04 августа 2017 10:14

Кредитная история. Что делать, если от вас требуют вернуть кредит, который вы не брали?

Жила-была в славном городе Копейске девушка Вера. И решила она однажды взять кредит в небольшом, но вроде бы вполне приличном банке. «А чего в этом такого? — резонно рассудила Вера. — Все берут, и я возьму».
Кредит в банке
Автор: Светлана Полежаева

(Имена героев статьи изменены по этическим причинам)

Полгода девушка Вера платила по кредиту, как самый порядочный заемщик: день в день, а то и заранее. А потом стала платить через пень-колоду, поскольку случился у нее персональный финансовый кризис. Ничего, в общем-то, удивительного: время нынче сложное, нестабильное. Сегодня зарплату платят, а завтра, а потом и послезавтра, и послепослезавтра, и даже в течение месяца — задерживают. Тут подзаймешь, чтобы перебиться, там перехватишь, чтоб перекантоваться — а в итоге обрастешь долгами, как блохами, и будешь думать думу горькую: то ли продуктов на неделю купить, то ли в банк появившуюся копеечку отдать.

Обычная история, каких по стране немало. И хочется девушку Веру пожалеть. Только жальче в этой ситуации ее знакомую, девушку Машу, которая в итоге оказалась без вины виноватой в Вериных просрочках. 

«Породнились»

Когда Вера еще была не бессовестной должницей, а кандидатом в заемщики, она, несколько бледная от волнения, сидела на неудобном стуле в кабинете банковского клерка и старательно отвечала на его каверзные вопросы. «Доход такой-то, иждивенцев столько-то, домашний адрес вот этакий. Телефон? Пожалуйста, записывайте».

«А назовите-ка, дорогая Вера Архиповна, номерок, принадлежащий кому-нибудь из вашей родни, — вкрадчиво, но настойчиво произнес клерк, облаченный в белоснежную накрахмаленную рубаху. — А то, чего доброго, вы платить откажетесь. А банку денежки надобно возвернуть любым способом, причем со всеми причитающимися процентиками». Последние два измышления накрахмаленный клерк, конечно, не произнес, а подумал. Но девушка Вера, которая хоть была несколько наивна, но все-таки не глупа, прочла эту очевидную мысль в суровом клерковском взгляде. «Господи, кого б назвать-то? — она судорожно начала перебирать в уме свою немногочисленную родню. — Мамин номер не дам — она гипертоник. Случись что, они ее до инфаркта доведут. Номер бывшего мужа? Тоже не вариант, поскольку его новая пассия в случае чего меня поедом съест. Разве что указать номер одной из теток? Нет, не стоит: если родня узнает, что я с кредитом не справилась, начнут укорять да высмеивать. Впрочем, вот что: дам-ка я номер бывшей моей однокурсницы, а клерку скажу, что она моя …сноха, то бишь братова жена!».

Сказано — сделано. Накрахмаленный сосредоточенно вбил в компьютер одиннадцать цифр, продиктованных девушкой Верой. Так девушка Маша, сама того не зная, стала Вериной родней. 

Номер заблокирован

Одним прекрасным днем девушка Маша сидела на совещании у директора. И в этот момент у нее на столе завибрировал телефон. Номер не определился — вероятнее всего, звонили новые клиенты. Поскольку клиенты — это святое, Маша извинилась и, взяв мобильный, бесшумно выскользнула в коридор.

— Алло, это Иванова Мария Николаевна? — взвизгнул динамик, едва она поднесла его к уху. — Требуем, чтобы вы передали Вере Архиповне, что она срочно должна заплатить по кредиту в наш чудесный банк! У нее недельная просрочка!

— Какой еще банк? — опешила девушка Маша. — Какая еще Вера Архиповна? Вы, наверное, номером ошиблись!

— Да нет, не ошиблись, — с предельно довольной и предельно же деловой интонацией произнес динамик. — Ваша золовка Степанова Вера Архиповна, когда брала кредит, указала ваш номер для связи в качестве резервного. Так что, будьте добры, передайте ей наше требование!

