27 октября 2017 14:35

Копейчанин Илья Коэн покоряет Вену

Редакционная коллекция фотоснимков звезд мирового и российского масштаба с «Копейским рабочим» в руках пополнилась очередным кадром. Имя запечатленного на нем молодого человека известно немногим. Но это пока. Мы уверены, что спустя несколько лет будем гордиться знакомством с Ильей Коэном и этим, сделанным «на вырост» фото.

Илья Коэн
Автор: Светлана Полежаева Фото: Фото автора
Почему? Да потому что у скромного и интеллигентного парня из Копейска большое музыкальное будущее - он получает высшее образование в знаменитой венской консерватории.

Слушая сердцем

Вполне вероятно, что Илья никогда бы не взял в руки скрипку и смычок, если бы его мама, Ирина Зарипова, проигнорировала сиюминутное желание пятилетнего сына учиться музыке. Мы, родители, часто не воспринимаем всерьез намерения детей: сегодня они хотят гонять мяч, завтра - мастерить модели ракет, а потом еще что-
нибудь придумают. По всем кружкам не наводишься!

К тому же ребячьи чаяния поройразбиваются о непреклонное родительское «хочу». Кто-то бросает все ресурсы на то, чтобы их сын стал вторым Биллом Гейтсом - и мучает чадо ненавистным ему программированием. Кто-то спит и видит дочку в балетной труппе Большого театра - и год за годом водит ее на
танцы, хотя она так любит придумывать и шить модную одежду.

Илья с двух лет уверенно стоит на коньках. Его, от природы пластичного и грациозного, мама Ирина, по совместительству профессиональный тренер, изначально видела в фигурном катании. И совсем не замечала в нем задатков музыканта-виртуоза, поскольку Илюшины музыкальный слух и чувство ритма не казались ей выдающимися.

Первоклассник - лауреат

- Все же, несмотря на определенный скепсис, я отвела Илью в ДМШ № 1, -рассказывает Ирина Юрьевна о самых первых его шагах на музыкальный олимп. - В тот момент я была уверена, что сыну через пару месяцев надоест эта затея, но вскоре поняла, что ошиблась: педагог Наталья Ануфриева, которая начала заниматься
с Ильей, сумела вдохновить его, пятилетнего малыша, и глубоко увлечь музыкой.

В первые несколько месяцев занятий дело до игры на скрипке не дошло. Наталья Валентиновна методично учила Илюшу чувствовать ритм. Они вместе топали и хлопали, хлопали и топали, отбивая такты.
Как состоялось первое знакомство с инструментом, он, к сожалению, не помнит. Не отложился в памяти и областной конкурс, в котором он принял участие вскоре после того, как ему исполнилось шесть, - и сразу же стал лауреатом первой степени. Дома в семейном архиве бережно хранится вещественное свидетельство той победы - привезенный из Златоуста диплом.

К поступлению (в музыкальную школу официально зачисляют детей с семи лет) Илья подошел в статусе лауреата. Конечно, он уверенно сдал вступительные испытания и был зачислен в класс к горячо любимой Наталье Валентиновне.

Успех - в триединстве

Говорят, что бесталанных людей не бывает. Но тогда почему одни дети, как Илья, привозят с
состязаний и конкурсов диплом за дипломом в подтверждение творческого роста, а другие проводят
все свободное время в Интернете или в мире компьютерных игр?

- Результаты приходят, когда воедино складываются три составляющие, — Ирина Юрьевна делится вовсе не секретным секретом успеха сына. — Во-первых, это профессионализм педагога: настоящий учитель найдет подход к каждому ученику, разглядит в нем зерно таланта и взрастит это зерно до должного уровня. Во вторых, это готовность ребенка по-взрослому вкалывать. Даже если устал, даже если нет настроения, все равно нужно заниматься избранным делом каждый день по несколько часов. И, в-третьих, это заинтересованность родителей в профессиональном росте сына или дочери, безусловная вера в дитя, готовность поддержать, даже если самим трудно

В 2003 году на очередном конкурсе Илью заприметил профессор Магнитогорской консерватории Тхань Буй Конг. Южно-уральский преподаватель с вьетнамским именем пообещал вырастить из маленького копейчанина второго Моцарта, если тот перейдет под его крыло. Ирина Юрьевна решила, что сыну выпал шанс подняться на более высокий уровень и не воспользоваться им просто грешно.

