Как машинист с двенадцатилетним стажем решил стать полицейским
Тридцать три – непростой возраст для мужчины. Многие представители сильного пола, оглянувшись на прожитые годы, вдруг обнаруживают, что полжизни занимались не своим делом. Один мечтал стать летчиком – а трудится поваром. Прекрасным поваром, возможно, даже шефом в престижном ресторане, но небо по-прежнему манит – и он провожает взглядом каждый крылатый силуэт, беззвучно плывущий на десятикилометровой высоте. Другой хотел лечить людей – а вместо этого сводит дебет с кредитом, сдает квартальные и годовые отчеты. Да, в бухгалтерии ему нет равных, но детская мечта не отпускает – и по ночам во сне он видит, как мчит на желтом реанемобиле с включенными мигалками туда, где очень ждут врача.
В 2012 году тридцатитрехлетний машинист поезда Сергей Шабанов, проезжая по улице Ленина, неожиданно для себя самого припарковал машину у здания полиции и решительно направился в отдел кадров. В конце концов мечты должны сбываться, не в юности, так в возрасте Христа – Сергей всегда мечтал стать полицейским.
От судьбы не уйдешь
В последний зимний день високосного 2000 года на высоте 776 в Шатойском районе Чечни начался неравный бой, в котором полегла 6-я рота 2 батальона 104 парашютно-десантного полка. В живых остались только шестеро бойцов. Виновным в произошедшем был признан комполка Мелентьев: в отношении него было возбуждено уголовное дело за допущенную халатность, повлекшую тяжкие последствия.
По соседству со 104 полком, понесшим горькую утрату, располагался 331 парашютно-десантный полк, прибывший в Чеченскую республику из Костромы для наведения конституционного порядка. Командовал им полковник Николай Майоров. Ведомые Николаем Петровичем бойцы находились в тех же насквозь простреливаемых боевиками горах, участвовали во множестве боестолкновений и зачисток, а потеряли лишь четверых своих товарищей в течение полугода.
Четыре оборвавшиеся молодые жизни – это тоже, бесспорно, трагедия. Но все же масштаб утраты не сопоставим с восьмьюдесятью четырьмя погибшими из печально знаменитой 6-й…
В ту пору под началом полковника Майорова нес службу срочник Шабанов. Он, простой парень из Курганской области, не должен был попасть в горячую точку, но судьба распорядилась иначе.
- После окончания школы я поступил в техникум, хотя душа к выбранной специальности у меня, скажем прямо, не лежала, - вспоминает Сергей юношеские годы. – Хотел после второго курса в армию уйти, чтобы и с отдачей долга Родине не затягивать, и за два года службы окончательно определиться с жизненными целями, ведь я уже тогда подумывал о работе в милиции. Но на тот момент в разгаре была первая чеченская компания, и мама пришла от моей идеи в ужас: «Сынок, доучись, а потом уже служи! Подумай о нас с отцом – каково нам будет знать, что ты в опасности, под пулями?».
Сергей маму пожалел – и решил повременить с армией до окончания отсрочки по учебе. Призвался на срочную в двадцать лет, когда шел вывод российских войск из Чечни, спокойно отслужил год в ВДВ, подписал двенадцатимесячный контракт на службу в мирной Абхазии – и тут, в августе 99-го, случилось вторжение кавказских боевиков на территорию Дагестана. Началась вторая чеченская кампания, официально именуемая контртеррористической операцией на Северном Кавказе. Срочников-десантников, среди которых был и Сергей, забросили в полные опасности горы.
За что воюем?
- Было ли мне страшно? В первые две недели – да, было несколько неуютно. А потом ничего, психика адаптировалась, - рассказывает Сергей о службе в Чечне. – Боевики устраивали вылазки, в основном, по ночам, поэтому в вечернее и ночное время, когда на всей территории Чеченской республики действовал комендантский час, мы в соответствии с приказом должны были стрелять на поражение по любому движущему объекту. Конечно, риск погибнуть присутствовал практически постоянно, но страх за свою жизнь у большинства из нас как-то сам собой притупился. Хотя некоторые парни не выдерживали напряжения и стреляли себе в кисть руки, надеясь выдать содеянное за боевое ранение, чтобы их комиссовали.
С неослабевающим упорством российские военнослужащие проводили зачистки населенных пунктов – село за селом, город за городом, отвоевывая право местных жителей на мир. Террористы, конечно, на месте не сидели: отстрелявшись по нашим парням, сбегали по заранее прорытым подземным ходам, чтобы скрыться где-то в поросших лесом ущельях. Ходы бойцам приходилось взрывать, дороги, ведущие к населенным пунктам, – очищать от бесконечных растяжек.
Одного из парней, родом из Уфы, прямо в лоб снял снайпер, когда тот ехал на броне БТРа. Сергей с товарищами вытаскивали тело погибшего, набрасывая на него из-за укрытия веревку, скрученную в аркан. То и дело рядышком раздавался злой посвист пуль, но, слава богу, в тот день они остались целы…
В либеральной прессе в ту пору шел галдеж: мол, наши сыновья воюют зря. На кой нам сдался этот Кавказ! А десантник Шабанов не мог равнодушно смотреть на то, как женщины с детьми от малейшего шороха хоронятся в погребах, как старики идут в расположение наших частей, чтобы попросить хотя бы плошку топлива для примитивных светильничков – электричества в большинстве населенных пунктов в Чечне тогда не было. Он, как и его товарищи, прекрасно понимал, ради чего и ради кого несет нелегкую службу.
