Маэстро баяна копейчанин Виктор Карлович Рагулин отмечает юбилей!
К чему такое вступление? Все люди, по крайней мере большинство, любят музыку. Она задевает самые тонкие струнки души, пробуждает в человеке свет и добро. Но некоторые просто любят слушать музыку, а другие живут ею, посвящают ей всего себя. Именно к таким людям относится руководитель хора ветеранов «Бабоньки», заслуженный работник культуры РФ Виктор Рагулин. В эти дни Виктор Карлович отмечает свой 70-летний юбилей.
Корову — за баян
Витя Рагулин с раннего детства из всех немногочисленных игрушек предпочитал барабан и гармошку. Мальчик имел отменный слух и мог часами «пиликать» на чем придется. Когда ему шел шестой год, отец как-то взял его с собой на базар. Чего там только не было! Но главное, что сразу бросилось в глаза будущему музыканту, — там продавалась настоящая (!) гармонь.
— Я взял ее в руки и давай нажимать кнопочки, — вспоминает Виктор Карлович. — И у меня получалось. Папа подумал-подумал, да и купил мне эту гармошку. Отдал за нее 400 рублей старыми еще деньгами. Я сам всю дорогу нес ее до самого дома (мы тогда в Кадровике жили). Потом до ночи с ней не расставался. Так и началось. Мелодии подбирал на слух: услышу песню по радио и подбираю. Когда в школу пошел, стал на разных школьных мероприятиях играть.
Семья Рагулиных жила скромно — отец работал столяром, мать вела хозяйство. Выручали огород да коровка-кормилица. Увлечение старшего сына они приветствовали, гордились его умением хорошо музицировать. Но Виктор мечтал заниматься по-настоящему, постигнуть нотную грамоту, ведь еще мальчишкой он понял, что без музыки ему нет жизни. Во Дворце угольщиков в то время велись занятия баянистов, но нужен был свой инструмент — с гармошкой туда не пойдешь.
— И тогда папа, чтобы купить мне хороший баян, продал корову, — глаза Виктора Карловича увлажнились от воспоминаний. — Сказал мне: «Давай, сын, играй. Да чтобы занимался прилежно». И мы пошли во дворец записываться. Руководителем у баянистов был Валентин Павлович Козиненко, родной брат Николая Павловича Козиненко, который был директором музыкальной школы. А директором Дворца угольщиков в то время работал Виктор Андреевич Потапкин. И я стал ходить после школы во дворец. Идти из Кадровика надо было через степь, пешком, да с инструментом. Бежишь, бывало, и боишься, как бы не отобрал кто-нибудь баян — мне же всего 11 лет было.
Он и баян — неразлучная пара
В ансамбле баянистов Виктор выделялся не только прилежанием, но и замечательными способностями слышать и понимать музыку. В то время редко можно было увидеть Рагулина без баяна: если он не на занятиях, то все равно наигрывает что-то, разучивает новую мелодию. Уже через три года руководитель ансамбля Валентин Павлович Козиненко стал доверять способному ученику аккомпанировать на занятиях танцевальной группы. А когда Виктору исполнилось шестнадцать, директор дворца Потапкин вопреки всем правилам взял его в штат на полставки. Радости и гордости парня не было предела: он — часть трудового коллектива центрального в городе Дворца культуры! Да еще сам зарабатывает целых 30 рублей в месяц.
В 1966 году пришла пора Виктору идти в армию. Служить довелось в Прибалтийском военном округе, в городе Риге. Но и там копейчанин не расставался с инструментом: играл в ансамбле баянистов, с выступлениями объехал всю Прибалтику и Украину. А когда в декабре 1968 года демобилизовался, отдыхать да прохлаждаться ему не дали и двух дней — сам директор Дворца угольщиков явился к Рагулину домой: «Ты на работу думаешь выходить? Дел много, некогда отдыхать».
Незабываемый концерт
Замечательное время было, вспоминает сегодня Виктор Карлович. Во Дворце угольщиков жизнь била ключом. К столетию со дня рождения Ленина был создан первый в городе хор ветеранов. Сорок пять человек. Были среди них участники войны, уважаемые в городе люди. Двадцатитрехлетнему Виктору Рагулину было доверено аккомпанировать этому славному хору. А с известнейшим танцевальным коллективом «Россия», созданным Александром Брандиковым, он участвовал в концерте в Москве. Вот как он вспоминает об этом:
— В 1971 году «Россию» как лучший коллектив пригласили в Москву, в колонный зал Дома союзов, на День шахтера. Сшили всем новые костюмы, очень красивые. Из Челябинска комиссия приезжала отсматривать наши номера. В Москве нас встретили, поселили в «Золотой колос» на ВДНХ. На праздник тогда съехались коллективы из Караганды, Донецка, Кузбасса, еще откуда-то. И мы, копейчане. Был большой концерт — самодеятельные коллективы в нем перемежались с выступлениями профессиональных артистов. Мне довелось близко видеть Эдуарда Хиля, Екатерину Шаврину, Людмилу Зыкину. Впечатлений, конечно, масса. Концерт показывали по центральному телевидению.
