Год кино близится к завершению
Год кино близится к завершению. И пусть Копейск далек от съемочных площадок, у нашего города имеется своя кино-история. Поведать о ней мы попросили краеведа Владимира Колмогорова.
Мы к вам заехали на час
— Владимир, в каком году в Копейске начали показывать кино?
— Наиболее раннее документальное свидетельство о первых кинопоказах, прошедших в шахтерском поселке Копи, приходится на 1919 год, когда агитпоезд имени Ленина — «Литературно-инструкторский поезд № 1» — прибыл в Челябинск, а затем был направлен к нам, на Копи. Здесь он находился два дня, 26 и 27 октября. Команда агитаторов включила в число проводимых мероприятий и демонстрацию кинофильмов.
— Что это были за картины?
— Это были документальные фильмы антирелигиозной направленности — «Вскрытие мощей Сергия Радонежского» и «Вскрытие мощей Тихона Задонского». Для нашего поколения подобные «киношедевры», конечно, кажутся абсолютной дикостью, но в начале прошлого века молодой советской власти необходимо было перестроить сознание глубоко верующих людей, взрастить в их сердцах атеизм. В число демонстрируемых лент вошли и художественные фильмы — «Отец и сын» и «Сказка о рыбаке и рыбке».
Поезд состоял из двенадцати вагонов, в которых разместились небольшая электростанция, клуб, библиотека, радиостанция, типография и кинозал. Желающих приобщиться к самому молодому из искусств было так много, что демонстрация фильмов проводилась под открытым небом. Девять сеансов было адресовано детской аудитории и один — взрослой. Агитаторы вели серьезную борьбу за умы подрастающего поколения.
— Когда копейчанам предоставилась следующая возможность приобщиться к киноискусству?
— Через год, 21 ноября 1920 года, всесоюзный староста Михаил Калинин привез с собой из Москвы кино на колесах — это был второй агитпоезд, побывавший на Копях и называвшийся «Октябрьская революция».
Целью визита Михаила Ивановича было решение давно назревших социальных вопросов, а демонстрация кинолент была полезным для советской пропаганды дополнением. В Российском государственном архиве социально-политической истории сохранились документы, из которых следует, что на Серго-Уфалейских копях (сейчас это территория копейского машиностроительного завода) был дан один киносеанс на открытом воздухе, который посетило две тысячи зрителей.
— Наверняка копейчане ждали не столько показа кино, сколько встречи с Михаилом Калининым. Она состоялась?
— Михаил Иванович встречался с шахтерами, но не во время этого показа. Достоверно известно, что он посетил поселок Северный рудник, причем добирался туда на личном автомобиле. Для транспортировки машины на дальние расстояния предназначался отдельный вагон поезда, а по окрестностям тех населенных пунктов, где останавливался состав, он колесил на комфортабельном авто.
До наших дней дошли фотографии встреч председателя президиума Верховного Совета с копейскими горняками. Известен и тот факт, что особо отличившимся из них он вручил памятные подарки. Так, Анастасия Собакина, поднимавшая красное знамя над копром шахты «Александр», впоследствии переименованной в шахту «Красная горнячка», была отмечена библиотечкой.
Пятьсот киномехаников
— Советские агитпоезда — явление с культурологической и исторической точки зрения, бесспорно, интересное. Но все-таки любопытно: когда в наших краях появились первые киноустановки и киномеханики?
— Как и во многих других населенных пунктах, сопоставимых по численности населения с нашим городом, — ближе к тридцатым годам. Киноустановки приобретались прежде всего для рабочих клубов.
Говоря о становлении местного кинематографа, непременно следует упомянуть об уникальном человеке, киномеханике Павле Васильевиче Ромове. О нем неоднократно писал «Копейский рабочий». У Ромова всегда находились новые, незаезженные темы для беседы с журналистами, что и неудивительно — Павел Васильевич посвятил горячо любимой профессии шестьдесят пять лет жизни.
— Где располагался первый кинозал?
— В начале ноября 1933 года состоялось официальное открытие Дворца культуры угольщиков, а уже в декабре в нем начал действовать кинотеатр. Дебютной для нового учреждения лентой, которую, кстати, демонстрировал землякам Павел Ромов, была драма «Первый взвод», повествующая о событиях Первой мировой войны и войны гражданской.
— Ромов был единственным киномехаником Копейска, или у него имелись коллеги?
— Коллег Павел Васильевич воспитал сам — в свободное от основной работы время он преподавал в кружке кинолюбителей при ДК угольщиков. Известно, что за все годы работы он обучил киноделу около пятисот человек. А еще он прекрасно играл на скрипке и сам рисовал афиши.
— Возникает вопрос о звуковом сопровождении кинофильмов, которые показывали в 30-е годы в Копейске. Кино уже не было немым, или приходилось прибегать к помощи таперов?
— Технология производства звукового кино в СССР начала внедряться еще в конце 20-х годов, к 1934 году наша страна полностью перешла на производство фильмов с синхронной озвучкой. Но, по-видимому, в Копейске еще не имелось аппаратуры, способной воспроизводить новые ленты. Поэтому без аккомпанемента таперов обойтись не получалось.
Нина Николаевна Строева, которую многие помнят как прекрасного руководителя, директора копейской музыкальной школы, в ту пору была совсем молодой женщиной, простой пианисткой. Она переехала в Копейск из другого города, устроилась работать в ДК угольщиков на должность аккомпаниатора и, соответственно, выполняла на киносеансах функцию тапера.
