16+
03 января 2017 13:30

Как подготовить «особых» подростков к самостоятельной жизни

Мир равных возможностей. Инклюзивное образование.
З.А. Покотило обучает будущих швей
Автор: Людмила Гейман Описание: З.А. Покотило обучает будущую швею основам мастерства

В последнее время проблемам инклюзивного образования стало уделяться повышенное внимание в обществе в связи с принятием Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов. Внимание это больше носит информационный характер, так как в нашей стране отношение общества к инвалидам очень разноречиво. Но это единственно верный путь, потому что все начинается именно с информации, затем со смены мировоззрения и только после этого следуют практические действия. Все должно пройти стадию роста, то есть созреть. Абсолютно естественно, что процесс созревания быстрее идет у тех, кто соприкасается с категорией детей с ограниченными возможностями, в том числе с проблемами инклюзивного образования, что называется, вживую. Наш разговор об обучении особых детей профессии — с опытным мастером производственного обучения копейского филиала Челябинского колледжа индустрии питания и торговли Зинаидой Покотило.

— Зинаида Антоновна, инклюзивное образование включает в себя разные категории детей — с проблемами зрения, слуха, с физическими нарушениями в здоровье, но сохранным интеллектом, наконец, детей с легкой умственной отсталостью. С какой категорией подростков имеете дело вы?

— Для разных категорий «особых» детей требуются разные условия обучения. И необходимо, наверное, по меньшей мере десятилетие, чтобы стали заметны какие-либо изменения, подвижки в сторону инклюзивного образования в школах и профессиональных заведениях, так как это колоссальные затраты на незначительную часть обучающихся такой категории. Где-то такие обучающиеся будут, где-то нет, а вот дети с задержкой развития уже есть в наших заведениях, и уменьшаться их количество точно не будет. Наверное, это естественно, что мы обратили внимание сначала на них, учитывая, что такие дети выпускаются из нашего копейского интерната VIII вида.

Наше профессиональное учебное заведение работает с категорией обучающихся VIII вида уже больше десяти лет. Накоплен опыт, которым мы охотно делимся, если предоставляется такая возможность.

— Каким конкретно опытом можете поделиться вы?

— Технология «Воспитание через производственную деятельность», провозглашаемая в последнее время в профессиональном образовании, давно используется мной в работе с данной категорией обучающихся. Вообще, это основа основ для всех обучающихся, но особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дело в том, что большинство таких ребят поступает в профессиональное заведение по понятным причинам возрастом старше основной массы студентов. И если интеллектуальный уровень у них ниже, то социально многие из них вполне адаптированы. Свою «ущербность» они осознают, еще будучи в интернате. В колледже же эта разница видна, что называется, невооруженным глазом. И поэтому этим детям особенно важно самоутвердиться через такую деятельность, которая им по силам, то есть через профессиональную практику, которая их как бы уравнивает с основной категорией. Поэтому они очень хорошо откликаются на такие приемы воздействия, которые дают им конкретные представления о дальнейшей взрослой жизни.

Но результативными эти приемы будут лишь тогда, когда дети мотивированы на профессию. К сожалению, часто именно этого мы у них и не обнаруживаем. И связано это и с тем, что перечень профессий для обучающихся данной категории сведен до минимума. Эта обреченность вызывает у них отторжение той профессии, на которую их как бы заранее «запрограммировали».

— Вы обучаете детей с задержками развития по профессии «Швея». С какими трудностями сталкиваетесь?

— Все дело в том, что профессия «Швея» как раз требует от специалиста таких качеств, такого склада нервной системы, которой у половины обучающихся не было и не будет. Но, тем не менее, если они настроены положительно на профессию, то у многих удается развить или улучшить качества, которые им необходимы в дальнейшем как в простой обыденной жизни, так и в любой другой профессии. Это развитие координации, мелкой моторики, глазомера, умения замечать, запоминать, сравнивать, делать выводы и т д. Поэтому основной упор в работе на первом этапе ставлю на профессиональную мотивацию.

Мотивировать обучающихся на профессию начинаю еще с интерната. Это профориентационная работа по ознакомлению с колледжем, рассказом и показом презентаций наших общих дел с предыдущим выпуском, проведением мастер-классов, выступлениями на родительских собраниях.

Потом, когда дети уже к нам приходят, провожу классный час «Посвящение в профессию», где девушки старшего курса передают эстафету младшим. Провожу и другие мероприятия профессиональной направленности, в том числе посещение выставок прикладного творчества, классные часы об истории возникновения джинсовой одежды, об инструментах.

