Маэстро баяна копейчанин Виктор Карлович Рагулин отмечает юбилей!
К чему такое вступление? Все люди, по крайней мере большинство, любят музыку. Она задевает самые тонкие струнки души, пробуждает в человеке свет и добро. Но некоторые просто любят слушать музыку, а другие живут ею, посвящают ей всего себя. Именно к таким людям относится руководитель хора ветеранов «Бабоньки», заслуженный работник культуры РФ Виктор Рагулин. В эти дни Виктор Карлович отмечает свой 70-летний юбилей.
Корову — за баян
Витя Рагулин с раннего детства из всех немногочисленных игрушек предпочитал барабан и гармошку. Мальчик имел отменный слух и мог часами «пиликать» на чем придется. Когда ему шел шестой год, отец как-то взял его с собой на базар. Чего там только не было! Но главное, что сразу бросилось в глаза будущему музыканту, — там продавалась настоящая (!) гармонь.
— Я взял ее в руки и давай нажимать кнопочки, — вспоминает Виктор Карлович. — И у меня получалось. Папа подумал-подумал, да и купил мне эту гармошку. Отдал за нее 400 рублей старыми еще деньгами. Я сам всю дорогу нес ее до самого дома (мы тогда в Кадровике жили). Потом до ночи с ней не расставался. Так и началось. Мелодии подбирал на слух: услышу песню по радио и подбираю. Когда в школу пошел, стал на разных школьных мероприятиях играть.
Семья Рагулиных жила скромно — отец работал столяром, мать вела хозяйство. Выручали огород да коровка-кормилица. Увлечение старшего сына они приветствовали, гордились его умением хорошо музицировать. Но Виктор мечтал заниматься по-настоящему, постигнуть нотную грамоту, ведь еще мальчишкой он понял, что без музыки ему нет жизни. Во Дворце угольщиков в то время велись занятия баянистов, но нужен был свой инструмент — с гармошкой туда не пойдешь.
— И тогда папа, чтобы купить мне хороший баян, продал корову, — глаза Виктора Карловича увлажнились от воспоминаний. — Сказал мне: «Давай, сын, играй. Да чтобы занимался прилежно». И мы пошли во дворец записываться. Руководителем у баянистов был Валентин Павлович Козиненко, родной брат Николая Павловича Козиненко, который был директором музыкальной школы. А директором Дворца угольщиков в то время работал Виктор Андреевич Потапкин. И я стал ходить после школы во дворец. Идти из Кадровика надо было через степь, пешком, да с инструментом. Бежишь, бывало, и боишься, как бы не отобрал кто-нибудь баян — мне же всего 11 лет было.
Он и баян — неразлучная пара
В ансамбле баянистов Виктор выделялся не только прилежанием, но и замечательными способностями слышать и понимать музыку. В то время редко можно было увидеть Рагулина без баяна: если он не на занятиях, то все равно наигрывает что-то, разучивает новую мелодию. Уже через три года руководитель ансамбля Валентин Павлович Козиненко стал доверять способному ученику аккомпанировать на занятиях танцевальной группы. А когда Виктору исполнилось шестнадцать, директор дворца Потапкин вопреки всем правилам взял его в штат на полставки. Радости и гордости парня не было предела: он — часть трудового коллектива центрального в городе Дворца культуры! Да еще сам зарабатывает целых 30 рублей в месяц.
В 1966 году пришла пора Виктору идти в армию. Служить довелось в Прибалтийском военном округе, в городе Риге. Но и там копейчанин не расставался с инструментом: играл в ансамбле баянистов, с выступлениями объехал всю Прибалтику и Украину. А когда в декабре 1968 года демобилизовался, отдыхать да прохлаждаться ему не дали и двух дней — сам директор Дворца угольщиков явился к Рагулину домой: «Ты на работу думаешь выходить? Дел много, некогда отдыхать».
Незабываемый концерт
Замечательное время было, вспоминает сегодня Виктор Карлович. Во Дворце угольщиков жизнь била ключом. К столетию со дня рождения Ленина был создан первый в городе хор ветеранов. Сорок пять человек. Были среди них участники войны, уважаемые в городе люди. Двадцатитрехлетнему Виктору Рагулину было доверено аккомпанировать этому славному хору. А с известнейшим танцевальным коллективом «Россия», созданным Александром Брандиковым, он участвовал в концерте в Москве. Вот как он вспоминает об этом:
— В 1971 году «Россию» как лучший коллектив пригласили в Москву, в колонный зал Дома союзов, на День шахтера. Сшили всем новые костюмы, очень красивые. Из Челябинска комиссия приезжала отсматривать наши номера. В Москве нас встретили, поселили в «Золотой колос» на ВДНХ. На праздник тогда съехались коллективы из Караганды, Донецка, Кузбасса, еще откуда-то. И мы, копейчане. Был большой концерт — самодеятельные коллективы в нем перемежались с выступлениями профессиональных артистов. Мне довелось близко видеть Эдуарда Хиля, Екатерину Шаврину, Людмилу Зыкину. Впечатлений, конечно, масса. Концерт показывали по центральному телевидению.