Добрые вести
Добрые вести порой приходят с неба – их приносят вертушки.
Хмурым мартовским утром в Ханкале приземлился вертолет, прилетевший из Москвы – недавно избранный президент Владимир Путин лично прибыл в Чечню, чтобы проводить полковника Майорова и его бравых гвардейцев-десантников назад, в Кострому. Полк замер на импровизированном плацу вдоль железнодорожной линии, а всегда невозмутимый командир, заметно разволновавшись, докладывал Верховному главнокомандующему о выполнении боевых задач.
В ответном слове президент объявил о том, что Николай Петрович награжден орденом Мужества, а также Золотой звездой Героя России.
Не остались без признания и заслуги солдат и офицеров 331 полка: орденами и медалями было награждено почти шестьсот пятьдесят человек. Сергей Шабанов был удостоен медали «За укрепление боевого содружества» от Минобороны РФ.
Несколькими днями ранее полк встречал еще одну стальную птицу – бойцам вертолетом перебросили письма от родных.
- За те месяцы, что мы были в Чечне, нам ни разу не доставляли почту – это было слишком опасно, ведь местность насквозь простреливалась, - делится Сергей деталями той истории. – А тут мы увидели пачки писем – и замерли в нетерпеливом ожидании. Нам так хотелось поскорее получить весточки из дома!
Фамилии звучали одна за другой, письма почти полугодовалой давности наконец-то попадали в руки к адресатам. Шабанов получил сразу шесть конвертов от родителей, забрался в бронемашину, вскрыл самое давнее по штемпелю письмецо, увидел знакомый почерк, написанный маминой рукой – и впервые за все время службы не смог сдержать эмоций. Строки плыли перед глазами, капли падали на бумагу. Как же все-таки хорошо, что совсем скоро домой!
В Шумихе, откуда Сергей родом, история с письмами получила продолжение. В родительском доме, где полгода не было новостей от сына и мать сходила с ума, не зная, жив ли он, не в плену ли, не в госпитале, раздался телефонный звонок с почтамта: «Приходите, вам тут письма из Чечни».
Взяв в руки пачку весточек от Сережи, мама там же, в почтовом отделении, упала в обморок.
По отцовским стопам
Демобилизовавшись, Сергей Шабанов решил было вернуться к давней мечте: пошел в местный отдел милиции устраиваться на работу. Там молодого, сильного, невозмутимого и доброжелательного парня, отслужившего в ВДВ, имеющего значительный боевой опыт, готовы были взять с распростертыми объятьями. Но, взглянув в широко распахнутые мамины глаза, в которых без слов читалась единственная молящая мысль: «Я не переживу, если тебя вновь отправят на Кавказ, пусть даже не как срочника, а в качестве милиционера», он понял, что ни за что не сможет причинить самому дорогому человеку душевную боль. А значит, надо снова думать, как устраивать свою дальнейшую жизнь, искать такое занятие, которое будет если не в радость, то хотя бы не в тягость.
Спустя какое-то время Сергей перебрался в Копейск. На выплаченные боевые купил здесь квартиру, устроился на железную дорогу помощником машиниста. Через пять лет пошел на повышение – начал сам водить огромные товарные составы. Женился на красивой девушке, стал папой замечательной дочурки Дашеньки. Жизнь шла по ровной, как на железной дороге, колее. Год тек за годом, но мечта о защите порядка, о готовности прийти на помощь тем, кто в беде, подкрепленная армейским опытом, по-прежнему таилась в глубине сердца.
Он решился повернуть свою жизнь на сто восемьдесят градусов и, как сам считает, не прогадал. За шесть лет службы в копейском отделе полиции Сергей неоднократно задерживал опасных преступников, обеспечивал порядок на массовых мероприятиях и даже участвовал в спасении потенциальных самоубийц, замерших в оконном проеме перед фатальным прыжком. Бывал и в командировках, но уже не в горячих точках, которые, к счастью, удалось «потушить», а на казанской Универсиаде, на Олимпиаде в Сочи и других статусных мероприятиях, которые всегда потенциально уязвимы для злоумышленников. В свободное от службы время успевал посмотреть матч-другой и даже побывал на церемонии закрытия Игр-2014, проходившей на стадионе «Фишт».
Сергей Шабанов прошел путь от полицейского до начальника взвода ППС. Вырос в звании – от сержанта до лейтенанта. Совсем скоро на его погоны должна лечь новая звездочка. Выросла и семья: у Даши появился братик Степан.
Младшие Шабановы активно строят планы на взрослую жизнь. Дочка уже практически определилась с будущей профессией: она, воспитанница кадетского класса, мечтает, как и папа, работать в полиции, причем именно в патрульно-постовой службе. Папа Сережа прекрасно знает о неизбежных опасностях, сопутствующих нелегкой службе, и о постоянном соприкосновении с изнанкой жизни, но отговаривать дочку от выбранной профессии не спешит. Он понимает, что мечты должны сбываться, и замечательно, если путь к поставленной цели оказывается как можно менее долог и тернист.
Знаки отличия Сергея Шабанова
Медаль «За укрепление боевого содружества» от Минобороны РФ;
Нагрудный знак «Участник боевых действий»;
Нагрудный знак «Гвардия»;
Знак «Отличник полиции».
Вместе с партпроектом участие в отправке гумгруза приняли Центр занятости населения Челябинска, «Союз женщин России» по Челябинской области, «Комитетом солдатских матерей Урала», Комитетом семей в...
В сентябрьском обновлении Яндекс 360 для бизнеса пользователи и администраторы организаций получили ряд новых функций.