16+
18 апреля 2016 10:12

«Когда уйдем со школьного двора…» Системе образования Копейска исполнилось 90 лет!

Этот год для копейских педагогов — особенный, юбилейный: городская система образования празднует 90-летие с момента своего основания. Подсчитать, скольких девчонок и мальчишек взрастили здешние сеятели разумного, доброго, вечного, конечно же, не получится, но можно с уверенностью утверждать, что каждый копейчанин, будь ему немного за двадцать или далеко за восемьдесят, с благодарностью и любовью вспоминает своего детсадовского воспитателя, школьных учителей и педагогов дополнительного образования.

Образование
Автор: Светлана Полежаева

Из шахт — за парты

Какой была Россия на пороге революционных перемен? В основной массе темной и безграмотной — в Челябинской губернии лишь семнадцать процентов населения умело читать и писать. Высших учебных заведений не было вовсе, в трех училищах получали образование всего-то двести человек. Что уж говорить о шахтерском поселке Угольные Копи? Здесь не было не то что училищ — даже школ. Едва достигнув двенадцатилетнего возраста, плохо одетые, босые, недоедающие и потому часто болезненные дети шахтеров спускались под землю, где трудились по восемь-десять часов в сутки. Для четырнадцатилетних подростков продолжительность рабочего дня увеличивалась до четырнадцати-шестнадцати часов.

В декабре 1919 года ВЦИК принял декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР», которым предусматривалось всеобщее обучение для людей 8—50 лет. Детей предстояло вывести из шахт и посадить за парты. Задача перед молодой страной и еще не получившим статус города Копейском стояла очень непростая, поскольку не хватало помещений, которые можно было бы приспособить под образовательные учреждения, в условиях тотальной неграмотности недоставало учителей, большим дефицитом были школьные принадлежности. Копи в то время представляли собой территориально разбросанный поселок с домами барачного типа и землянками. Транспорта не имелось никакого, кроме гужевого, да еще между Челябинском и поселком Северный рудник курсировал пассажирский поезд.

Тем не менее вопреки всем трудностям уже в январе 1920 года были открыты сразу три школы. На улицах Кузнецова и Ленина в наспех построенных бараках расположились образовательные учреждения, где велось обучение с первого по четвертый класс. Выпускники этих учебных заведений, желавшие продолжить образование, переводились школу № 3, которая находилась на бывшей Центральной площади — там, где позже было построено здание химической лаборатории завода Кирова. О комфортных условиях обучения никто особо не задумывался: уроки велись в полутьме и холоде, но желающих учиться было столько, что некоторым детям приходилось ждать по несколько лет чтобы перевестись в следующий класс.

Первая семилетка появилась в 1923 году на улице Ленина, ей было присвоено имя Феликса Дзержинского. К тому времени во всех копейских школах было организовано одноразовое питание за счет профсоюза. Горняки с радостью говорили: «Дожили наши дети до светлого дня. Их не только обучают грамоте, но и кормят бесплатно, и все это сделала Советская власть». Правда, на один учебник приходилось по пять учеников. 


* Землянки, в которых жили шахтерские дети

Невиданная «роскошь»

Эти бесценные исторические сведения журналистам «КР» предоставила Наталья Леонидовна Пашковская — учитель географии и бессменный хранитель музея школы № 6. Собирала она их буквально по крупицам, опираясь на помощь копейских и челябинских краеведов — и набрала столько, что хватило на полноценную исследовательскую работу, которую она представила на городском смотре-конкурсе музеев образовательных учреждений. А уж об истории шестой школы она, кажется, может говорить часами.

— Наша школа стала первой десятилеткой в городе, — увлеченно рассказывает Наталья Леонидовна, пока мы переходим от одного стенда с черно-белыми, не всегда четкими, но не теряющими от этого своей уникальности фотографиями к другому. — Ее строительство было начато в 1930 году и длилось два года. Не поверите, но дети так хотели учиться в новом, светлом и теплом здании, что изо дня в день спрашивали у родителей, когда она откроется.

О бурных темпах развития системы образования говорят факты: к началу тридцатых годов в Копейске действовало двадцать семь школ, в коллективы которых вливались учителя с высшим педагогическим образованием. Появились стабильные, единые для всех учебники. Выражаясь современным языком, страна «вставала с колен». Тем не менее первый набор в школе № 6 оказался очень разновозрастным: в одной параллели разрыв по возрасту учеников мог составлять два-три года. Школа стала для них вторым домом, в ее стенах проходили все будничные и праздничные дни. Ученики жили не только в центральной части города, но и в поселках шахты № 205, Северный рудник, Горняк. Посещать уроки было трудно, приходилось зимой и в дождь ходить пешком с таких отдаленных участков.

