Доступная среда. Комфортно ли живется инвалидам в Копейске?
Среди десятков знаменательных дат, означенных в календаре, есть и Международный день инвалидов – он приходится на третье декабря. Для людей, не имеющих значительных проблем со здоровьем, это повод задуматься о своем отношении к тем, кто в силу тяжелых диагнозов лишен многих простых человеческих радостей.
Готов ли каждый из нас протянуть руку помощи незрячему или глухонемому путнику? Можно ли сделать доступнее городскую инфраструктуру для «особенных» земляков? На эту тему мы побеседовали с Татьяной Бганиной, председателем копейского отделения Всероссийского общества слепых, а заодно прогулялись с ней по городу.
Оазис
Копейское отделение ВОС расположилось на первом этаже трехэтажного сталинского дома на улице Борьбы, 37. Помещение, в котором проходят социальную реабилитацию тотально слепые и слабовидящие копейчане, полностью оборудовано под нужды и с учетом потребностей людей, ориентирующихся в пространстве на слух и при помощи тактильных ощущений: здесь все двери, ведущие в кабинеты, сделаны по принципу купе, отсутствуют порожки, мебель не имеет явных острых углов. В этом маленьком мирке — очень комфортная атмосфера, что помогает незрячим людям отвлечься от своих проблем и с удовольствием, с душой попеть в хоре, поиграть в шашки, позаниматься на компьютере в специально оборудованном классе, послушать и почитать стихи в литературной гостиной.
Место для своего «оазиса» местное отделение общества слепых получило благодаря отзывчивости руководства управления социальной защиты населения, о чем Татьяна Бганина вспоминает с особой душевной теплотой. Ремонт и оснащение кабинетов велись и за счет депутатской помощи, и при поддержке предпринимательского сообщества, периодически выделялись ассигнования из бюджета.
Процесс благоустройства затянулся на несколько лет, но Татьяна Ильинична на это не жалуется. Она вообще очень благодарный и трезвомыслящий человек: радуется любой помощи и искренне считает, что им, инвалидам, никто ничего не должен. Помогли — чудесно, не помогли — значит, есть у города и в целом у общества более насущные, первоочередные задачи. Значит, можно и нужно подождать.
Осторожно, гололед!
Слабовидящей Татьяна Бганина стала в 1991 году, когда отважилась на лазерную коррекцию небольшой по диоптриям близорукости. В свердловской офтальмологии подобные операции только начинали проводиться, и у врачей, что называется, была не набита рука — Татьяне Ильиничне, попросту говоря, спалили лазером внутренние структуры глаз. Полгода она не видела вовсе, затем на одном глазу зрение немножко восстановилось — до трех процентов. Она может различать силуэты людей, а под определенным ракурсом, если напряжется, способна рассмотреть крупные буквы. Сложнее всего ей даются самостоятельные походы по улицам, по магазинам и организациям и поездки на общественном транспорте. Зимой появляется сезонный враг — гололед.
Мы с Татьяной Ильиничной выходим на небольшую прогулку из уютного офиса общества слепых. В качестве сопровождающей берем зрячего секретаря, очень доброжелательную и заботливую женщину Любовь Дробнич.
— Без нее мне зимой по улице не пройти, — поясняет Татьяна Бганина. — Люди, не имеющие проблем со зрением, на такой катушке ноги ломают, а я и вовсе шагу ступить не могу.
Мелкими шажками, аккуратно мы идем по дворам в сторону улицы Ленина.
— Это кратчайший путь для большинства наших ребят с остановки до общества, — говорит Татьяна Ильинича. — Мы просим о том, чтобы его заасфальтировали, уже несколько лет, но пока безрезультатно. Да, можно было бы пройти в обход, по улице Борьбы, но летом там на тротуаре непролазные лужи, а зимой — ледяные буераки. Надеюсь, что эта проблема со временем решится — у нас налажен добрый, конструктивный диалог и с Владимиром Георгиевичем Бисеровым (исполняющий обязанности главы Копейска, — прим. авт.), и с Ириной Григорьевной Щерба, начальником управления соцзащиты.
Обледеневшие пандусы доставляют неудобства незрячим инвалидам-колясочникам, а также мамочкам с колясками
И свет, и звук
Хорошо, когда диалог налажен. Тем не менее ходить в администрацию председатель копейского отделения ВОС без сопровождающего не любит: там плохое освещение, а полумрак для слабовидящих людей ничем не отличается от полной темноты — ничегошеньки не видно. Таблички на кабинетах при тусклых лампочках становятся нечитаемыми, ступеньки — незаметными.
Недостаток искусственного света имеется и в поликлиниках — в частности, в «кировской».
— Но там хоть информационные таблички на кабинетах расположены на уровне глаз, что облегчает чтение людям с остаточным зрением, — констатирует наша собеседница.
И добавляет:
— Насчет полумрака в поликлинике мы не ропщем. На прием к врачу в большинстве своем приходят пациенты, которые чувствуют себя не слишком хорошо, поэтому яркий свет, скорее всего, их бы раздражал. Нужно понимать, что нас, инвалидов, значительно меньше, чем зрячих людей. Было бы верхом эгоизма требовать переориентировать под себя целый мир в ущерб остальным людям.
