Какова ситуация с эндогенными пожарами? Подробный расклад от администрации, МЧС и общественников
В начале нынешней зимы площадь возгорания, по оценкам общественников, приблизилась к пятнадцати гектарам.
Горят отходы угольного производства, скопившиеся в ныне неработающих технических сооружениях – шламоотстойниках. Чадит борт насыпной дамбы, отделяющей отстойники от озерной чаши. Тлеет уголь по берегам водоема – еще несколько лет назад он был надежно скрыт под водой, но из-за стремительного обмеления Курочкино оказался на поверхности.
Для того чтобы потушить очаги возгорания, на территории Копейского городского округа пришлось ввести режим чрезвычайной ситуации. О том, когда он будет снят и какие меры предпринимаются для решения экологической проблемы, мы побеседовали с представителями городских властей и бизнеса, общественниками, специалистами МЧС.
Участниками круглого стола стали:
Андрей Фалейчик, и. о. главы Копейского городского округа
Владимир Емельянов, председатель Собрания депутатов КГО
Марат Харисов, начальник управления городского хозяйства
Сергей Самохвалов, начальник Старокамышинского территориального отдела
Евгений Желтышев, заместитель начальника 6 Отряда федеральной противопожарной службы
Геннадий Безгодов, житель поселка Старокамышинска
Андрей Кульпин, член Общественной палаты КГО
Виталий Полторацкий, член Общественной палаты КГО, эколог
Олег Махалов, управляющий базой отдыха «Курочкино»
- Предлагаем начать нашу беседу с небольшого экскурса в историю. Как давно возникли эндогенные пожары на Курочкино?
Андрей Кульпин:
- Проблема активного горения угольных отложений на Курочкино возникла около пяти лет назад. Я, будучи пилотом-инструктором параплана, в 2017 году обнаружил активное возгорание на территории шламоотстойника. В то время исходящий оттуда дым был почти незаметен с земли, но отчетливо виден с воздуха. Тогда от имени городской Общественной палаты было сделано обращение в Росприроднадзор, и специалисты этой организации достаточно оперативно отреагировали – совместно с администрацией города выехали на место и официально зафиксировали наличие очагов горения.
В позапрошлом году еще существовала Челябинская угольная компания. Ее специалисты произвели небольшую отсыпку – потушили некоторые очаги. Но принятые ими меры не решили проблему кардинально – со временем горение усилилось.
Геннадий Безгодов:
- Возгорания на отстойниках начались еще в 1960-х годах, вскоре после их вода в эксплуатацию. Но когда на шахте «Комсомольской» велась угледобыча, у этого объекта был хозяин – Челябинская угольная компания, которая боролась с эндогенными пожарами. Сейчас, когда ЧУК проходит через процедуру банкротства, территория оказалась фактически ничьей.
Андрей Кульпин:
- Шламоотстойник был построен на двенадцать лет позже, чем обогатительная фабрика, поэтому изначально вода с остатками угля напрямую шла в озеро. Отходы угледобычи оседали на дне озера и его бортах. Поэтому сегодня горят не только гидротехнические сооружения, но и берег обмелевшего озера. С учетом того, что Курочкино изначально было неглубоким водоемом, его осушение идет огромными темпами. Около дамбы уровень воды во время работы шахты составлял более двух метров, а сегодня от дамбы до кромки воды – порядка двухсот метров суши. Активное горение уже идет и там.
- Почему горит уголь?
Евгений Желтышев:
- Процесс возгорания и на земле, и под землей одинаков: он идет при наличии окислителя и источника зажигания, горючего вещества. Не будет одного компонента – не будет и пожара.
Доступ воздуха, действие бактерий и наличие горючего шлама – вот основные составляющие пожара.
Сергей Самохвалов:
- Угли челябинского бассейна склонны к самовозгоранию. Та мелкая взвесь, которая с водой была перекачана в прилегающие к озеру шламоотстойники, в настоящее время просыхает. Концентрат с большим содержанием угля самовозгорается. Процесс этот, как правило, очаговый: там, где есть трещиноватость, просос воздуха, происходит прогревание шлама и начинается пожар. Наиболее активно процесс идет в глубоких пластах отстойника.
В свое время шламотстойник был заполнен водой и не представлял никакой опасности. Вода приходила с шахты и обогатительной фабрике по тысяче кубометров в сутки, за счет чего не только был обводнен отстойник, но и наполнялось озеро, не имеющее естественных источников подпитки.
После остановки шахты и обогатительной фабрики произошло высыхание северного зеркала отстойника, затем этот процесс начался и в южном бассейне. Уровень воды в самом озере уменьшился почти на три метра. Берега, покрытые углем, обнажились – и тоже горят.
Проблема эндогенных пожаров не возникла бы в том объеме, с которым мы столкнулись сегодня, если бы в процессе закрытия шахт шламоотстойник был надлежащим образом рекультивирован.
- Каким образом?