По семейным обстоятельствам
В жизни всякое может быть. Виктор Карлович не скрывает, что семейной идиллии у него как-то не складывалось. Он трижды был женат, имеет взрослых дочь и сына от разных жен. В один из трудных периодов в личной жизни его неожиданно пригласили в Симферополь, в государственный вокально-хорео-графический ансамбль «Таврия».
— Это уже не самодеятельность — профессиональный коллектив, он и сейчас существует, — рассказывает мой собеседник. — Помню, сентябрь был. У нас выпал ранний снег, и я поехал в Симферополь в демисезонном пальто. А туда приезжаю — батюшки, жара тридцать градусов, люди в шортах ходят, а я в пальто... В общем, проработал я там около трех лет и вернулся в Копейск, в родной дворец.
В 1980 году Виктора Рагулина вновь позвала дорога. На сей раз, опять же по семейным обстоятельствам, судьба привела его в Приморский край, в город Дальнегорск, что на берегу Японского моря.
Еще один незабываемый концерт
Работая во Дворце культуры химиков, Виктор Рагулин где только не побывал с концертами. Самодеятельные коллективы Дальнегорска славились своим профессионализмом, их исполнительский уровень считался выше, чем во Владивостоке. Но особенно ему запомнилась поездка в Северную Корею на международный фестиваль в честь дня рождения первого президента страны Ким Ир Сена.
— Это был 1996 год. Прошло два года после смерти президента, которого в Северной Корее почитают по сей день, — вспоминает Виктор Карлович. — Каждый год 14 апреля в честь Ким Ир Сена проводится фестиваль. В тот год, помню, 34 страны участвовало: Египет, Индия, Индонезия, Швеция, Япония, Скандинавия... Зрелище, конечно, незабываемое! Мы от Приморского края выступали. Мы с женой тогда спели песню «Закат» и, представьте, заняли второе место в своей номинации.
Все дороги ведут… в Копейск
Двадцать два года проработал Виктор Рагулин в Приморском крае, там же получил звание «Заслуженный работник культуры РФ». И вновь судьба привела его в родной город Копейск, в родной коллектив «Россия», которым к тому времени руководил Александр Мальцев. С ним Виктор Карлович проработал еще 14 лет. Одновременно он вот уже пятнадцать лет является руководителем хора ветеранов «Бабоньки» Дворца культуры имени 30-летия ВЛКСМ.
— Меня тогда, в 2002-м, бывший директор ДК в поселке Горняк, Марина Рудольфовна, светлая ей память, позвала в свой дворец, — делится Виктор Карлович. — Я вообще-то не сильно рвался, но когда встретился с коллективом, он мне понравился. С тех пор мы неразлучны.
Хору ветеранов «Бабоньки» уже более тридцати лет, в городе его знают и любят. Эти немолодые уже женщины удивительно легки на подъем: коллектив часто радует своими песнями копейчан, выступая на самых различных площадках, участвуя в городских праздниках и областных фестивалях, таких как «Наша родина Урал» в Челябинске.
Только эксклюзив
Мне довелось присутствовать на одной из репетиций, которые Виктор Карлович проводит строго по расписанию два раза в неделю. Своими глазами увидела, какая дисциплина царит на репетиции, как требователен руководитель к чистоте звука, услышала замечательные песни из репертуара хора и солистов.
— Репертуар у нас богатый: только хоровых песен, не считая сольных, в настоящее время мы исполняем 54, — делится во время перерыва в репетиции одна из солисток и староста коллектива Валентина Трофимовна Полуротова. — Причем маэстро любит, чтобы это были песни, которые, кроме нас, никто в городе не исполняет. Например, «Рябиновые бусы» — совершенно новая песня, мы ее еще нигде не пели.
— Какой он, ваш маэстро? — интересуюсь я у женщин.
— Неугомонный. Заводной. Дотошный. Требовательный. Заботливый, — наперебой высказывались женщины. И по их добрым улыбкам было видно, что все они любят и уважают своего руководителя.
— Он всегда требует, чтобы мы выглядели, как говорится, «на все сто», а в поездках, на концертах вели себя культурно и достойно. Любит повторять: «Не забывайте, вы представляете культуру поселка Горняк», — делится ветеран хора и неизменная на протяжении тридцати лет его солистка Марина Михайловна Чистякова.
Впереди у хора и его руководителя еще много планов и задумок. Вот и костюмы новые сшили благодаря финансовой помощи депутата ЗСО Константина Захарова. В таких костюмах не стыдно и на областных фестивалях побеждать. А для этого надо много репетировать. И вновь пробегают по баянным кнопочкам руки маэстро, и льются, будто прозрачная вода, слова из замечательной песни «Милая Россия»:
Родной простор, омытый синью,
Глаза полей, глаза людей…
Всегда со мной моя Россия,
В моей судьбе, в душе моей.
… Наверняка эта и еще много других прекрасных песен будут звучать на юбилее Виктора Рагулина.
В рамках всероссийской акции «Гражданский мониторинг» Дмитрий Аксёнов, представитель Общественного совета при ОМВД России по городу Копейску, посетил подразделение участковых уполномоченных полиции ...
Этот материал был подготовлен перед очередной встречей ветеранов московского «Спартака» и сборной нашего краснознаменного Копейска. Олег Иванович Романцев поистине легенда нашего спорта! Я встрети...