А вот что точно оценило бы большинство копейчан наряду со слабовидящими земляками — так это установку внешних и внутренних громкоговорителей в автобусах и маршрутных такси. Стоишь, бывает, зимним вечером или утром на остановке, и не можешь разглядеть номер на подъезжающей маршрутке. А тут раз — и по громкоговорителю тебе сообщают: «Маршрут № 10, кольцевой по улице Ленина». А пассажиры внутри слышат, например, такую фразу: «Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка — улица Темника». Вот была бы красота! И не надо пытаться рассмотреть постоянно меняющийся пейзаж сквозь толщу морозных узоров на окнах или сквозь осеннюю хлябь, густо налепившуюся на стекла с наружной стороны. Объявили остановку — и вуаля, поспешай на выход.
Если бы на это благодатное дело еще и деньги нашлись…
Без помощи — никак
«Озвученности» в Копейске вообще не хватает. По инициативе общества слепых и при поддержке городского руководства на основных магистралях появились звучащие светофоры, и это несомненное благо. Но работу по увеличению количества речевых информаторов и сигнализирующих устройств нужно вести и дальше. Слабовидящие без посторонней помощи не могут воспользоваться терминалами, выдающими талончики на прием к специалистам многофункционального центра или пенсионного фонда, молчат терминалы и во многих банках.
Переходим дорогу от остановки (спасибо дисциплинированным водителям, которые тормозят при виде пешехода, собирающегося перейти через проезжую часть на нерегулируемом переходе) и идем в управление социальной защиты. Татьяна Ильинична бывает здесь часто, поэтому без затруднений выступает в роли экскурсовода:
— Здание соцзащиты — одно из немногих в городе, где на входе имеются цветовые обозначения опасных мест. Здесь край самой нижней и край самой верхней ступеньки обозначены при помощи желтой краски, а на стеклянной двери в соответствии с требованиями безопасности сделана наклейка — желтый круг. Почему желтый? Этот цвет слабовидящие перестают видеть в последнюю очередь. Правда, я сама его не различаю, поэтому предпочитаю при подъеме и спуске пользоваться пандусом.
Пандус местами обледенел — во время оттепели талые воды натекли с водостока, поэтому подъем по нему Татьяне Ильиничне даже с помощью сопровождающей ее Любови Ивановны дается непросто. Трудности эти временные: на входе в УСЗН пока не завершен ремонт козырька, вот водица и попадает на крыльцо.
Будем терпимее
Последняя точка небольшого вояжа — супермаркет.
— Я не люблю ходить в обычные магазины, супермаркеты намного лучше, потому что каждый товар можно взять в руки до покупки и попытаться рассмотреть и цену, и срок годности, — рассуждает Татьяна Бганина.
В одном из магазинов самообслуживания Татьяна Ильинична — постоянный покупатель. Продавцы ее уже знают и общаются с ней вежливо и доброжелательно. Поначалу же не обходилось без недопонимания: настойчивый председатель местного отделения ВОС стыдила персонал за то, что вовремя не убирают с прилавков продукты с истекшим сроком годности, причем делала это каждый раз, когда обнаруживала просрочку. И, кажется, воспитала сотрудников спуремаркета: товаров «второй свежести» нам не встретилось.
— Ладно я, с горем пополам могу рассмотреть сроки хранения, а тотально слепой человек купит испорченное лакомство и, вполне вероятно, получит сильнейшее отравление. Это тот случай, когда халатность продавцов граничит с бесчеловечностью! — восклицает она.
Мелкий шрифт на этикетках - большая проблема для слабовидящих
У инвалидов по зрению много бытовых трудностей, но они не вешают нос — не жалеют себя, живут полной, насыщенной жизнью, какой порой могут позавидовать и зрячие. Им не хочется быть окружающим в тягость, но все же каждый из нас, а не только руководство города, может проявить к слабовидящим, да и вообще к инвалидам, элементарную эмпатию. Когда вы видите в учреждении человека, ползущего по лестнице с черепашьей скоростью, не толкайте его: «Ух, коряга, побыстрее не можешь?». Когда вы за рулем, не притормозите, а полностью затормозите перед переходом — вдруг пешеход не видит вас или просто не может двигаться быстрее. Когда вас просят выступить сопровождающим — не гневайтесь, потратьте пару минут драгоценного времени на того, кто беспомощен.
Не делите общество на «здоровых» и «инвалидов», поскольку диагноз дело такое: сегодня нет, а завтра — кто знает… Оставайтесь людьми, ведь особенным землякам нужно помогать не только третьего декабря.
Губернатор Челябинской области недавно запустил акцию “Елка желаний”. 20 декабря эту праздничную эстафету подхватил город Копейск. Глава города Светлана Логанова, ее заместители, депутаты и предпр...
20 декабря в Доме культуры имени Кирова состоялось волшебное новогоднее представление для детей. Праздник начался с радостной встречи аниматоров, которые предложили ребятам принять участие в разно...