Собеседница с визгливым голосом отключилась. Девушка Маша опешила еще сильнее: «Вот тебе и здрасьте! Десять лет после института не виделись, пять лет не перезванивались, а она меня в «родню» записала! А ну-ка, позвоню я Верке, да накручу ей хвоста!».

Она набрала Веркин номер, но он оказался заблокированным: бывшая однокурсница, по-видимому, давно сменила сим-карту.

День стремительно переставал быть прекрасным. 

Гоните деньги

Пока шло совещание, девушке Маше еще семь раз звонили из банка, причем каждый раз с разных номеров — захочешь, в черный список все не поместишь. Пятнадцать раз позвонили после окончания рабочего дня. Тридцать шесть раз — назавтра. Все звонившие, как заведенные, бубнили, гундели, трещали и, уж конечно, требовали на разные лады «связаться с Верой Архиповной либо погасить задолженность вместо нее».

Маша пыталась отбиваться.

— Уберите мой номер из базы дозвонов! — настаивала она, отвечая на очередной звонок.

— Мы не имеем такой возможности, — с издевкой изрекал очередной сотрудник банка. — Вы сообщите Вере Архиповне, что у нее задолженность, а заодно попросите ее прийти к нам в офис и написать заявление о том, что данный номер больше не может использоваться для связи с ней.

— Бред какой-то! — девушка Маша начинала заводиться и терять самоконтроль. — Номер-то мой, а не Веркин! Я, владелица номера, требую, чтобы вы перестали мне названивать! Кстати, номер сотового телефона вместе с моими фамилией, именем и отчеством — это персональные данные. У вас есть моя собственноручная подпись под согласием на их обработку?

— Ой, напугали! Подпись ее интересует! — трубка гнусно хихикала. — Можете на наш банк в суд подать. Или президенту пожаловаться. Да хоть в Страсбург «телегу» накатать! Гоните деньги, тогда отстанем. На месяц — до следующего платежа. 

За помощью — в Центробанк

В недолгих перерывах между звонками с незнакомых номеров девушка Маша усиленно думала, как выйти из этой совершенно идиотской ситуации с Веркиными просрочками: «Разыскать ее через общих знакомых? А толку? Платить она все равно не начнет. Гасить задолженность за нее, как предлагает банк? С какой стати? Она мне все-таки не родня, а я не миллионерша».

Думала Маша, думала и придумала: «Зайду я на сайт Центробанка России. Может, там какие полезные рекомендации отыщутся».

На сайте нашлась очень полезная ссылка под названием «Интернет-приемная». Кликнула на нее Маша — и тут же появилась еще одна, не менее полезная ссылка «Подать жалобу». Кликнула Маша в третий раз, и на экране развернулось меню: «Банковские продукты, услуги — Потребительское кредитование». А в меню нашлась строка: «Исключение номера телефона физического лица из базы автодозвона».

Написала Маша жалобу на Веркин банк. Думала, ждать ответа придется минимум месяц — у нас ведь часто так бывает, что скоро только сказка сказывается. Однако ответ из Центробанка пришел буквально через два часа. Там было написано следующее:

«У кредитной организации отсутствует возможность каким-либо образом установить настоящего владельца номера телефона, сообщенного клиентом. Таким образом, невозможно исключить вероятность того, что клиент сообщил кредитной организации какой-либо номер телефона, не принадлежащий ему, и при этом не предупредил о данном факте действительного владельца номера телефона.

Вам необходимо обратиться непосредственно в головной офис кредитной организации с соответствующим письменным заявлением, указав при этом номер телефона, который, по Вашему мнению, ошибочно занесен в базу данных, и иные необходимые сведения.

Если ваше обращение в головной офис не принесет желаемого результата, просьба проинформировать об этом Центробанк РФ».