- Его содержимое должны были развезти по посадочным полям шахт, сверху накрыть глиной и минерализованным слоем земли, на котором сможет произрастать трава, предотвращающая эрозию почвы.
- Почему мероприятия по рекультивации шламоотстойников на Курочкино не были выполнены?
Владимир Емельянов:
- Могу сказать, что рекультивация объектов угледобывающей сферы в Копейске вообще не была произведена. Когда в Челябинскугле началось сокращение расходов, было закрыто целое направление по рекультивации. Были фактически брошены терриконы, шахты и шламоотстойники – технические сооружения, в которых отстаивалась пульпа, то есть смесь воды, остатков угля, глины и породы.
Мне как депутату, чей избирательный округ находится в Старокамышинске, небезразлична судьба озера, поэтому я неоднократно поднимал вопрос на аппаратном совещании о том, что проблему нужно решать. Однако ситуация усложнилась тем, что земля вокруг озера находится в федеральной собственности, а значит, муниципалитет не имеет права расходовать на ее рекультивацию средства местного бюджета.
- Наносят ли пожары экологический ущерб озеру и жителям поселка?
Андрей Кульпин (на фото второй слева):
- Мы выезжали на замеры с общественной организацией «АнтиСмог», у которой есть аттестованная лаборатория для исследования атмосферного воздуха. Замеры в непосредственной близости к одному из очагов горения показали превышение ПДК по всем параметрам, в том числе по формальдегиду и аммиаку. По некоторым веществам превышение было в десятки раз.
На расстоянии пятисот метров, где располагаются жилые многоэтажные дома, концентрация исследуемых веществ оставалась в пределах нормы, но если бы в тот день был более сильный ветер, вполне вероятно, что картина получилась бы менее оптимистичной.
Смог идет на жилой массив, когда дует южный ветер. В этом случае ситуация усугубляется еще и тем, что к нему присоединяется гарь с Коркинского разреза.
Виталий Полторацкий:
- Пожары – это однозначно негативный фактор для экологии и социального статуса озера. Если мы не предпримем грамотных мер по его тушению, он будет распространяться. Тот факт, что на территории самого поселка не было зафиксировано превышение предельно-допустимых концентраций вредных веществ, не говорит о том, что здоровью жителей и экологии в целом горение не наносит значимого ущерба. Приборы, с помощью которых производятся пробы воздуха, не фиксируют все химические соединения, потенциально способные нанести вред организму при регулярном и длительном воздействии.
- Вопрос к представителю бизнеса. Значимо ли для вас обмеление озера и наличие пожаров?
Олег Махалов:
- Конечно же, значимо: у меня нет пляжа. База отдыха «Курочкино» является уникальной по своему расположению – она находится в лесу, но рядом с городом. Таких баз в области очень мало, и нам важно создать для отдыхающих максимально комфортные условия, а для этого нужен и чистый воздух, и полноводный водоем.
Отрадно, что в вопросе наполнения озерного бассейна до оптимальной отметки нас поддерживает руководство Ленинского района Челябинска: районная администрация ждет наступления тепла, чтобы возобновить перекачку воды из озера Смолино в Курочкино.
- Это проверенная информация?
- Я встречался 15 февраля с главой Ленинского района Александром Орлом и лично слышал от него эти слова.
Андрей Кульпин:
- Трубопровод, соединяющий два озера, пребывает в довольно изношенном состоянии. В прошлом году воду качали около недели, а все остальное время ремонтировали магистраль. Мне хотелось бы поинтересоваться у представителей городской администрации, не рассматривали ли они вариант с прокладкой нового, пластикового, трубопровода? Новая трасса могла бы пройти напрямую между водоемами от насосной станции на Сухомесово до Курочкино – и получилась бы в два раза короче, чем существующая.
Сергей Самохвалов:
- Озера соединяет труба-семисотка – этого диаметра достаточно для того чтобы подавать в КУрочкино большой объем воды. В городской администрации рассматривался вопрос о том, чтобы заменить водовод, и оказалось, что пластиковых труб диаметром более четырехсот миллиметров не существует – их просто не производят.
На сегодняшний день ремонтные работы водовода выполнены более чем на семьдесят процентов. Остался один ненадежный участок вдоль садового участка «Березка», но там, когда мы осенью делали пробные пуски, ставили наблюдателей, чтобы вовремя среагировать на возможные порывы и не допустить значимого материального ущерба для садового имущества, и продолжим эту практику в новом сезоне.
Суточная производительность насоса – шесть тысяч кубометров, что в шесть раз больше того объема, что давала обогатительная фабрика. Если провести опрессовку трубы, то после проверки насос можно будет включить на суточный прогон, чтобы перекачка воды велась без перерыва. Если же прокладывать пластиковую трубу на четыреста миллиметров, придется тянуть сразу две магистрали, чтобы получить объем, приближенный к тому, который может дать имеющаяся труба. А это сопряжено с большими финансовыми затратами.
