16+
25 декабря 2017 11:49

Евгений Худяков: «Выбрал профессию — будь в ней специалистом»

Из житейского опыта нам известно, что слово «призвание» обычно употребляется в отношении к таким видам деятельности, которые так или иначе связаны с творчеством или даже еще конкретней — с искусством (так, можно говорить о призвании художника, поэта, допустимо — о призвании хирурга).
Евгений Худяков
Автор: Людмила Гейман Фото: Фото автора
Профессия же, на мой взгляд, в отличие от призвания, подразумевает вид деятельности, в которой многие могут добиться одинакового успеха, если захотят. Это своего рода ремесло. Простой пример. Писатель (по крайней мере хороший писатель) творит, когда у него есть вдохновение. А журналист (по крайней мере хороший журналист) должен писать историю современности каждый день — это его профессия. Впрочем, я вовсе не собираюсь философствовать на эту тему. А хочу рассказать о человеке, полвека жизни отдавшем своей профессии и своему призванию (да-да, не побоюсь это утверждать) — физкультуре, спорту, воспитанию здорового поколения. Это преподаватель физвоспитания Копейского медицинского техникума Евгений Худяков, который буквально на днях отметил свой 75-летний юбилей. Несмотря на возраст, он продолжает трудиться в полную силу. А еще обладает общительным характером и прекрасным чувством юмора. С ним и состоялся наш традиционный «разговор по пятницам». 

— Евгений Владимирович, за плечами у вас большая жизнь. Расскажите, откуда вы родом, о своей семье.

— Родился я в 1942 году в деревне Березово Красноармейского района — колхоз «Вперед». Пока брат бегал за лошадью на конный двор, чтобы везти маму в больницу в район, она меня и родила прямо дома. Соседка роды приняла, пуп мне перевязала, вот по сей день не развязывается. Я последышем был в семье, восьмым по счету. Правда, двое детей у мамы с отцом умерли. А когда я родился, ей уж пятый десяток шел, она с 1901 года. Да что мама, отец у меня, Владимир Ефимович Худяков, вообще 1885 года рождения. Он самого графа Льва Николаевича Толстого видел, даже в ресторан его не пустил. Хотите, расскажу?

— Любопытный факт. Конечно, расскажите. 

— Его семья жила в Калужской области. У деда чайная была, скотина домашняя, большой сад, в столицу яблоки возами возили. Потом отец попал в Москву, до революции еще. Работал в ресторане на Арбате официантом. Как-то, рассказывал он, швейцар у них заболел, и хозяин его на двери поставил. И вот входит человек — с бородой, в холщовой рубахе, перепоясанной поясом, темно-синие холщовые же штаны, шляпа, трость. Отец его не пускает, мол, не по форме одет для ресторана (положено было, чтоб при бабочке и все такое). Тот просит позвать хозяина. А хозяин как увидел гостя-то, сразу рассыпался в извинениях, проводил в зал. Он подает отцу шляпу и трость, а на трости — крупный бриллиант. А когда граф стал уходить и отец подал ему шляпу и трость, он дал ему чаевые — теми деньгами пять рублей! На эти деньги можно было в то время корову купить. Вот это и был Лев Николаевич Толстой.

— А как ваша семья на Урале оказалась?

— Это уж в тридцатые годы, отец женатый уже был, дети росли. Хозяйство свое было, не бедствовали. Вот и раскулачили да сослали на шахты в Копейск. Отец еще и сидел шесть лет. Сначала в Златоусте отсиживал, потом Комсомольск-на-Амуре строил. А мама здесь, как спецпереселенка, на 23-й шахте работала в стволовой. В сорок первом отец вернулся, и они в деревню уехали. Там я и родился. А году в пятьдесят шестом отца вызвали в район, бумагу выдали, что, мол, зря он сидел. Реабилитировали, значит. Даже какие-то деньги выплатили.

— Евгений Владимирович, а что вы помните из своего послевоенного детства? 

— Я с четвертого класса уже в колхозе работал. Не толко я, все школьники каникул не имели — зимой учимся, летом трудимся. Погонщиком был на прополке, на граблях работал в сенокос, на волокуше. Знаете, что такое волокуша? Когда на сенокосе сено кучками скопнят, волокуша тащит эти копна, подвозит к зароду, там сено сваливает. 