В классах училось по тридцать человек, но зато в новой школе были спортивный и актовый залы, столярная и слесарная мастерские, физический и химический кабинеты, библиотека и даже своя кухня и столовая. Такой «роскоши» шахтерские дети прежде не видели никогда. 


* Школа №6. Первый набор

Радостным шагом, с песней веселой

Из чего складывалась жизнь школьников тридцатых-сороковых годов? Об этом Наталье Леонидовне поведали первые выпускники первой десятилетней школы города. Особо хранительница музея дорожит воспоминаниями Агнии Лавровой, выпускницы 1936 года.

Агния Васильевна была человеком уникальной энергичности и ответственности, с юных лет вела общественную работу. Совсем девочка, школьница, она была книгоношей (какое интересное забытое слово и занятие!) городской библиотеки, участвовала в ликвидации неграмотности взрослого населения в поселке Афон, руководила школьным оркестром народных инструментов, участвовала в художественной самодеятельности, была редактором общешкольной стенгазеты, бессменным капитаном сборных женских волейбольных и баскетбольных команд школы, города, а затем и свердловского мединститута, куда поступила после окончания школы. Во взрослой жизни заслуг и регалий у Агнии Васильевны столько, что на десятерых бы хватило, но городские старожилы помнят ее как организатора и руководителя бактериологической службы города, талантливого эпидемиолога и микробиолога.

Насыщенная внеурочная деятельность была в то время нормой, причем инициатива в организации полезного досуга шла от детей, а педагоги только направляли их. Старшеклассники настолько спешили делать добрые дела, что порой даже приходилось их придерживать, чтобы они не забывали об уроках. В каждом классе назначались ответственные за проведение общественных мероприятий, спортивных соревнований, художественной самодеятельности, выбирались пионервожатые для младших классов. Ребята работали в столярной и слесарной мастерских: делали стулья, табуретки, предметы кухонного обихода, проводили электропроводку в классах, учились навыкам  кройки и шитья, вышиванию, занимались в кружках ГТО и в кружках художественной самодеятельности.

Это была пора первых пионерских сборов, отрядных походов, всеобщего воодушевления и энтузиазма. Ребята справлялись с непростыми задачами: проводили перепись населения по выявлению неграмотных и малограмотных, а затем и вели занятия по ликвидации безграмотности. Школьники, озеленяли и убирали городские улицы, выезжали в колхозы на сбор урожая овощей. Старшие учащиеся помогали шахтерам по выработке и отгрузке угля на эстакадах шахт № 1-2, 7/8, 4/6. И все это велось на основе соревнования между классами.

В школе действовал школьный драматический кружок, в репертуаре которого были отдельные драматические миниатюры и крупные постановки пьес Максима Горького; дети инсценировали поэму Александра Твардовского «Гармонь». С этими постановками они выступали на сцене школы, в раскомандировках шахт № 1/3, 7/8, в подшефной воинской части города Челябинска, в колхозе «Вперед» и даже на большой сцене Дворца культуры угольщиков. Большим успехом и любовью зрителей пользовалась акробатическая группа, созданная комсомольцем Адольфом Верниковским, в которую входили ученики  первого выпускного класса Федор Шашурин, Костя Брюхов, Витя Баранов, Иннокентий Окунев. Был и свой струнный оркестр, которым руководила вышеупомянутая комсомолка Агния Лаврова. Выступления этих коллективов иногда проводились за плату, а вырученные деньги использовались на нужды школы — в то предвоенное и военное время недоставало средств на приобретение наглядных пособий и на оборудование кабинетов. 


По законам военного времени

Девиз «Все для фронта, все для победы» был актуален и для Копейска. Но о детях страна не забывала: в трудные военные годы в нашем городе было открыто пять детских садов в дополнение к действующим тринадцати дошкольным учреждениям (первый садик открылся еще в 1929 году), работало 32 школы, в октябре 1944-го открылся Дворец пионеров. Учителей, конечно, стало меньше: многие из них, презрев официальную бронь для педагогов, ушли добровольцами на фронт. Стало меньше и старшеклассников: одни, добавив себе лет, взяли в руки оружие, другие встали к станку.