Бросив квартиру и налаженный быт, они с Ильей и дочкой-старшеклассницей сорвались с места и отправились в Магнитку. Целый год они жили в съемной комнатушке, общались с родными только по телефону, а потом вдруг развернулись на сто восемьдесят градусов и вернулись в Копейск. Златые горы, обещанные профессором, так
и остались обещаниями - в новой школе уровень преподавания, по мнению Ирины и самого Ильи, оказался куда слабее, чем в копейской ДМШ № 1.

«Двоечник»

После у начинающего скрипача был еще не один перевод. Но особого внимания заслуживает история
о том, как мама с сыном покоряли Москву.

Долго ли коротко ли, но судьба привела Илью в одну из лучших специализированных школ в стране. К вступительным испытаниям он, лауреат всероссийских и международных конкурсов, получатель престижной стипендии «Золотой талант», был вполне готов. Но…на первом же экзамене получил двойку.

- Нас, родителей «двоечников»,администрация школы собрала в актовом зале и предложила отдать детей на платное отделение, - вспоминает Ирина подробности той не слишком красивой истории.
- Обеспеченных людей среди нас, провинциалов, было очень немного, поэтому заместитель директора, чтобы мы «не сорвались с крючка», заверила, что оплатить придется всего один год обучения. Если наши дети покажут значительные успехи в учении, их переведут на бюджет.

Мы согласились на эти условия, хотя сумму нам предстояло найти немалую — восемьдесят тысяч рублей. Илье очень помогли дедушка и бабушка (ради возможности поддерживать внука они до сих пор работают в школе № 13, хотя оба уже пенсионеры по возрасту), а еще предприниматели, супруги Махровы.

Илья, привыкший полностью выкладываться, не изменил себе и в столице. Честно трудился, окончил год по всем предметам на пятерки - а бюджетного места так и не получил.

«Социально опасен»

Что было дальше? Практически война.

Найти деньги за оплату второго года обучения оказалось нереально. Ирина раз за разом обращалась к столичным предпринимателям с просьбой финансово помочь, но те только отмахивались: «Это ваши проблемы». Возвращаться на Урал и искать меценатов здесь тоже было делом бесперспективным - шел кризисный 2009 год, когда благотворительность как социальное явление отчаянно стремилась к нулю.

Через несколько месяцев после начала учебного года круглого отличника Илью перестали пускать
в школу, разворачивая его еще на КПП.

- На экзамен по специальности меня не допустили физически - у входа на территорию школы дежурил наряд полиции, - делится он не самыми лучшими воспоминаниями.- Экзамены по другим предметам я все же сдал - когда вход был свободен, пробирался внутрь и мчался в аудиторию, чтобы как можно скорее взять билет и ответить. Мне нужно было успеть получить отметку до того, как приедут полицейские и выведут меня вон.

Ирина Юрьевна, пытаясь добиться для сына перевода на бюджет, дошла и до Министерства
культуры, и до Рособрнадзора. Администрация школы сначала ушла в глухую оборону, а потом перешла
в нападение, подав заявление в прокуратуру о том, что Илья социально опасен, а посему его требуется если уж не изолировать от общества, то немедленно исключить из специализированной школы.

От ярлыка, навешенного с легкой руки директора, юному музыканту и его маме пришлось отбиваться в кабинетах Рособрнадзора. От перенесенных стрессов у Ильи начала отниматься рука - инструмент стал
ощущаться как чужой. О виртуозных пассажах больше не было и речи.

Победа со вкусом поражения

Они снова приехали в Копейск - здоровье ребенка дороже творческих амбиций. Москвичи тем временем нанесли удар в спину, отчислив Илью за непосещаемость и выслав документы почтой.
После курса лечения парень вернулся в школу при челябинском институте Чайковского, где обучался до поездки в столицу. И вдруг до него дошла удивительная весть: высокие чиновники потребовали от столичной школы выделить для него бюджетное место!

