жизнь своих близких, несмотря на все предпринимаемые усилия педагогов не пытается использовать речь для общения, то без медикаментов не обойтись. Довольно эффективной в развитии ребенка-аутиста является так называемая АВА-терапия — коррекция поведения, в которой задействована вся семья особого ребенка. Также значительные результаты дает сенсорная интеграция (развитие восприятия, моторики, движений, ощущения пространства).

— Если ребенок-аутист живет своим внутренним миром, то, может быть, для него окажется полезным посещение детского сада?

— Каждый случай строго индивидуален, поэтому важно прислушиваться к рекомендациям специалистов, в том числе и в вопросе посещения детского сада. Но в целом любому ребенку необходим пример жизни здоровых сверстников. В нашей стране активно развивается программа инклюзивного обучения, поэтому препятствий посещению детского сада малышом-аутистом со стороны педагогического сообщества, думается, возникнуть не должно. Чтобы посещение детского сада проходило спокойно, родителям обязательно стоит обратить внимание педагогов на особенности своего ребенка.

— Могут ли родители облегчить общение маленького аутиста с миром?

— Я могу привести несколько общих правил. Не повышайте голос, даже если бывает трудно сохранять спокойствие: слова произносите ровным тоном, доброжелательно, без лишних эмоций. Избегайте сложных по построению фраз, иначе малыш может не понять смысл сказанного: «Возьми ложку, вытри руки, сядь на стульчик». Старайтесь переключать его на разные виды деятельности, чтобы отвлечь от повторяющихся движений и циклических занятий. И, конечно, не опускайте руки — от вашего настроя в значительной степени зависят будущие успехи малыша. 

В календаре есть даты — не праздничные, не красные, но, несомненно, имеющие большую социальную важность:

21 марта — Международный день человека с синдромом Дауна, 2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

Центр развития и коррекции «Гармония» в целях поддержки лиц с аутизмом и детей с синдромом Дауна проводит благотворительное праздничное мероприятие для особенных детей «Наш мир — для тебя!». Начало в 15:00 завтра, 2 апреля, по адресу: Копейск, пр. Победы, 16б. Устроители праздника приглашают неравнодушных людей и организации к участию, чтобы вместе подарить особенным детям незабываемые, радостные впечатления. Телефоны для справок: 89123152872,

89514470550.

История термина

Термин «аутизм» имеет греческое происхождение: «auto» переводится как «сам». Ребенок-аутист излишне самонацелен, самоуглублен, ему достаточно своего внутреннего мира, поэтому ему сложно выстроить взаимодействие с социумом и в полном объеме воспринимать окружающую его действительность.

Ранний детский аутизм далеко не всегда сопровождается умственной отсталостью. Бывает и так, что часть детей-аутистов вырастают в гениев. К примеру, расстройства аутичного спектра были у Ньютона, Эйнштейна, Дарвина, Больцмана, Планка, Менделеева, Карно, Эренфеста, Шредингера. 

Аутизм бывает разный 

Существует несколько классификаций раннего детского аутизма, но одной из основных является классификация по формам заболевания и степени проявления симптомов.

Собственно аутизм. Дети, страдающие этим недугом, с самого раннего возраста имеют весь спектр проблем с социализацией и адаптацией к окружающему миру, а в ряде случаев — сниженный уровень интеллекта.

Синдром Аспергера. Дети с синдромом Аспергера имеют те же проблемы, что и аутисты, но, как правило, показывают более высокие результаты при интеллектуальном тестировании. Зачастую талантливы — имеют литературную одаренность, прекрасно рисуют, в мельчайших деталях запоминают пейзажи, технические схемы, оперируют в уме многозначными числами и т. д.

Синдром Ретта. Проявляется в возрасте 1-4 лет: дети, которые сначала развивались так же, как большинство их сверстников, вдруг начинают деградировать — полученные знания, умения и навыки будто стираются. Их речь становится бедной, появляется социальная беспомощность, приобретаются навязчивые однотипные, повторяющиеся движения.

Аутичная агрессия. Достаточно редкая форма аутических расстройств, которая также начинается внезапно, спустя год-два после рождения ребенка. Ребенок не только теряет большую часть социальных навыков и становится малообщительным, но и уходит в агрессию. Агрессия может быть направлена как на внешний мир (эту форму еще называют детские разрушительные беспорядки), так и на самого себя — малыш может начать кусать себя, бить и т. д.

Атипичный аутизм. К этой группе  исследователи относят детей с легкой формой аутизма или умственной отсталостью аутичного типа. Как правило, их не смогли отнести ни к одной из перечисленных выше категорий.⁠

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
21 июня 2022 12:15 Завтра глава Копейска проведет прямой телефон

Вопросы Андрею Михайловичу Фалейчику можно будет задать в течение часа.

21 июня 2022 11:33 Челябинский театр кукол присоединился к флешмобу от «Союзмультфильма»

Челябинский театр кукол им. В. Вольховского поддержал акцию Министерства просвещения РФ. Ведомство к 86-летию киностудии «Союзмультфильм» запустило флешмоб: «Ты — мультгерой». За образ из сове...

Новости СМИ2