Копейчанин Леонид Яковлевич Куценко, личный механик маршала авиации Савицкого, о котором «Копейский рабочий» писал несколько месяцев назад, вспоминал, что в первые военные годы он, мальчишка, эвакуированный с объятой огнем Украины, трудился на машиностроительном заводе по двенадцать часов кряду, без выходных. Вечерами приходил в свою землянку и падал без сил, а утром снова шагал на работу и по-хорошему завидовал ровесникам, которые утром шли не в цех, а в школу. Леонид Яковлевич подал документы на поступление в седьмой класс, был зачислен, а через три дня к нему домой прислали бумагу: «Требуем немедленно вернуться на рабочее место, иначе будете отданы под трибунал по законам военного времени». Суровые, тяжелые, страшные года…

Однажды мне довелось побывать в музее возрожденной школы № 49. Школьные музеи — настоящий кладезь для краеведов и просто любителей окунуться в атмосферу давно минувших дней, столько там уникальных, драгоценных экспонатов! Так вот, частью постоянно действующей экспозиции являются книги, напечатанные во время войны. Тот факт, что книгопроизводство не останавливалось, не может не поражать. Быть может, известные каждому образованному человеку строки произведений Горького, Достоевского, других российских и советских классиков помогли людям не растратить силу духа, выстоять, не дать себя сломить. Эти книги, напечатанные на грубой серой бумаге, с форзацами, сделанными из бумаги оберточной, и сегодня воспринимаются как святыня. 


* Урок географии в школе №6

Одна орфограмма за год

Лариса Николаевна Горожанина — педагог потомственный. Общий стаж ее семейной учительской династии насчитывает почти два века. В профессию она пришла не только за родными — на выбор повлияла и общая атмосфера послевоенных школьных лет.

— Первые годы моей жизни прошли в поселке Кулацком, в так называемом «элитном бараке», — вспоминает Лариса Николаевна. Словосочетание «элитный барак» сегодня звучит как оксюморон, как сочетание несочетаемого. Вся «элитарность» заключалась в отсутствии общего коридора — у каждой квартиры был свой, отдельный, выход на улицу.

Семьи в нем жили молодые, а потому детей по соседству было много, пятьдесят четыре человека. Мы дружили, вместе гуляли после уроков и вместе ходили в школу № 7, которая располагалась в одноэтажном здании в поселке четвертого участка неподалеку от переходного моста.

В первый класс я поступила в 1946 году. Знаете, в то время отношение к учебе у детей было совершенно положительным: школа воспринималась большинством учеников не как каждо-дневная повинность, а как праздник. Ни у кого не возникало мысли прогулять уроки или не выполнить домашнее задание. Атмосфера всеобщего эмоционального подъема была такова, что душа пела: бывало, мы с подружками, взявшись за руки на перемене, курсировали по коридору и напевали «Русский с китайцем — братья навек».

Учиться, по словам Ларисы Николаевны, было легче, чем нынешним детям: к примеру, весь второй класс на уроках русского языка школьники изучали одну-единственную, но очень важную орфограмму — безударные гласные в корне слова. И ведь полученных в школе знаний хватало, чтобы поступать в техникумы и вузы и в дальнейшем вырастать в прекрасных, высококвалифицированных специалистов.

Начиная с четвертого класса ученики ежегодно сдавали переводные экзамены. Неудовлетворительную отметку боялись получить не меньше, чем нынешние школьники на ЕГЭ, билеты учили так, что ответы от зубов отскакивали — в течение года прилежно ходили на консультации и рассказывали уже заученное. Если хоть один человек на консультации не мог ответить билет на хорошую отметку, весь класс нес наказание. Но каким было это наказание! Учитель в качестве кары в этот день отказывался читать вслух «Тарзана» после уроков.

Нелегкая ноша

С кем бы мне ни доводилось беседовать в ходе подготовки к написанию этого материала, все, как сговорившись, прежде всего вспоминают богатую внеурочную жизнь. Школьники сороковых, шестидесятых, восьмидесятых с восторгом, с горящим взором рассказывают о классных и общешкольных мероприятиях — о смотре пионерского строя и пионерской песни, о «Зарнице» и даже о сборе металлолома.

Тамаре Анатольевне Хруцкой, выпускнице 1974 года старокамышинской школы № 41 (ныне это филиал МОУ СОШ № 23), особенно запомнился День республик, который проводился в образовательном учреждении каждую осень:

— Каждый класс должен был представлять одну из республик Советского Союза. Мы учили стихи, знакомились с культурными традициями, с историей народов, населявших нашу страну. Родители  шили детям национальные костюмы, в которых мы проводили целый день. Помню, как наш класс представлял Белоруссию — мамы и девочкам, и мальчикам сами расшивали рубашки. На переменах из репродукторов звучали народные песни разных этносов, а после уроков мы устраивали большой концерт — пели, танцевали, читали стихи. Никого не приходилось упрашивать принять участие в том или ином мероприятии — все начинания мы воспринимали с энтузиазмом, к каждому празднику готовились с самоотдачей.