Он мог бы вернуться, но не захотел - слишком уж горький осадок оставил в нем московский период жизни.
Продолжать обучение в челябинской школе, по правде говоря, ему не хотелось тоже - за почти два года жизни в столице он привык к жесткому темпу работы, высочайшему уровню подачи знаний и высочайшим же требованиям и не мог позволить себе понизить взятую планку.

Без узких мест

«Кочевник» со скрипкой вновьсорвался с места. На этот раз выбор пятнадцатилетнего парня пал на
Уральский музыкальный колледж, входящий в число лучших профессиональных учреждений страны.
Он не доучился и там - совсем чуть-чуть, буквально полгода, а все из-за того, что не смог сыграть
одно сложное место в разучиваемом концерте.

Преподаватели, которых Илья просил помочь с техникой, говорили, что результата можно достичь
лишь многократным повторением, но он интуитивно чувствовал, что этот путь ведет в тупик. Из всех одногруппников непростой концерт безупречно играла лишь одна девочка, но она отказалась делиться знаниями с товарищами: -Я заплатила деньги за то, чтобы в этом месте инструмент меня слушался.
Оказалось, что она каждый месяц ездила на консультации к профессору в Вену.

Узнав об этом инциденте, неугомонная Ирина Юрьевна вспомнила о давнем московском знакомстве с известной пианисткой Ксенией Коган и обратилась к ней за советом. Может быть, она подскажет, к кому из профессоров стоит обратиться за помощью?

Ксения не просто подсказала, а приняла самое живое участие в судьбе Ильи. Она посодействовала тому, чтобы парня приняли в музыкальную школу в Хорватии, где вел занятия профессор лондонской
королевской академии.

В маленькой западнославянской стране Илья получил аттестат о среднем образовании, но главное -  научился ощущать инструмент как свое продолжение. Теперь он не боялся сложных мест: скрипка слушалась - и пела, пела, пела.

Родина ждет

Казалось бы, цель достигнута, но Илье хотелось расти ввысь и дальше. Вскоре жизнь подкинула ему новый шанс: британский преподаватель расторг контакт с хорватской школой и перешел в частную консерваторию в Вене. По предложению профессора за ним последовал и одаренный копейчанин.

Два года в Австрии пролетели как один день. Юноша впитывал новые знания, как губка: он открывал все новые нюансы звукоизвлечения, учился держать себя на сцене, как подобает мэтру - хотя таковым себя не чувствовал и не чувствует до сих пор. И все же ему опять чего-то недоставало. Такая уж у Ильи натура - без двухсотпроцентной нагрузки он жить не умеет. Решение не заставило себя ждать. «А не попробовать ли мне
поступить в знаменитую государственную венскую консерваторию?» - однажды подумал он.

Мысль пришла несколько несвоевременно: до сложнейших вступительных экзаменов оставалось около месяца. Впрочем, Илья не был бы самим собой, если бы сдался. Десять с половиной часов самоподготовки ежедневно позволили ему набрать на вступительных экзаменах восемнадцать баллов из двадцати возможных.

В течение ближайших нескольких лет Илья будет появляться на родной земле только лишь во время каникул, но после окончания заграничного вуза твердо намерен трудиться в России.

- Я очень хочу открыть свою школу, где одаренные дети смогут бесплатно учиться музыке на высоком уровне, - говорит он. - Я благодарен своей семье и педагогам, формировавшим меня как творческую личность, но все-таки мне хочется, чтобы у талантливых российских ребят дорога в большое искусство была не столь тернистой, как мой путь.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
28 июня 2022 16:30 Копейская музыкальная школа стала лучшей в регионе

Детская музшкола №1 победила в областном конкурсе.

28 июня 2022 16:00 Школьница из Челябинска приняла участие в заседании Совета при Президенте РФ

Анастасия Твердохлеб в своем выступлении обобщила предложения молодежи о принципах формируемого в России нового детского движения.

Новости СМИ2