16+
11 декабря 2015 10:01

На одной земле, под одним небом: как жить в добрососедстве

В детстве мы не боялись бабая. А кого было бояться, если бабай Зиннатулла из соседнего подъезда угощал всех местных девчонок и мальчишек конфетами, а бабай Минтимер по праздникам играл на баяне, перемежая давно ставшую интернациональной «Катюшу» с задорной татарской «Тала, тала»?

На одной земле, под одним небом: как жить в добрососедстве
Автор: Светлана Полежаева

Где она, дружба народов?

Мое детство прошло в Челябинске. Быть может, проезжая по Копейскому шоссе мимо недавно построенного торгового комплекса «Алмаз», вы видели на противоположной стороне дороги несколько невзрачных девятиэтажек, возведенных в форме полукружий. Тридцать лет назад, в середине восьмидесятых, они казались нам вполне привлекательными – дети часто принимают новизну за красоту. Нам нравились их стены, покрытые белой известняковой крошкой, и цоколь, отделанный яркими кафельными плитками. Нравился двор с лестницами, качелями и высоченными ивами, на ветвях которых мы устраивали шалаши. Нравились ниши под балконами первого этажа, где мы играли в «дочки-матери». А как здорово было в летнюю пору допоздна гонять на великах вокруг одиннадцатиподъездной махины!

Еще мы очень любили ходить друг к дружке в гости. Запросто, без предварительных договоренностей, всей ватагой заваливались в квартиру одного из товарищей или подруг – и никто из родителей нас не гнал, напротив – встречали приветливо, приглашали к столу. В нашей компании были две девочки из еврейских семей, одна кореянка, парочка русских, а уж татар и вовсе без счета – в наш почти четырехсотквартирный дом переселили татарскую деревеньку, когда-то находившуюся за заводом «Станкомаш» на полпути к Чурилово.

Выбегая из подъезда, мы дружно здоровались с бабушками, сидящими на скамейке: «Исенмесез», а они отвечали нам, мешая русский с татарским: «Растите здоровенькими, балалар[1]». В советское атеистическое время мы ходили к ним христосоваться на Пасху, и они не брезговали нашим угощением – куличами да крашеными яйцами, хотя веру свою чтили, всегда строго держали мусульманские посты: ели только вечером и ранним утром, когда при выключенном свете белую нитку нельзя отличить от черной. Молодые хозяйки, вне зависимости от национальности, учились готовить кастыбы – лепешки с картофельным пюре или пшенной кашей и чак-чак, а татарочки осваивали премудрости русской кухни. И никому не приходило в голову отгородиться друг от друга по национальному признаку: «Ты — немец, а ты – татарин, я с тобой знаться не буду»— наоборот, уважая чужую культуру, мы с радостью знакомили соседей со своей.


Сейчас, спустя полтора десятка лет после переезда, я не знаю, сохранилось ли межэтническое добрососедство в той девятиэтажке на Копейском шоссе. Не удивлюсь, если нет – как и во всей стране. Уже живя в Копейске, в 2008 году я стала свидетельницей страшной картины: несколько бритоголовых молодчиков прямо в центре города, на Коммунистическом проспекте, жестоко избили китайца –на здешних стройках работало немало наших «братьев навек». Пока стражи порядка прибыли на место преступления, садистов и след простыл. К сожалению, мне неизвестно, понесли ли они заслуженное наказание. В одном из роддомов Челябинска одновременно со мной рожала армянка – преподаватель русского языка в Ереванском госуниверситете. Когда ее сын появился на свет, акушерка с нескрываемым презрением изрекла: «На, погляди на своего черномазенького». Все чаще в полицейских сводках фигурируют преступные этнические группировки. Что с вами – что с нами – стало, люди?

Два рукава одной рубахи

Продвинутые европейские социологи написали сотни работ о глобализации. Мол, неизбежно все культурные, религиозные и языковые различия сотрутся, и прогрессивное человечество станет единой свободной нацией. И этот процесс уже начался! Так что, если вы не хотите остаться австралопитеком и плестись в цивилизационном арьергарде, подстраивайтесь под новые человеческие ценности: забудьте о своих православных, католических или мусульманских устоях, забудьте о своих героях и учителях  и делайте все, что захочется. Это не вседозволенность, это – свободная жизнь.

К чему приведет эта «свобода», представить легко.

Словно бы в противовес  теории глобализации, как черт из коробочки, на сцену общественной жизни выбрался национализм. В голове не укладывается, как в нашей стране, испокон веку отличавшейся веротерпимостью и многонациональностью, где на полях Великой Отечественной бок-о-бок бились русские, таджики, украинцы, дагестанцы, вдруг  появляются ксенофобские настроения – в СМИ можно найти массу примеров.