За победу в конкурсе или соревновании полагались призы — билеты в цирк, театр, поездки в парк имени Гагарина.

Еще ученики советских лет отмечают, что детское общество в целом было добрее и совестливее. Не было в нем той агрессии и патологического индивидуализма, что нередки у нынешнего юного поколения. Сейчас сложно представить, что неуспевающего ученика его одноклассники будут журить: «Ты зарос «двойками». Я буду приходить к тебе после уроков «подтягивать» по географии, а Тоня — по русскому языку». Никому из детей сегодня и дела нет, что успеваемость соседа по парте не больно-то хороша.

Но все же, все же… Они, нынешние школьники, в целом неплохие люди, много среди них талантливых, активных, старательных, любознательных ребят. В наше время, когда и во взрослом-то мире каждый сам за себя, детей нужно настойчиво учить человечности, бескорыстию, энтузиазму. Именно эту нелегкую ношу несут на своих плечах педагоги: они, как и полвека назад, не только передают знания, но и воспитывают, направляют, пестуют ребятню. Еще бы родители новых копейчан чуть активнее шли учителям навстречу, помогали педагогам реализовывать их благородную миссию — но многим папам и мамам, чье детство выпало на лихие 90-е, самим бы поучиться безусловной доброте и бессребреничеству в хорошем смысле этого слова. 

Система образования сегодня 

На сегодняшний день  в Копейском городском округе действуют:

— 32 детских сада + 7 дошкольных отделений при школах, в которых воспитывается 9 тысяч 795 детей; 

— 22 школы, в которых обучается 15 тысяч 780 человек;

— 2 учреждения специального (коррекционного) образования, где обучается 254 ребенка;

— 4 учреждения дополнительного образования + 11 клубов по месту жительства. Данные учреждения посещают 6 тысяч 900 детей.

Образовательную деятельность осуществляют 2040 педагогических работников. Из них:

973 — педагоги общеобразовательных учреждений;

866 — педагоги  дошкольных учреждений;

129 — педагоги учреждений дополнительного образования;

72 — педагоги учреждений специального (коррекционного) образования.

В образовательных организациях округа активно используются современные информационные технологии, реализуются инновационные проекты, укрепляется материально-техническая база. Каждый учебный кабинет  в школах  оснащен автоматизированными рабочими местами с доступом к образовательному контенту сети Интернет. На базе школ функционируют три ресурсных центра: по работе с одаренными детьми «Аксиома» (МОУ СОШ № 49); образовательной робототехники (станция юных техников); по технологии (МОУ СОШ № 49). Четыре предметных лаборатории: по биологии  (МОУ СОШ № 4); химии (МОУ СОШ № 48); английскому языку  (МОУ СОШ № 1); реализации ФГОС начального общего образования (МОУ СОШ № 42). В ряде школ и детских садов  используются электронные образовательные комплексы. Большое внимание уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Помимо реализации государственных программ в округе много собственных планов и наработок, новых идей. Разработана и введена муниципальная система оценки качества образования. Созданы и эффективно действуют Совет содействия развитию образования при главе города, Совет родительской общественности, Совет руководителей образовательных учреждений. Традициями образовательной системы Копейска стали городские родительские собрания, конференции отцов, фестивали семей и кадетский бал.  Под руководством Центра диагностики и консультирования успешно работает «Родительский университет».

Уважаемые читатели, мы планируем продолжить тему истории образования на страницах «Копейского рабочего». Если вам есть чем поделиться — яркими воспоминаниями или фотографиями, если у вас сохранились школьные табели или похвальные грамоты, свяжитесь с нами по телефону 3-71-09 или по электронной почте polezhaeva-kr@yandex.ru. Мы планируем рассказать об истории детских садов и учреждений дополнительного образования, поэтому нам особенно хотелось бы пригласить к разговору педагогов, работавших в них, родителей, чьи дети ходили в садик в советское время и в 90-е годы. С нетерпением ждем ваших звонков и писем.

* Благодарим за помощь в подготовке материала музеи школ № 6 и № 49, городское управление образования, выпускников прошлых лет, ветеранов педагогического труда. 

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
30 октября 2024 15:25 В Центральной городской библиотеке состоялось мероприятие в формате интеллектуальной викторины, посвящённое Дню народного единства

Участники игры продемонстрировали свои знания по истории нашей страны. Вопросы охватывали не только исторические темы, но и культуру народов России, что позволило создать разнообразную и увлекател...

30 октября 2024 14:21 Центр «Мой бизнес» приглашает к участию в акселераторе по созданию нейро-бота

В течение двух дней участники будут изучать основы работы с ИИ, а в результате каждый сможет создать свой чат-бот с помощью нейросетей.