16+
04 мая 2017 10:19

Копейчанка Мария Анохина вернулась с раскопок, где были подняты останки советских воинов

Семьдесят три года назад, в начале апреля 1944 года, началось освобождение Перекопского перешейка от фашистских войск. Войска 2-й Гвардейской и 51-й Армий после мощной артиллерийской подготовки, продолжавшейся два с половиной часа, перешли в наступление в районе города Армянска.

Копейчанка Мария Анохина
Автор: Светлана Полежаева

Не хочется сыпать штампами, но этот бой был действительно ожесточенным — поисковики говорят, что и сегодня не получается воткнуть в землю лопату, чтобы она не звякнула о металл. В окрестностях Армянска и расположенного неподалеку Красноперекопска до сих пор несут дежурства саперы — поля напичканы взрывчаткой.

За полтора часа до полудня 8 апреля части 3-й гвардейской стрелковой дивизии при поддержке 1452-го самоходного артиллерийского полка стремительным броском сходу захватили первую и вторую траншеи противника под Армянском. Дальше сохранить темп не получилось: наступающие наткнулись на сплошное минное поле противника, о котором дивизионному командованию не было известно по той причине, что глубинная разведка обороны в этой местности не велась.

На минное поле наскочили наши танки. Часть из них подорвалась на минах противника в первые же часы атаки. Потери составили восемь тяжелых танков «Клим Ворошилов» — пять КВ-1С и три КВ-85. Уцелевшие танки своим огнем обеспечивали продвижение пехоты, маневрируя вдоль переднего края. В это время саперы расчищали ходы в минных полях.


Противник использовал вынужденную задержку советских воинов, как мог — ответный огонь немцев поразил еще пять тяжелых танков.

Позже анализ битвы за Армянск показал, что батальонная и полковая артиллерия действовали недостаточно эффективно: фашисты сумели подтянуть к передней линии боя противотанковые орудия, которые на протяжении нескольких часов уничтожали советскую технику. Но тогда, в апреле 1944-го, наши солдаты и офицеры вряд ли отдавали себе отчет в том, что можно было бы сражаться лучше — они делали все, что могли, для того чтобы отстоять свою родину. Многие из них так и остались лежать на Крымском перешейке на долгих семьдесят лет.

Проходы в минных полях удалось проделать только к двум часам после полудня. Атака возобновилась.

Когда день уже догорал, части 3-й гвардейской стрелковой дивизии при поддержке 1452-го самоходного артиллерийского полка в результате упорных боев заняли местность к западу и юго-западу от города Армянска и подошли к селу Джулга. Потери наступающих составили тринадцать танков и две самоходные установки СУ-152 — они были сожжены, подбиты артиллерийским огнем противника или подорвались на минах.


С другого направления продвижение к Армянску осуществляла 126-я стрелковая дивизия — на пути ее следования события развивались примерно по тому же сценарию. Участвовавший в наступлении на этом направлении  512-й отдельный танковый батальон также наткнулся на сплошное минное поле и противотанковый ров. В итоге было потеряно четыре танка ТО-34.

Пока саперы расчищали путь наступающим, часть сил сумела обойти опасный участок и ворвалась в город.

По улицам Армянска танки двигались группами по две-три единицы. В результате населенный пункт удалось освободить от захватчиков, да только осталось от него всего-ничего — одна печная труба да имя на карте. По сути, Армянск был стерт с лица земли. Потери советских частей на этом направлении составили четырнадцать танков ТО-34.

Освобождение Перекопского перешейка завершилось к 11 апреля.

Сегодня в тех краях, где когда-то горела земля, зеленеет трава-мурава. А вот деревья, говорят, приживаются плохо — плодородной почвы там меньше, чем вещественных следов войны. 

213 бойцов

Глядя на второкурсницу Копейского политехнического колледжа Машу Анохину, невозможно не удивляться очевидным контрастам в ее внешности. Две золотые косы до лопаток — и строгая камуфляжная форма. Большущие голубые глазищи, окаймленные пушистыми ресницами, а во взгляде — совсем не ребячья твердость. С первого взгляда и не поймешь, кто она больше — девочка или воин. Впрочем, такие девочки в сороковых годах сполна познали тяготы войны, не уступая в мужестве представителям сильного пола.

Студентка Копейского политехнического колледжа осваивает премудрости компьютерных технологий, а в свободное от учебы время участвует в делах клуба патриотического воспитания «Росток». Клуб этот не копейский — он действует при школе села Таянды Еткульского района. Маша родом из соседней с Таяндами деревни. В «Ростке» занимается уже четвертый год.

