20 февраля 2016 10:33

Как помочь ребенку победить дисграфию?

Прописи остались позади, первоклассники пробуют писать в тетрадках первые слова — стараются, выводят под наклоном буковки. У кого-то из ребят каждая строчка хороша: без ошибок, без помарок, не к чему придраться. А у кого-то на страничках — сплошь каракули, ни слова не разобрать. И дело даже не в почерке: в словах перепутаны буквы и слоги, нет пробелов, имеются лишние буквы или их, напротив, недостает. Родителям таких деток стоит насторожиться: возможно, у вашего первоклассника — дисграфия.

Тетрадь дисграфика
Автор: Светлана Полежаева

О том, что скрывается под этим термином, мы побеседовали с Ольгой Пономаревой, учителем-логопедом МУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

— Ольга Алексеевна, что же такое дисграфия и как ее можно опознать?

— Дисграфия — это нарушение процесса письма, которое проявляется в повторяющихся стойких ошибках «не на правила». Ребенок может знать наизусть все правила орфографии и даже уметь их применять, но допускает ошибки, которые родителям могут показаться глупыми. Например, вместо буквы «з» пишет «д», ошибается там, где звуки находятся в сильной позиции, то есть хорошо слышны — «корофа», «учидель», окончания слов заменяет произвольным количеством крючочков, пропускает буквы и целые слова. У детей-дисграфиков может встречаться нарушение синтаксической связи слов — им сложно выполнить согласование по роду, числу и падежу: «красная стул», «перелетной птицах». На самом деле признаков дисграфии значительно больше — с ходу все и не перечислишь.

— В каком возрасте обычно впервые проявляется дисграфия?

— Чаще всего ее выявляют в начальной школе, когда начинается активное овладение письменной речью. Но предположить, что у ребенка могут возникнуть специфические проблемы, можно и раньше, еще в дошкольный период. Факторами риска для развития дисграфии считаются нарушение артикуляции, при котором ребенок не выговаривает какие-либо звуки, явное или скрытое левшество, слишком ранее обучение чтению и письму, когда ребенок еще психологически не готов к освоению грамоты, двуязычие, а также дефицит общения и речевых контактов в семье.

— Как вы считаете, являются ли трудности в овладении письменной речью следствием умственной отсталости?

— Умственная отсталость, сочетающаяся с дисграфией, — это, скорее, исключение, чем правило. Большинство детей-дисграфиков не имеют проблем в других сферах психической деятельности и в будущем могут стать прекрасными инженерами, врачами, артистами. Да, нередко нарушения процесса письма идут рука об руку с недостатком внимания, проблемами с оперативной и долговременной памятью, но эти особенности чаще всего поддаются психолого-педагогической коррекции.

— Что должны сделать родители, чьи дети допускают специфические ошибки?

— Прежде всего, не винить ребенка в лености и не пытаться исправить ситуацию самостоятельно — в коррекции дисграфии не обойтись без помощи опытного логопеда. Я бы порекомендовала пройти обследование в нашем центре — его результаты, имеющие рекомендательный характер, остаются только у родителей или законных представителей ребенка, никаких «ярлыков» на вашего маленького школьника мы не навесим. Если наличие дисграфии подтвердится, родителям и самому ребенку нужно настроиться на долгую работу с логопедом, а возможно, и с психологом, которая может растянуться на месяцы, а то и годы, в зависимости от сложности случая. На занятиях ребенок будет выполнять ряд письменных и устных упражнений, подобранных специально для него, часть заданий придется делать дома — процесс коррекции не должен надолго прерываться.

— Так значит, дисграфию можно победить?

— Полностью избавиться от дисграфических ошибок удается не всем. Но, по крайней мере, их количество заметно снизится, и люди, читающие текст, составленный дисграфиком, начнут понимать смысл написанного. Это значит, что в тетради по русскому языку станет меньше неудовлетворительных отметок, а во взрослой жизни человек как минимум не будет стесняться писать заявления, служебные записки и деловые письма.

— Что можно посоветовать родителям дошкольников, чтобы их дети смогли успешно овладеть письменной речью?

— Прежде всего, до поступления в первый класс избавьтесь от проблем с артикуляцией — первоклассник должен четко проговаривать абсолютно все звуки. Как можно больше играйте со словами — это развивает фонематический слух. Помните чудесную игру в города? Возьмите ее за основу, но не используйте географический принцип, поскольку малыш в пять-шесть лет не сможет его придерживаться — пусть он называет любые слова, которые придут ему в голову, лишь бы они начинались на тот звук, которым окончилось произнесенное вами слово. Именно на звук, а не на букву, поскольку дошкольники еще не знают правил русского языка: так, слово «зуб» для них звучит как «зуп» — пусть называют слово на «п». Покупайте или скачивайте из Интернета ребусы, задавайте лингвистические задачи, например: «Возьми первые две буквы от слова «рулет» и последние две буквы от слова «шапка», составь их вместе и назови получившееся слово»; «посчитай, сколько звуков в слове». Развивайте мелкую моторику, тренируйте безотрывное письмо с помощью прописей или лабиринтов — как известно, центр мозга, отвечающий за движения пальцев рук, находится рядом с центром речи, и стимуляция его активности полезна для речевого развития.

Виды дисграфии 

Артикуляторно-акустическая. При данной форме болезни у детей нарушено произношение звуков, и на основе этого они неправильно пишут слова. То есть нарушение произношения ими фиксируется в письменном виде, слова ребенок пишет так же, как и произносит. Врач при этой форме дисграфии должен в первую очередь корректировать звукопроизношение маленького пациента.