 «Номер из базы удален»

Написала девушка Маша в головной офис Веркиного банка по электронной почте письмо: «Прошу в кратчайшие сроки разрешить возникшую проблему, поскольку действия ваших сотрудников наносят урон моей профессиональной репутации.

Мой номер телефона был дан одним из ваших клиентов для связи БЕЗ моего согласия. Ваш клиент не выполняет свои обязательства перед банком по выплате кредита. Мне же теперь звонят ваши специалисты с требованием передать информацию должнице, в том числе во время деловых встреч, что наносит урон моей профессиональной репутации.

Требую удалить мой номер телефона из вашей базы, поскольку его использование вами является прямым нарушением закона о персональных данных.

Данное обращение продублировано мной в Центробанк РФ».

Веркин банк тоже ответил быстро, в тот же день. Виртуальный собеседник попросил девушку Машу сообщить, в каком году ею была приобретена сим-карта и с каких номеров ей звонили. Вскоре пришло и еще одно послание: «Ваш номер телефона из нашей базы удален».

Эта неприятная история со счастливым финалом случилась два месяца назад. Навязчивые банкиры от Марии Николаевны вроде бы отстали. «Зачем я все это вам рассказала? — улыбнулась она в конце беседы. — Да затем, что от повторения моей ситуации никто не застрахован! Пусть люди знают, что не стоит терпеть хамство и насмешки сотрудников банка и вздрагивать от очередного звонка с незнакомого номера — за свои права можно и нужно бороться!»

Полезные адреса и телефоны 

www.cbr.ru — сайт Центробанка РФ. Подать жалобу на неправомочные действия сотрудников любых финансовых организаций, действующих на территории России, можно, кликнув на ссылку «Интернет-приемная» в верхнем правом углу на главной странице, затем зайти в раздел «Подать жалобу» — «Банковские продукты, услуги» — «Потребительское кредитование».

8 800 250-40-72 — «горячая линия» Центробанка РФ. По телефону вам могут объяснить, как правильно составить требование к кредитной организации об удалении вашего номера телефона из базы автодозвонов.

www.chelproc.ru — сайт прокуратуры Челябинской области. В разделе «Интернет-приемная» (меню в колонке слева) — «Обращение в органы прокуратуры Челябинской области» можно подать заявление онлайн. При этом желательно к заявлению приложить распечатку с данными о входящих звонках из банка, скриншоты интернет-переписки с банком, диктофонные записи телефонных разговоров с сотрудниками кредитной организации.

Прокуратура Копейска: телефон — 8 (35139) 2-53-75, адрес — пр. Коммунистический, 39а.

Для того чтобы подать заявление лично, понадобятся те же свидетельства вашего общения с банком, что и при даче заявления через Интернет.

Экспертное мнение 

Андрей Курмаев, директор юридического бюро «Курмаев и партнеры»:

— Героиня данной публикации еще легко отделалась от нападок. К сожалению, случается, что банки не реагируют на письменные обращения граждан, аналогичные тем, что отправила в головной офис Мария Николаевна, и продолжают дозвоны, в том числе с применением прямых угроз в адрес собеседника.

В таком случае я бы рекомендовал записывать

все звонки на диктофон (большинство современных мобильных телефонов имеет данную функцию), причем во время каждого разговора спрашивать у собеседника его фамилию, имя, отчество, название финансовой организации, которую он представляет, а также просить максимально подробно изложить предъявляемые к вам требования — даже если вы успели выучить их наизусть.

Записи разговоров вместе с распечаткой звонков, которую вы можете заказать у оператора мобильной связи, нужно приложить к заявлению в прокуратуру.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
03 ноября 2021 12:10 Стартовала расширенная программа льготного кредитования бизнеса «ФОТ 3.0»

С ноября для предприятий и организаций из наиболее пострадавших отраслей возобновляется выдача льготных кредитов по ставке 3% годовых в рамках второго этапа программы «ФОТ 3.0». 

03 ноября 2021 12:09 Прокуратура Копейска озвучила основания для введения режима чрезвычайной ситуации

В силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в ...

Новости СМИ2