Легче всего удается увлечь детей кружком технического творчества, где все охотно занимаются. На занятиях кружка многие работы выполнять гораздо труднее, чем на уроках производственного обучения, и не у всех они получаются без помощи мастера. Но возможность большую часть понравившейся поделки сделать своими руками, да еще подарить кому-либо — сильно их мотивирует. Мы постоянно выставляем изделия на своих тематических выставках в колледже, фотографируем их, создаем презентации, таким образом создавая ситуацию успеха.

Гораздо сложнее прививать усидчивость к монотонному, кропотливому и потому напряженному труду на уроках производственного обучения. Воспитывать у детей чувство ответственности, которое больше других ценит работодатель, — самое трудное в нашей работе. Здесь сначала приходится делать ставку на наше мини-производство, за деятельностью которого обучающиеся наблюдают с самого начала. За неимением лишних площадей прием заказов, раскрой изделий, пошив и сдача изделия заказчику производятся у них на виду, в одном цехе. Мы на этих заказах их обучаем, так как другого способа обеспечить обучающихся работой у нас нет. Заказы эти несложны, но для детей это серьезный процесс и серьезное испытание.

Время от времени внушаю девушкам мысль, насколько востребована их работа, обращаю внимание на то, что взрослые люди доверяют им, и это доверие надо оправдывать. Кто-то поддается этому влиянию, кто-то хочет, но не может эти требования выполнить в силу своих индивидуальных психофизиологических свойств. И, естественно, есть дети, у которых вообще отсутствует интерес к любому процессу и любым наставлениям. Так что все очень сложно.

— Какие еще приемы используете, чтобы мотивировать девушек к работе, приучать к исполнительской дисциплине?

— На уроках производственного обучения мне не подходят разнообразные кратковременные игровые приемы, которые можно использовать на уроках теоретического обучения, так как производственное обучение проходит на выпуске полезной продукции и на это просто нет времени. К тому же «особые» дети плохо и долго перестраиваются с одного вида деятельности на другой и быстро утомляются. Но зато очень любят выполнять ответственные задания, которые им по плечу, и в этом соревноваться. Так родилась идея сделать сводную таблицу с четким перечнем заказных изделий, которые выполняет каждая обучающаяся. Она им полюбилась. Сначала в таблицу вносили заказные изделия, потом они попросили вносить все изделия, выполненные на втором курсе, а заказные только выделять. Так собираем портфолио, по которому четко видно усердие каждого обучающегося. За что девушки любят эту таблицу? За ее наглядность, открытость, справедливость и объективность. По ней я учу их наблюдать за их деятельностью, анализировать ее, делать выводы, ставить цели. Они хорошо понимают, что именно на основании таблицы, по результатам работы им в конце обучения рекомендуют разряд, а отличившихся награждают грамотами. Время от времени напоминаю, что именно здесь просматриваются их возможности и будущая заработная плата.

Еще один хорошо действующий прием — это конкурсы по профессии, проводимые в группах ежегодно. К ним учеников готовлю заранее и больше морально. Ничего нет удивительного, что девушки их боятся. На конкурсах профмастерства меняются привычные для них условия игры. Убеждаю, что это их тренировка и подготовка к аттестационным экзаменам, что именно конкурсы преподносят всем нам свои сюрпризы и раскрывают определенные качества, такие как профессиональная самостоятельность, находчивость, умение справиться с волнением. На конкурсах, как нигде, просматривается профессиональный рост обучающегося, повышается самооценка.

В заключение хочу сказать, что уровень обучаемости «особых» детей, конечно, ниже, особенно в теории, но в большинстве своем они все-таки обучаемы в практическом плане. И этот факт недостаточно просто замечать — его необходимо развивать на пользу общества.

На мини-производстве колледжа готовятся изделия на заказ


Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
24 апреля 2024 20:00 Библиотечные коллективы стали лауреатами конкурса «Серебряный софит»

 В Копейске состоялся городской конкурс театральных коллективов под названием «Серебряный софит». Библиотеки Копейского городского округа приняли активное участие в мероприятии и были удостоены н...

24 апреля 2024 19:00 В Коркино прошел чемпионат по плаванию

 23 апреля в Коркино состоялся чемпионат 6-го пожарно-спасательного отряда по плаванию. В нём приняли участие шесть команд.

Новости СМИ2