По семейным обстоятельствам
В жизни всякое может быть. Виктор Карлович не скрывает, что семейной идиллии у него как-то не складывалось. Он трижды был женат, имеет взрослых дочь и сына от разных жен. В один из трудных периодов в личной жизни его неожиданно пригласили в Симферополь, в государственный вокально-хорео-графический ансамбль «Таврия».
— Это уже не самодеятельность — профессиональный коллектив, он и сейчас существует, — рассказывает мой собеседник. — Помню, сентябрь был. У нас выпал ранний снег, и я поехал в Симферополь в демисезонном пальто. А туда приезжаю — батюшки, жара тридцать градусов, люди в шортах ходят, а я в пальто... В общем, проработал я там около трех лет и вернулся в Копейск, в родной дворец.
В 1980 году Виктора Рагулина вновь позвала дорога. На сей раз, опять же по семейным обстоятельствам, судьба привела его в Приморский край, в город Дальнегорск, что на берегу Японского моря.
Еще один незабываемый концерт
Работая во Дворце культуры химиков, Виктор Рагулин где только не побывал с концертами. Самодеятельные коллективы Дальнегорска славились своим профессионализмом, их исполнительский уровень считался выше, чем во Владивостоке. Но особенно ему запомнилась поездка в Северную Корею на международный фестиваль в честь дня рождения первого президента страны Ким Ир Сена.
— Это был 1996 год. Прошло два года после смерти президента, которого в Северной Корее почитают по сей день, — вспоминает Виктор Карлович. — Каждый год 14 апреля в честь Ким Ир Сена проводится фестиваль. В тот год, помню, 34 страны участвовало: Египет, Индия, Индонезия, Швеция, Япония, Скандинавия... Зрелище, конечно, незабываемое! Мы от Приморского края выступали. Мы с женой тогда спели песню «Закат» и, представьте, заняли второе место в своей номинации.
Все дороги ведут… в Копейск
Двадцать два года проработал Виктор Рагулин в Приморском крае, там же получил звание «Заслуженный работник культуры РФ». И вновь судьба привела его в родной город Копейск, в родной коллектив «Россия», которым к тому времени руководил Александр Мальцев. С ним Виктор Карлович проработал еще 14 лет. Одновременно он вот уже пятнадцать лет является руководителем хора ветеранов «Бабоньки» Дворца культуры имени 30-летия ВЛКСМ.
— Меня тогда, в 2002-м, бывший директор ДК в поселке Горняк, Марина Рудольфовна, светлая ей память, позвала в свой дворец, — делится Виктор Карлович. — Я вообще-то не сильно рвался, но когда встретился с коллективом, он мне понравился. С тех пор мы неразлучны.
Хору ветеранов «Бабоньки» уже более тридцати лет, в городе его знают и любят. Эти немолодые уже женщины удивительно легки на подъем: коллектив часто радует своими песнями копейчан, выступая на самых различных площадках, участвуя в городских праздниках и областных фестивалях, таких как «Наша родина Урал» в Челябинске.
Только эксклюзив
Мне довелось присутствовать на одной из репетиций, которые Виктор Карлович проводит строго по расписанию два раза в неделю. Своими глазами увидела, какая дисциплина царит на репетиции, как требователен руководитель к чистоте звука, услышала замечательные песни из репертуара хора и солистов.
— Репертуар у нас богатый: только хоровых песен, не считая сольных, в настоящее время мы исполняем 54, — делится во время перерыва в репетиции одна из солисток и староста коллектива Валентина Трофимовна Полуротова. — Причем маэстро любит, чтобы это были песни, которые, кроме нас, никто в городе не исполняет. Например, «Рябиновые бусы» — совершенно новая песня, мы ее еще нигде не пели.
— Какой он, ваш маэстро? — интересуюсь я у женщин.
— Неугомонный. Заводной. Дотошный. Требовательный. Заботливый, — наперебой высказывались женщины. И по их добрым улыбкам было видно, что все они любят и уважают своего руководителя.
— Он всегда требует, чтобы мы выглядели, как говорится, «на все сто», а в поездках, на концертах вели себя культурно и достойно. Любит повторять: «Не забывайте, вы представляете культуру поселка Горняк», — делится ветеран хора и неизменная на протяжении тридцати лет его солистка Марина Михайловна Чистякова.
Впереди у хора и его руководителя еще много планов и задумок. Вот и костюмы новые сшили благодаря финансовой помощи депутата ЗСО Константина Захарова. В таких костюмах не стыдно и на областных фестивалях побеждать. А для этого надо много репетировать. И вновь пробегают по баянным кнопочкам руки маэстро, и льются, будто прозрачная вода, слова из замечательной песни «Милая Россия»:
Родной простор, омытый синью,
Глаза полей, глаза людей…
Всегда со мной моя Россия,
В моей судьбе, в душе моей.
… Наверняка эта и еще много других прекрасных песен будут звучать на юбилее Виктора Рагулина.
Праздничный сезон — это время, когда вокруг царит атмосфера веселья, ожидания и любви. Однако не для всех это время приятных моментов. Некоторые люди нередко сталкиваются с чувством одиночества, т...
Губернатор Челябинской области недавно запустил акцию “Елка желаний”. 20 декабря эту праздничную эстафету подхватил город Копейск. Глава города Светлана Логанова, ее заместители, депутаты и предпр...