Может быть, я чего-то не понимаю, может, у меня паранойя, но отчего-то мне кажется, что эти два взаимоисключающих процесса – глобализация и национализм — на деле два рукава одной рубахи, шитой вовсе не российскими портными. Потому что, если расшатать наш внутренний стержень, основанный на заветах предков, на вековой народной мудрости, да притом и разобщить нас, во многом не похожих, но дышащих одним воздухом, ходящих по одной земле под одним небом, то не станет матушки России, потому что не станет россиян. Будут лишь буряты, чеченцы, татары, русские, волком смотрящие друг на друга и с завистью – на «просвещенную»Европу да за океан.


В единстве – наша сила

К счастью, все чаще находятся энтузиасты, которые берутся за спасение национальной идентичности и добрососедских отношений. В Челябинской области действует русский, грузинский, таджикский культурные центры, Конгресс татар, курултай башкир – всего более двадцати организаций. Их представители никоим образом не желают объявить свой этнос лучшим, привилегированным – они знакомят широкую общественность со своими обычаями, героями, богатым духовным наследием.

Свои центры есть у немцев, татар и башкир Копейска. В последний день октября их представители пришли в городской краеведческий музей на День татарской культуры, из соседа-мегаполиса на мероприятие прибыли чуваши. Вместе пели, обменивались подарками, угощались татарскими кушаньями за одним столом, увлеченно рассказывали и слушали о национальных праздниках, знакомились с татарской литературой.

В одном из залов музея гости мероприятия имели возможность полюбоваться уникальной коллекцией предметов быта, собранной объединением «Куршелек – соседство», которым руководит Альфира Муртазина. В экспозиции представлены действительно уникальные экспонаты – ковры ручной работы, подаренные мастерицей – восьмидесятилетней жительницей поселка Октябрьского, расшитые тюбетейки и яркие платья, потемневшая от времени кухонная утварь, зыбка, в которой наверняка было вынянчено не одно дитятко.

У татар есть пословица: «Кто малого не сохранил – тот многого не убережет». У русских – присловье: «В единстве наша сила!» Разными словами высказана одна и та же мысль – поэтому хочется верить в то, что нас, таких разных, но во многом похожих, все-таки не разобщат, не сломят, не разъединят. И каждый из двухсот российских народов и впредь будет жить в мире и согласии со своими соседями, будет любить и ценить наш общий многонациональный и многоконфессиональный дом.


Пальчики оближешь!

Кастыбы (кыстыбый) с картофельным пюре (состав указан на 10 штук)

Ингредиенты

Тесто:
300 г муки, 150 мл воды, 0,5 ч. л. соли, 1 ч. л. сахара, 1 ст. л. растительного масла.

Начинка:
800-900 г очищенного картофеля, 130 г сливочного масла, 150 мл молока, 1,5 ч. л. соли. Для смазывания – 60 г. сливочного масла.

Приготовление
1. Делаем тесто: смешиваем воду, растительное масло, сахар и соль, добавляем муку. Тесто должно получиться довольно плотным. Убираем его в пакет на 20-30 минут.

2. Делаем начинку: отварную картошку толчем в пюре с добавлением молока, сливочного масла и соли.

3. Из тонко раскатанного теста делаем лепешки диаметром около 20 см.

4. На сухой сковороде выпекаем лепешки. Если при выпекании получаются большие пузыри, их надо проткнуть вилкой.

5. Готовые лепешки складываем под тканевую грелку – толстое полотенце, плотную ткань, чтобы лепешки запарились и не ломались при дальнейшей работе с ними.

6. Растапливаем сливочное масло.

7. Кладем на тарелку одну лепешку, на одну выкладываем пюре, закрываем второй половиной. Немного прижимаем, чтобы кыстыбый склеился. Выступившее пюре нужно аккуратно убрать.

8. Смазываем кыстыбый растопленным маслом.

9. Готовые изделия складываем стопкой на тарелку, по 2 штуки в каждом слое. Когда все кыстыбый будут готовы, разрезаем их на пополам для того, чтобы было удобнее есть.

10. Теплыми подаем на стол. Перед подачей можно дополнительно обжарить их на сухой сковороде.


[1] Балалар (тат.) – дети.


Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
12 октября 2024 17:00 Символы новой России

Официальными символами России являются герб, флаг и гимн. Это закреплено главным законом страны — Конституцией Российской Федерации. Но есть и другие символы, неофициальные, к таким относят госуда...

12 октября 2024 13:00 Копейчанин из дерева вырезает блюда и столовые приборы

Копейский художник-резчик по дереву Сергей Грицай обожает работать с миниатюрой. Почти каждое его творение, как правило, легко уместится на ладошке, даже детской. Гордится коллекцией сюжетно необы...