Акустическая. Симптомы акустической формы отклонения выражаются в замене правильных букв на те, которые соответствуют близким им звукам. К заменяемым парам можно отнести: глухие и звонкие звуки — П-Б, Т-Д, Ф-В, Ш-Ж; шипящие и свистящие — Ж-З, Ш-С, а также пары звуков С-Ц, Ц-Т, Щ-Ч, Ч-ТЬ. В произношении звуков в словах при этом никаких нарушений не наблюдается.

Аграмматическая. В случае аграмматической формы отклонение вызвано недоразвитием грамматического строя речи. Дети с таким нарушением пишут с постоянными ошибками, как бы совсем не обращая внимания на правила грамматики. Провести диагностику этой формы можно у школьников только с третьего класса, поскольку именно в этом возрасте начинают проявляться основные признаки этого типа дисграфии.

Оптическая. Появление оптической формы заболевания обусловлено нарушением пространственного и зрительного анализа. По сути, любая буква зрительно образуется из черточек, палочек, овалов, иногда с добавлением особенных элементов. В пространстве такие, на первый взгляд одинаковые, элементы комбинируются по-разному, образуя разные символы (буквы). Если зрительное восприятие нарушено, то ребенок не улавливает имеющихся между буквами различий, а потому не может и правильно их писать.

Моторная. Это дисграфия, вызванная нарушением языкового синтеза и анализа. Поскольку эта форма встречается наиболее часто, ее обычно называют моторной. Моторная форма дисграфии обычно выражается в появлении специфических ошибок. Например, малыш пропускает в словах буквы или целые слоги, не дописывает слова, переставляет в словах слоги или буквы, добавляет в слова лишние буквы, повторяет в слове какую-либо букву или слог, соединяет в одном слове слоги совершенно разных слов, отделяет от слов приставки, а предлоги пишет со словами слитно. 

*Источник: http://doktordetok.ru/logopatolog/disgrafiya-u-detey.html

Спокойствие, только спокойствие!

Чтобы помочь ребенку избавиться от дисграфических ошибок, необходимо соблюдать несколько важных правил.

  • В «двойках» по русскому языку, которыми пестрит тетрадь маленького дисграфика, вы можете винить наследственность, плохую экологию, докторов, которые принимали роды, себя — за то, что не слишком хорошо следили за своим здоровьем в течение беременности, но ни в коем случае не ребенка. Он и так морально убит постоянной неуспеваемостью, а тут еще и родительские нравоучения о том, что надо больше стараться! Создайте дома абсолютно спокойную обстановку, старайтесь настроить чадо на успех: «Вместе мы обязательно преодолеем все трудности и научимся правильно писать».

  • Занятия с логопедом должны быть регулярными — их не стоит прерывать даже на время каникул, иначе регресс не заставит себя ждать. Упражнения на коррекцию дисграфических ошибок необходимо выполнять и в те дни, когда вы не посещаете логопеда.

  • Не требуйте от ребенка высокой скорости чтения и письма — в обстановке спешки он разнервничается, и количество ошибок неизбежно увеличится.

  • В самостоятельных занятиях избегайте упражнений на редактирование, когда ученик должен находить и исправлять в тексте ошибки. А вот списывание безошибочно написанных текстов с побуквенным проговариванием будет ему полезно. К диктантам можно переходить только тогда, когда результаты списывания станут удовлетворительными.

  • У дисграфиков количество не переходит в качество за короткое время, поэтому не мучайте ребенка, заставляя его раз за разом переписывать плохо написанный текст: в каждом следующем варианте все равно будут специфические ошибки, в том числе в словах, которые он пять минут назад написал правильно.

Знаменитые дисграфики 

Еще одно доказательство того, что дисграфия не приговор — истории людей, с трудом овладевших письмом, но добившихся значительных успехов на профессиональном поприще и навсегда вошедших в историю.

Петр I

Петр-1.jpgВеликий российский император совершенно безграмотно писал, и, как ни бились его наставники, исправить это было невозможно. Петр зачастую не обращал внимания на отсутствие каких-то букв в написанном слове,  а уж орфографических ошибок было вовсе не перечесть.

Агата Кристи

Кристи.jpgЗнаменитая английская писательница Агата Кристи, «королева детектива», за свою жизнь написала больше восьми десятков книг. Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать.

Ганс Христиан Андерсен

Андерсен.jpgДатский писатель сочинял свои дивные сказки по ночам и носил их в издательства. Но редакторы, потрясенные полной безграмотностью автора, возвращали их ему, иногда не дочитав до конца. Один редактор даже написал на рукописи «Человек, который так глумится над родным датским языком, не может быть писателем». 

Альберт Эйнштейн

Энштейн.jpgОснователь современной физики, создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии, Эйнштейн всю жизнь плохо писал и с трудом читал. Однако это не помешало ему написать письмо президенту США, в котором он указывал на опасность создания ядерного оружия в фашистской Германии.

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
14 октября 2021 17:01 Медики рассказали о том, как переносят вакцинацию пожилые люди

Сегодня в Челябинске прошла онлайн пресс-конференция на тему: «Группа риска - пациенты 60 +». Специалисты разных направлений рассказывают, как проходит вакцинация лиц старшего возраста от гриппа и...

14 октября 2021 16:51 Сегодня вечером в Старокамышинске перекроют движение автомашин через ж/д переезд

Проезд через железнодорожные пути будет невозможен в ночь с 14 на 15 октября.

Новости СМИ2