Тогда деньги в колхозе не платили, мы за трудодни работали. На эти трудодни выдавали зерном, сеном, овощами. Ну и сами хозяйство вели: свиней, кур, корову держали. Покушать было что, не голодали. Родители съездят на базар, продадут что-нибудь — соли-сахару купят, из одежды что-то…

Семь классов окончил и приехал в Копейск, здесь у меня два брата уже жили и работали — у нас же разница в возрасте большая была. В восьмом и девятом классах учился в школе №13. Год у одного брата жил, второй — у другого. А потом поехал к третьему, в Челябинск, он начальником ОТК на заводе имени Орджоникидзе работал. Взял меня на завод, там я выучился на слесаря-лекальщика. Хорошая профессия. Параллельно десятый класс в ШРМ окончил. Потом автодорожный техникум по специальности «техник-механик». 

— Когда вы всерьез увлеклись спортом?

— Еще в школе. Когда учился в техникуме,  участвовал в соревнованиях по велоспорту. А когда техникум-то окончил в шестьдесят четвертом, сразу на сборы уехал от Автошосдор — это такая организация была, профсоюзная что ли, которая техникумы объединяла. Полтора месяца тренировался, попал в министерскую команду и полетел в Калининград на первенство России. Там в общем зачете занял пятое место, и меня взяли в сборную России от учебных заведений, во вторую команду. Поехал на первенство Союза, в котором участвовало пятнадцать республик. Наша вторая команда России заняла четвертое место. 
Знаете, на что я тогда обратил внимание? Как экипированы спорт-смены из южных республик. И форма — не сравнить с нашей, и велосипеды уже тогда у них были ультрасовременные. Недаром говорили, что при Союзе в республиках жили лучше, чем в РСФСР. 

Ну вот, приехал я оттуда, а мое место в таксомоторном хозяйстве Челябинска (у меня туда было направление от техникума) уже занято: где, мол, раньше был? Я и попросился в Копейск. Начальником пассажирского предприятия был тогда Виктор Георгиевич Добрынин, он меня взял. Я работал механиком и учился в политехническом институте на вечернем. 

— И все-таки в итоге вы не посвятили себя технической специальности. Тянуло в спорт?

— Еще как! Когда Борис Викторович Попов, основатель велосипедного спорта в Копейске, пригласил меня работать тренером, я с радостью согласился. Но тренерская работа требует не только собственной спортивной подготовки, но и знаний, как научить ребят. Поэтому я попытался со второго курса политехнического перевестись в педагогический на физкультурный факультет, однако получил отказ: мол, из технических вузов не переводим. Пришлось забирать документы и поступать на первый курс педагогического. Учился и работал. 

— Евгений Владимирович, в медицинском техникуме вы с 1970 года. Сорок семь лет — срок немалый, вы здесь старожил. Какие события из этих лет наиболее запомнились?

— О, за эти годы много воды утекло. Когда пришел работать, контингент учащихся был 1080 человек! А здание, если вы помните, было небольшое — переоборудованное из бывшего административного управления шахты №20. Ничего, помещались, занятия в две смены проводились, но никто не пищал. Спортсмены еще на тренировки оставались. Ну а я на две с половиной ставки работал, с восьми утра и до позднего вечера. Молодой же был, сил полно. Тогда завучем была Наталья Леонидовна Войцехович. Так она как-то говорит директору: «Илья Исакович, Худякову надо раскладушку купить и поставить, все равно он в училище живет». Илья Исакович Эммануэль директором тогда был, хороший человек. Он меня и на работу принимал. 

Шесть лет возил наших девчонок на первенство России по лыжам среди медицинских училищ. Бывали в Калуге, Сызрани, Сыктывкаре, два раза — в Ленинграде. Брали призы в областных соревнованиях. Помню, в первой городской спартакиаде среди профессиональных учебных заведений мы даже команду народного учителя победили. Это я об Александре Степановиче Жимоедове говорю. Звание народного он, конечно, позже получил, а тогда преподавал физкультуру в училище №34, и спорт там был на высоте. Победили, помнится, мы потому, что у нас лыжники очень сильные были и «игровики». Жимоедова тогда это задело за живое, и он тоже стал команды волейболистов и баскетболистов готовить. 

Я многих помню, кто спортом занимался, коллеги же. Ну а меня-то, наверное — все помнят: живой, мол, еще, работает. А ведь у меня восемнадцать лет назад инсульт был, половину тела парализовало. Мог и, что называется, в лучший мир уйти, да выкарабкался. Каждый день за себя боролся, через полгода снова был на работе. 

— Расскажите о своей семье.

