Идеальная пара: семья из Копейска 54 года живут душа в душу
Циники уверяют, что любовь живет недолго, максимум три года. Но на свете немало пар, которые опровергают это утверждение. В 2008 году Организационный комитет по проведению Дня семьи, любви и верности в Российской Федерации утвердил Положение о медали «За любовь и верность».
Этой общественной награды, как говорится в Положении, удостаиваются супруги, прожившие в браке не менее 25 лет, получившие известность среди сограждан крепостью семейных устоев, добившиеся благополучия совместным трудом, воспитавшие детей достойными членами общества. Ежегодно 8 июля, в День семьи, любви и верности, в городах и районах проводится церемония вручения таких медалей. Сегодня в городском отделе ЗАГС в торжественной обстановке награду получат супруги Лоскутовы — Василий Александрович и Валентина Александровна. А накануне наш корреспондент побывала у них в гостях в поселке Октябрьском и за чашкой чая побеседовала с этими гостеприимными и обаятельными людьми.
Родом из войны
Глава семьи, Василий Александрович Лоскутов, отца своего не помнит: он ушел на фронт в первые месяцы войны и погиб в 1942 году под Сталинградом. Осталась мать, доярка Белоусовского колхоза, с шестерыми детьми на руках и больной свекровью. Как жили-бедовали в войну, Василий Александрович вспоминать не любит. Да и первые послевоенные годы трудно приходилось в деревне, голодно. Если бы не корова да огород, не выжить было бы.
— Не платили ж ничего, за «палочки» трудодней работали в колхозе, — рассказывает мой собеседник. — Старшие сестры и брат уехали в Копейск — кто учиться, кто работать, — с мамой трое детей осталось. И уволиться мама не могла, тогда все строго было. Но все же она решилась: поставила на санки швейную машинку, нас собрала, и двинули мы в город. Остановились у маминой сестры, которая жила в поселке второго участка. Муж у нее почетный шахтер был, вот им и выделили «финский» дом, а нам они старую землянуху отдали. Мы ее отремонтировали и стали жить. Только в году пятьдесят пятом или пятьдесят шестом нам дали комнату в коммуналке.
В 1953-м, когда Василию исполнилось шестнадцать, он поступил в горнопромышленное училище №6 (впоследствии училище №56). Хотел выучиться шахтерской профессии, но не взяли — слишком молод. Пришлось десять месяцев учиться на плотника. Собственно, чисто учебой это назвать было трудно: всего один день в неделю теории и пять дней практики, а по сути — работы. Сегодня Василий Александрович вспоминает, как ремонтировали казармы в воинской части в поселке Советов, строили растворный узел в поселке 20-й шахты, рубили срубы одноэтажных жилых домов для шахтеров шахты 4/6. При этом зарплату не получали (практиканты же), но находились на полном государственном обеспечении.
Шахта – его судьба
После окончания училища Василия Лоскутова и нескольких его сокурсников направили на строительство мясокомбината в Челябинске.
— Вот помню: мы два этажа сдали, уже мясо стали завозить в холодильники, и работы у плотников стало — как говорится, не бей лежачего. В смысле мало. Но и денег тоже ведь мало, а семье помогать надо — мама работала на шахте в раздевалке, зарплата мизерная. Я пять раз заявление на увольнение писал, чтобы в шахту пойти работать, но начальник, Левин был такой, их разорвет — и в урну. Только в 56-м получилось уволиться. Сразу пошел в шахту.
Так и получилось, что судьбой Василия Лоскутова стала шахта. Сначала трудился сцепщиком вагонов, а когда в 1959 году заработала шахта «Калачевская» (впоследствии «Октябрьская»), перешел туда и переехал в поселок Октябрьский.
Строгая и желанная
Здесь, в поселке, встретил Василий Лоскутов и ту единственную, с которой, как он мысленно тогда признался сам себе, желал бы прожить всю жизнь.
Валентина в свои девятнадцать лет была уже Валентиной Александровной. Ведь к учителям всегда принято обращаться по имени-отчеству, а девушка в то время, в 1961-м, уже работала после окончания Магнитогорского пед-училища учительницей начальных классов в Синеглазово, что по соседству с поселком Октябрьским. Школа в селе была малокомплектная, и двум учителям приходилось одновременно вести занятия в двух классах. Валентине достались первый и третий. На одном ряду, вспоминает она, первоклашки сидят, на другом — третьеклассники. Пока одни выполняют письменную работу, с другими учитель занимается устно, потом наоборот.
— И вот поехали мы как-то с девчатами в Октябрьский, в обувной магазин, — вспоминает Валентина Александровна. — Я впервые оказалась в поселке и сразу влюбилась в него. Чистый, аккуратный, кругом асфальт, тротуарчики, трехэтажные новые дома — поселок-то молодой был. Вот бы мне здесь жить, подумала я тогда. И не знала еще, что именно здесь встречу своего суженого-ряженого.
В селе за молодой учительницей ухаживали многие парни, но Валентина вела себя строго. Однако молодость брала свое. Стали они с девчонками ездить в Октябрьский на танцы. Тут-то в клубе зябким ноябрьским вечером ее и увидел Василий. Ему очень приглянулась симпатичная нездешняя девушка. Стали встречаться, да только в ту зиму это получалось редко: у каждого своя работа, да и расстояние между населенными пунктами, хоть и невеликое, тоже играло роль. Но наступили весна, лето, и встречи стали чаще.
Комсомольская свадьба без невесты
В один из осенних дней 1962 года поехал Василий знакомиться с будущей тещей — свататься, значит. Мать Валентины не возражала. Регистрацию в коркинском загсе назначили на 27 октября, и был это рабочий день.