Геннадий Безгодов:
- Недалеко от шахты «Комсомольской» в сторону поселка Бажово есть водоем метров двадцать глубиной. Может быть, надо подумать не о том, чтобы протянуть со Смолино новую трубу, а о том, как воспользоваться запасами этого водоема. Он постоянно пополняется чистыми шахтовыми водами. Если этого не сделать, вода выйдет из берегов и начнет подтапливать дорогу.
Сергей Самохвалов:
- Вопрос вероятного подтопления территорий водами шахты «Комсомольской» уже доведен до администрации городского округа. Но отводить их в Курочкино тоже экономически невыгодно.
- Что будет, если не тушить эндогенные пожары? Может ли уголь погаснуть самостоятельно?
Владимир Емельянов:
- Он погаснет только в том случае, если полностью перегорит, а это процесс весьма небыстрый, учитывая, в каких объемах он скопился в отстойниках и в чаше озера.
В настоящее время мы проводим аварийные мероприятия, направленные на то, чтобы площадь горения не разрасталась. Если бы мы сегодня не начали эту работу, то завтра, может быть, весь Копейск бы начал задыхаться, потому что количество очагов возгораний постоянно растет.
- Очевидно, что Копейск не сможет своими силами рекультивировать территорию, прилегающую к озеру Курочкино – у города на это нет ни средств, ни полномочий, раз земля находится в федеральной собственности. Можно ли нам надеяться по помощь от областного центра?
Андрей Фалейчик:
- Ситуация находится на личном контроле губернатора региона. Решение о введении чрезвычайной ситуации было принято по согласованию с Борисом Дубровским. Статус ЧС позволил нам начать ликвидацию пожаров на федеральной земле. На сегодняшний день работы по локализации очагов горения выполнены на тридцать процентов от планируемого объема. Очевидно, что проблема эндогенных пожаров не уйдет после того, как будут потушены существующие очаги, поэтому дальнейшие мероприятия будут направлены на недопущение новых возгораний. Нам жизнь не позволит бросить ситуацию на самотек, потому что иначе придется опять действовать в авральном режиме.
Сейчас мы готовимся к возобновлению подачи воды из Смолино в Курочкино, ищем пути рекультивации шламоотстойников и параллельно работаем над передачей данного земельного участка в муниципальную собственность.
- Расскажите, как производится борьба с пожарами?
Сергей Самохвалов:
- Техника работает в местах с наиболее высокой концентрацией угля, то есть в отстойниках, где глубина выгорания достигает четырех метров.
Марат Харисов:
- Мы рассматривали все возможные методы локализации и дальнейшей ликвидации пожаров, в том числе и возможность подачи огнетушащих веществ. Но, проконсультировавшись со специалистами Челябинской угольной компании и бывшими сотрудникам шахт «Центральной» и «Капитальной», приняла решение накрыть очаги слоем глины. Сейчас мы заполняем пустоты несгораемым грунтом с последующей консервацией поверхности глиной. При этом перекрываем большую площадь, чем выявленный очаг, потому что никто не может достоверно сказать, каков объем процесса внутри почвы и на какой глубине идет горение.
В качестве несгораемого грунта используется горелик со шлакоотвалов – это уже пережженная порода. В некоторых очагах толщина отсыпки достигает одного метра.
Евгений Желтышев:
- Поясню, почему нужно ликвидировать провалы. Попадая в пустоты, горелик осаживается, тем самым исключая попадание воздуха – окислителя – внутрь очагов горения. На этой стадии горение прекращается.
На объекте по договору с городской администрацией работает фирма, которая завозит горелик в отстойник. На данный момент завезено более четырех тысяч кубических метров. Сегодня начнут подвозить глину, чтобы начать консервацию.
В работах принимают участие и сотрудники 6 ОФПС. Мы проводим фотосъемку с воздуха при помощи беспилотного летательного аппарата, выявляем новые очаги и передаем данные о них администрации городского округа.
- Когда планируется завершить аварийную работу?
Андрей Фалейчик:
- Сказать конкретно, когда уйдет подрядчик, невозможно. Что касается статуса ЧС, он будет снят, когда пробы воздуха придут в норму, но работы по тушению подземных пожаров будут продолжаться до их логического завершения.
- Станет ли территория озера Курочкино и шламоотстойников безопасной для пеших прогулок и активного отдыха после ликвидации пожаров?
Андрей Фалейчик:
- Говорить о том, что опасность на этой территории будет исчерпана, к сожалению, не приходится.
Официальными символами России являются герб, флаг и гимн. Это закреплено главным законом страны — Конституцией Российской Федерации. Но есть и другие символы, неофициальные, к таким относят госуда...
Копейский художник-резчик по дереву Сергей Грицай обожает работать с миниатюрой. Почти каждое его творение, как правило, легко уместится на ладошке, даже детской. Гордится коллекцией сюжетно необы...