— Семья как семья. А лучше я расскажу, как мы с женой смешно познакомились. Я тогда еще тренером работал у Бориса Попова. Однажды мой знакомый, он фотографией занимался, говорит: «Знаешь учительницу из пятой школы, Галину?». Не знаю такую, отвечаю. «А она тебя на фотографии увидела и говорит, что знает тебя». Ну, меня любопытство разобрало. Взял да позвонил в школу, пригласил в кино. И вот стою у кинотеатра имени Калинина с билетами, сам метр с кепкой, волнуюсь. Уже второй звонок прозвенел на сеанс, а ее нет. И вот подбегает: «Вы Худяков? Извините, я ошиблась, я не вас знаю». Но не пропадать же билетам? Пригласил на сеанс. А через полгода поженились. Двоих детей мы с Галиной Ивановной вырастили. Дочь Людмила на машиностроительном заводе работает, в отделе кадров, сын Евгений — в одной из челябинских фирм. Все замечательно. 

— У вас есть какая-то особая система в работе?

— Ничего особенного, чего бы не знали все педагоги физвоспитания. Так, я пользуюсь системой самоконтроля. Во-первых, делаю допуск. Это им и по специальности знать надо, они же будущие медики. Потому что, если у девочки сердце слабое, а я дам ей пять минут бега, что может быть? Да я по цвету лица уже вижу состояние человека, останавливаю. 

Самоконтроль, кстати, всем нужен, особенно людям пожилого возраста. А то они зимой спят-спят, а снег сойдет — за лопаты схватятся и на огороды. Вот вам и инфаркт. 

Если совсем коротко, система самоконтроля такая. Размялись, потом пять минут сидите, на шестой считаете пульс. Ровный пульс — все, бери снова лопату. Поработали — выполните функциональную пробу. Пять минут лежим и затем меряем пульс. Это объективный показатель: справляется ли ваше сердце с нагрузкой. Если нет — лопатки в сторону. У женщин до 90 ударов в минуту — норма. Если выше — есть какая-то причина.

— Евгений Владимирович, вы уже сами пятнадцать лет как пенсионер. Можно отдыхать, заниматься садом, внуками. Что вас держит на работе? 

— Я свою профессию уважаю. Могу смело сказать: в ней я не «шабашник», я мяч не брошу. Считаю так: в своей профессии надо быть специалистом. А специалистом стать легче, если работа по душе, по сердцу. Ведь когда-то я поменял профессию. И не жалею об этом, потому что от своей работы я получаю удовольствие. 

— Вы сказали «я мяч не брошу». Что это значит?

— Это означает, что каждый человек в своей профессии должен пользу приносить, а не просто «отбывать». А насчет того, откуда эта фраза... Вспоминаю случай, бывший лет семь назад. На площадке провожу первое занятие с первокурсниками. Одна девочка круг пробежала, смотрю — уже пешком идет. Пощупал пульс: сердце бьется, как у зайца. Спрашиваю, в какой школе училась. Я же всех физруков знаю. Не буду называть школу, но, когда я спросил, как они там физкультурой занимались, она говорит: «Он нам мяч кинет, мы и играем сами по себе». 

Так относиться к работе — себя не уважать. Раз выбрал профессию, ты должен ее хорошо выполнять, какую бы зарплату ни получал. Это мое жизненное кредо. 

Мнение

Ирина Грачева, директор медицинского техникума:
— Евгений Владимирович принадлежит к той гвардии, к тому поколению, которое и сегодня еще в строю и на которое можно во всем положиться. Это человек, уважаемый в коллективе, профессионал. Он знает, как правильно распределить нагрузку, чтобы физкультура приносила не вред, а пользу, умеет грамотно подготовить наших студентов к каким-то сложным соревнованиям. А главное, умеет объяснить молодежи, что физическая активность — это очень важно, это один из основных принципов здорового образа жизни.
В свое время Евгений Иванович завоевал звание кандидата в мастера спорта. Он имеет звание отличника физической культуры и спорта СССР, а в 2017 году был награжден премией губернатора Челябинской области.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
29 марта 2024 12:00 Почетный гражданин Копейска о политической ситуации

 Зинаида Григорьевна Шарко обладает своим мнением не только о жизни нашего города, но и о международной политической ситуации.

29 марта 2024 11:30 Налогоплательщикам Копейска рассказали об изменениях в законодательстве

28 марта в Налоговой инспекции Копейска прошел информационный семинар. 

Новости СМИ2