— С утра я пришел к заму начальника шахты по быту Чернышову и говорю, мол, мне квартира нужна, женюсь, — вспоминает Василий Александрович. — А он: вот принесешь мне свидетельство о регистрации, тогда и будем разговаривать, но к празднику обещаю — будет тебе квартира. К какому празднику, спрашиваю: к Новому году или, может, к 1 мая? Он: сказал, к празднику, значит, к празднику. Как отрезал.
Фаты и свадебного кортежа не было. После регистрации посидели немного в ресторане и …разъехались по своим делам: у Валентины в этот день было родительское собрание в школе, а у Василия — общешахтовое комсомольское собрание, где он как член комитета комсомола обязан был присутствовать.
— После собрания комсорг попросил членов комитета остаться, — рассказывает Василий Александрович. — Мы остались, а он говорит: «Ребята, качаем Василия, он сегодня женился!». Все кинулись поздравлять, спрашивать, где же в такой день молодая жена. Объясняю, мол, родительское собрание у нее. А главное, денег у меня в кармане — только на одну бутылку. А на девять человек это что? Кинулся я на улицу, встретил знакомого, занял у него денег и купил что положено. Такая вот комсомольская свадьба без невесты получилась. И брачной ночи не было, пока квартиру не получил, — смеется мой собеседник. — Зам по быту слово-то свое сдержал: шестого ноября, в канун праздника революции, я получил ордер и ключи от однокомнатной квартиры на улице Ленина.
«Мы – ленинцы»
— Мы по жизни ленинцы, — вступила в разговор Валентина Александровна. — В том смысле, что, как начали совместное проживание на улице Ленина, так и продолжили. Когда Наташенька родилась и мы подали заявление на расширение, нам предложили (не сразу, конечно) вот эту двухкомнатную квартиру на той же улице Ленина, только в другом доме. Здесь дети выросли, здесь мы и живем по сей день. И очень довольны: дом хороший, все удобства, соседи добрые люди.
Для Валентины Александровны все люди добрые. Проработав 41 год в школе, она всегда добросовестно, можно сказать, по-ленински относилась к своему делу. И с огромным желанием каждый день отправлялась на работу, потому что любила ее, любила детей, и дети тоже платили ей любовью и уважением.
— Я, когда переехала в поселок, сначала в 18-й школе работала, позже она стала №3, — рассказывает Валентина Александровна. — Классы были огромные, по 45-47 человек. Потом построили школу №2, я перешла туда. Так родители детей, которые в старой школе оставались, ко мне все лето ходили: возьмите нас в свой класс. Но не могла же я всех взять! Хотя классы у меня всегда были самые большие по количеству учеников.
Секрет семейного счастья
В поселке Октябрьском Валентину Александровну знает каждый второй. Да что в поселке! Бывая по случаю в других городах Челябинской, Курганской, Свердловской областей, она обязательно встречала там своих взрослых выпускников. Так уж получалось, совершенно случайно.
— Я с ней вместе даже в магазин раньше старался не ходить, — смеется Василий Александрович. — Потому что на каждом углу ее обязательно кто-то да остановит: то родительница какая-нибудь, то выпускники налетят стайкой. Бывало, пойдет она за хлебом, и нет ее час, два. Спрашиваю: «Ты что, на хлебокомбинат пешком ходила, что ли?». А она отмахнется: с родительницей разговорилась, та совета просила.
— Василий Александрович, трудно быть мужем учительницы? — спросила я. На что тот ответил, не задумываясь:
— Да нет, нормально. Вот на диване бока пролеживать с газеткой в руках — труднее.
— Он ведь мне всю жизнь всегда и во всем помогал и помогает, — поясняет Валентина Александровна. — Бывало, принесу домой штук сто тетрадей. Сижу, проверяю, а про мясо на плите и забуду — там все выкипает. Вася придет с работы, посмотрит, что я зарылась в свои бумаги, и — к плите. И не отойдет от плиты, пока не доварит. При этом ни слова упрека или недовольства.
— В чем секрет вашего семейного счастья? — настойчиво допытываюсь я.
— Да нет никаких секретов, — разводит руками Валентина Александровна. — Просто уступать надо друг дружке. Как и все, мы тоже иногда ссоримся. Разойдемся по комнатам, а через несколько минут — опять вместе. Мы всегда все делаем вместе. Помню, когда молодые еще были, выделили нам участочек для постройки сарая. Вася овощную яму собрался копать (картошки мы много садили) и меня зовет с собой. Я говорю: ты копать будешь, а мне-то что там делать? «А ты рядом посидишь», — отвечает.
Они и сейчас всегда вместе, как иголочка с ниточкой. И так же помогают друг другу. Дружно работают в саду, вместе в гости ходят. А пока Валентина Александровна заседает в поселковом совете ветеранов, Василий Александрович и в магазин сходит, и суп сварит. Вместе радуются визитам дочери Натальи и сына Александра, которые живут в этом же поселке. Нежно любят внучек Екатерину и Настю. А уж в двухлетнем правнуке Васятке души не чают.
… Уезжая из отдаленного поселка, я думала о том, что время стремительно движется вперед, меняются нравы, семимильными шагами двигается технический прогресс, но непреложной ценностью во все времена остается семья. И хорошо, когда она построена на уважении и доверии друг к другу. Потому что это даже больше, чем любовь.
Первый открытый городской турнир по карате памяти погибших горноспасателей и шахтёров состоялся 26 октября в ФОКе имени Э. Б. Булатова.
Бывает, что жизнь может казаться сплошной чередой неприятностей. Зачастую за этим чувством тяжести и усталости скрываются вовсе не проблемы с самой жизнью, а накопившиеся трудности, переживания и ...