— Владимир, давайте напомним читателям, как складывалась дальнейшая судьба киномеханика Ромова.
— Павел Васильевич постоянно совершенствовал свое мастерство. В 1939 году он получил направление на всесоюзное совещание киномехаников-стахановцев, где его наградили знаком «XX лет кино СССР».
В начале войны он ушел на фронт, но оставил за себя работать целую плеяду своих учеников. Между боями копейский механик продолжал заниматься любимым делом: показывал бойцам фильмы и играл на скрипке.
Служил он в стрелковом полку, дошел до Победы, после окончания войны вернулся к профессиональным обязанностям.
— Правда ли, что Павел Ромов способствовал развитию киноискусства в Копейске?
— Это действительно так. Он встречался с руководителями шахт, убеждал их выделить деньги на покупку оборудования для демонстрации фильмов рабочим. В 50-е годы активно способствовал переоснащению всех дворцов культуры и клубов под трансляцию широкоформатных фильмов. В 1967 году труд Павла Васильевича был отмечен высокой правительственной наградой — орденом «Знак Почета».
По обе стороны кинокамеры
— Когда в Копейске были построены кинотеатры как самостоятельные учреждения культуры?
— Кинотеатр имени М. И. Калинина был открыт 7 ноября 1951 года — к сожалению, теперь он выполняет функции торгового комплекса.
В этом кинотеатре на первом этаже демонстрировались художественные фильмы, а на втором — документальные. Новое здание стало площадкой для выступления многих артистов, посещавших наш город.
В 1959 году открылся кинотеатр «Знамя» в поселке Новостройка. В настоящее время он разрушен. А в 1961 году — кинотеатр «Комсомолец» в поселке четвертого участка. Небольшие кинозалы имелись в клубах и дворцах культуры каждого рабочего поселка.
— Все мы знаем, что родиной певца и композитора Александра Градского является Копейск. Может быть, кто-то из знаменитых киноактеров тоже является нашим земляком?
— Звезд первой величины, пожалуй, назвать не получится. Из артистов, не получивших широкой известности в кино, вспоминается Алексей Сережкин, в официальной биографии которого упомянуто, что он родился 8 апреля 1938 года в Копейске. В его кинокарьере — лишь три эпизодические роли в фильмах «Солдатское сердце», «Прыжок на заре» и «Мир входящему». Тем не менее он заработал звание заслуженного артиста СССР, поскольку сполна реализовал свой талант на театральной сцене.
О судьбе Алексея Васильевича мало что известно. Он оказался незаслуженно забыт и почитателями, и коллегами, в открытых источниках совсем нет сведений о его родне. Даже его могила была обнаружена в Смоленске некрополистом (специалистом, который изучает кладбища и захоронения) Алексеем Машковым случайно. Захоронение пребывало в запущенном состоянии, но Алексей привел его в порядок и на собственные средства установил надгробие.
— Приходилось слышать, что в Копейске кино не только показывали, но и снимали. Это правда?
— В 2005 году Мария Мирошниченко выпустила документальный фильм «Угольная пыль», повествующий о горняках, работавших на шахте «Центральной». Его главным героем стал шахтер Андрей Вихарев. Мария рассказала о нем не только как о специалисте, но и как о муже и отце семейства.
Для молодого режиссера (Мария, кстати говоря, приходится дочерью заслуженному деятелю искусств РФ, выдающемуся документалисту Сергею Мирошниченко) это была курсовая работа. Любопытно, что в молодости ее отец снял фильм, который так и назывался — «Копейск». Возможно, Мария выбрала место и фактуру для съемок, основываясь на отцовском опыте. Он же заинтересовался нашим городом по двум причинам: во-первых, сам он родом из Челябинска, во-вторых, в ту пору, когда он вел съемку, Копейск отмечал 50-летие награждения орденом Красного Знамени.
В 1991 году вышел в свет художественный фильм Бориса Горлова «Человек со свалки», рассказывающий о жизни чемпиона Европы по боксу Герасима Дягилева. Съемки этой картины проходили на территории Челябинской области, в том числе и в нашем городском округе.
— Кто из кинозвезд первой величины посещал Копейск в разные годы?
— Имен очень много, всех не перечислить — гастроли у советских артистов проходили по всему Союзу, причем и по достаточно небольшим городам. Во Дворце культуры угольщиков 11 июля 1955 года при полном аншлаге прошел концерт Любови Орловой. «Копейский рабочий» писал о том, что она исполнила песни и сценки из популярных кинофильмов со своим участием — «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь».
Среди газетных публикаций есть те, что сохранили информацию о творческих вечерах Валерия Золотухина, Станислава Садальского, Николая Рыбникова, Аллы Ларионовой. Посещали Копейск и Талгат Нигматуллин, Николай Крючков, Ирина Муравьева, Георгий Вицин.
Приблизиться к звездам первой величины копейчане могут и сегодня: на сцене ДК имени С. М. Кирова периодически выступают артисты Московского независимого театра.
Рейды контроля за ходом ремонтных работ на крышах медицинских учреждений проводятся в рамках реализации народной программы «Единой России» по инициативе координатора проекта «Здоровое будущее» Ант...
Кристина Тропина, воспитанница Центра помощи детям, решила принять участие в конкурсе-фестивале «Навстречу талантам». Она хотела продемонстрировать свои артистические способности и творческий по...