Одним из важнейших направлений деятельности клуба является организация и проведение поисковых работ. Ребята под руководством опытных педагогов каждую весну выезжают в те регионы страны, где осталось много незахороненных бойцов, павших в боях с фашистскими захватчиками.

На счету Маруси — участие в двух экспедициях. В прошлый раз она помогала поднимать останки советских воинов в окрестностях города Юхнова Калужской области. Нынче — трудилась в Крыму.

Поездка в Армянск у «ростковцев» состоялась в 73-ю годовщину его освобождения, в период с 6 по 19 апреля этого года.


Под Юхновом Маше вместе с товарищами-подростками удалось найти более трех десятков солдат и один медальон с личными данными. Под Армянском — тоже один медальон и …213 бойцов. Это только если считать наших павших героев. А были ведь еще и останки захватчиков — их ребята тоже не оставили на полях, передали на немецкие кладбища, чтобы там они были захоронены по-человечески.

— Мне трудно выразить те чувства, которые я испытываю во время раскопок, — говорит Маша. — Это очень сложные эмоции. С одной стороны, немного страшно, когда ты видишь кругом кости, скелеты, не сгнившие еще пряди волос. Иногда нам попадались целые ящики, набитые останками — кто и при каких обстоятельствах складывал в них погибших, теперь уже не узнать. Но в то же время трудно сдержать смятение и душевную боль при виде тех травм, следы которых остались на костях — на раздробленных на мелкие фрагменты черепах, на переломанных ребрах.

В экспедиции участвовали девять подростков в возрасте от одиннадцати до семнадцати лет и четверо взрослых. Жили в палатках, готовили еду на костре. В первые дни по приезде немного мерзли — температура воздуха в окрестностях Армянска ночью опускалась до ноля градусов. Маша и некоторые другие ребята подпростыли, но все равно каждый день ходили на раскопки, хоть и хлюпали носами.

— Мы и не думали себя жалеть — подумаешь, насморк, — искренне удивляется Маша моему вопросу о самочувствии. — Если уж приехали работать, то халтурить нельзя. Да и каждый из нас во время экспедиции представлял, что пришлось выдержать нашим прадедам во время войны. В сравнении с этим легкая простуда кажется несущественной мелочью. 

Дань уважения

Как ведутся раскопки? Сначала взрослые участники экспедиции протыкают землю щупами, затем на выбранном участке снимают верхние пласты почвы. И уж потом за дело берутся ребята — работают не столько лопатами, сколько скребками и кисточками, как заправские археологи.

Странное, контрастное сочетание: ребятишки среди останков погибших воинов. Не детское вроде бы дело — поднимать кости из земли. Но подростки из «Ростка» так не считают — говорят, что надо не мертвых бояться, а того, что война может однажды повториться. К своей деятельности ребята подходят с позиций милосердия, отдавая дань уважения тем, кто добыл мир ценой своей жизни.

Все найденные «ростковцами» останки были скрупулезно пронумерованы и переданы крымским властям. В скором времени в Армянске пройдет торжественная церемония их захоронения.

На этом поисковая деятельность Маши и ее товарищей по клубу не завершена. Им при содействии руководителей экспедиции Алексея Зязева и Игоря Лешкова удалось установить, что найденный медальон принадлежал жителю Южного Урала. Им оказался уроженец Кунашакского района Челябинской области Хаснутдин Мунгазович Сырнев 1924 года рождения. Возможно, ребятам удастся разыскать потомков бойца, рассказать им об обстоятельствах его гибели и предоставить информацию о месте его погребения.

Есть у Маши Анохиной и личные трофеи. Из-под Армянска она привезла хорошо сохранившийся магазин от пистолета-пулемета Шпагина, опасную бритву (по уставу, даже в военное время боец должен был бриться начисто) и приспособление для чистки оружия. Свои находки она передала в музей Копейского политехнического колледжа имени С. В. Хохрякова.

Продолжать поисковую деятельность она намерена и дальше. Куда направится следующая экспедиция, пока еще неизвестно, но Мария уверена, что она будет не менее результативной — еще очень много погибших советских воинов не обрело свой последний приют.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
23 апреля 2024 17:00 Проверяйте информацию

 Во время оперативно-профилактического мероприятия «Останови мошенника» полицейские напоминают о различных схемах обмана. Будьте предельно внимательны.

23 апреля 2024 16:00 Алексей Текслер обсудил с комиссией безопасность майских праздников и детских лагерей

 Губернатор Челябинской области Алексей Текслер, провел заседание региональной антитеррористической комиссии.

Новости СМИ2