Национальное признание. Копейчанка стала лауреатом престижной премии
В День народного единства в зале челябинской филармонии состоялось награждение лауреатов ежегодной премии «Национальное признание». В десятку лучших общественников региона, победивших в различных номинациях, вошла и наша землячка, заместитель директора по воспитательной работе ДШИ № 2 Ирина Стайловская.
«Мы — люди разных культур»
— Ирина Анатольевна, расскажите, пожалуйста, какая работа предшествовала вашей победе? И кому принадлежала идея номинировать вас на «Национальное признание»?
— Идея принадлежала городскому отделу культуры. Честно говоря, я даже не могу точно сказать, за что именно меня включили в число лауреатов — в заявке, направленной в оргкомитет специалистами управления культуры, освещалось сразу несколько направлений, по которым я работаю с детьми. Предполагаю, что жюри оценило деятельность, которую я как преподаватель школы искусств вела и продолжаю вести в рамках проекта «Мы — люди разных культур».
— Давайте напомним читателям, что это за проект.
— Это целый комплекс мероприятий, имеющих просветительскую и воспитательную направленность, причем в них принимают участие не только дети, но и взрослые.
Начинался он еще в 2011 году, когда ребята из созданного мною на базе нашей школы объединения «Мы» задумались о том, что многие из жителей Копейска совершенно не знают о своих корнях, о своих культурных истоках. Погрузившись в исследовательскую работу, дети с волнением отметили, что знание народных песен, техник декоративно-прикладного творчества и даже умение готовить национальные блюда буквально тает с каждым последующим поколением.
Мы решили этому противодействовать по мере своих сил — и разработали проект, который победил в конкурсе молодежных социальных проектов и получил грант на реализацию.
Благодаря полученной финансовой поддержке в 2012 году мы при поддержке отдела по делам молодежи и управления культуры администрации КГО провели выставку и конкурс-фестиваль, который так и назвали: «Мы — люди разных культур». В нем участвовали и воспитанники ДШИ № 2, и представители национальных культурных центров.
Первый блин вышел не комом — фестиваль так понравился копейчанам, что стал ежегодным. В этом году он вырос до полутора сотен участников.
— А нужно ли пытаться сохранить национальную идентичность? Разве недостаточно ощущать себя просто россиянином?
— Связь с корнями, с традициями своего народа в значительной степени определяет черты нашей личности. Замечательно, когда мы берем лучшие качества и обычаи предков, образцовых представителей своей нации — и передаем их дальше, детям, внукам, правнукам. В то же время добрососедские отношения с представителями других народов культурно обогащают россиян, рождают уважительное отношение к традициям и представителям других этносов.
Задумайтесь, может ли иван, не помнящий родства, быть истинным патриотом своей родины? По моему мнению, сила России заключается именно в единстве непохожего.
Дети могут все
— В беседе вы коснулись детского общественного объединения «Мы». Чувствуется, что это — ваше любимое детище.
— Это действительно очень значимая часть моей работы. Основная цель деятельности объединения — помочь самореализации в социуме активных ребят из числа обучающихся ДШИ № 2.
Современные светила педагогики совершенно справедливо отмечают, что результатом образовательного процесса должно быть формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. На уроках в общеобразовательной школе ребенок получает необходимые знания о мироздании, на занятиях в нашей школе — воспитывается эстетически. Но ведь не менее важно научить детей самостоятельности, отзывчивости и человечности, научить их быть социально активными гражданами своей страны, которые не стесняются выражать свое мнение, не боятся проявлять инициативу в благих начинаниях, не делают материальное вознаграждение главным смыслом жизни.
Объединение «Мы» было создано в 2007 году. С тех пор его юные участники придумали и реализовали множество замечательных проектов — «Мир вокруг нас», «Жизнь без барьеров» и многие другие. Я только направляю ребят, а они сами разрабатывают мероприятия, сами пишут к ним сценарии, сами их ведут — и мне как педагогу отрадно видеть, как светятся счастьем лица наших активистов, когда у них получается дарить людям добро.
— Ирина Анатольевна, ваши слова идут вразрез с общепринятым мнением об инертности современной молодежи. Как вам удается «расшевелить» учеников школы?
— Наверное, нынешних детей сложно подвигнуть на какие-то дела и поступки, если игнорировать особенности психологии нового поколения. Сегодняшние дети и подростки плохо воспринимают приказы. Они ждут от взрослых объяснения, зачем им нужно тратить силы и время на то или иное занятие. А еще педагогам и родителям надо уметь слышать аргументы ребенка и принимать их всерьез. Современные дети ждут от взрослых уважительного отношения к себе. Я общаюсь с ними не как равный с равным, потому что педагог все равно стоит на ступенечку повыше, но по-дружески, с искренней заинтересованностью в том, что заботит юного человека.
Педагог-общественник должен уверить детей, что любое их действие не уйдет в пустоту, что любая их помощь нужна обществу. Мы, взрослые, бывает, отмахиваемся от детей: «Ты еще маленький для полезных дел, кому и чем ты сможешь помочь?» А зря. Все они могут, надо только чуть-чуть их направить.
Планов — громадье
— Наверняка ваша общественная деятельность выходит за рамки рабочего времени. Успеваете ли общаться с семьей?
— Да, работа отнимает много времени, порой приходится жертвовать и отдыхом. Но все же я стараюсь дать как можно больше тепла и внимания близким — мужу Евгению, сыну Стасу и дочке Нелли. Для меня очень важна их поддержка. Если бы не атмосфера гармонии и взаимопонимания, которая живет в моем доме, я вряд ли сумела бы состояться и как педагог, и как общественник.
— В чем еще вы черпаете вдохновение?
— В изобразительном искусстве, конечно же! Я очень люблю цветы — и нежные полевые, и яркие экзотические, и благородные садовые — и с удовольствием запечатлеваю их красоту в натюрмортах. Ближе всего мне масляная живопись, хотя нравится и акварель, и гуашь.
Свои работы выставляю вместе с другими участниками творческого объединения «Нюансы» в городском краеведческом музее, которым руководит талантливый художник и замечательный человек Мурат Халимов.
— Что в ваших творческих и профессиональных планах?
— Планов, честно, сказать, громадье — все и не перечислишь. Остановлюсь на самом, наверное, важном событии из всех грядущих: совсем скоро художественному образованию Копейска исполнится сорок лет. Наш коллектив во главе с директором Натальей Николаевной Фастовской уже начал подготовку к этому замечательному событию. В следующем году мы планируем провести масштабную выставку, посвященную юбилею. Надеюсь, у нас получится сделать приятный сюрприз педагогам-ветеранам, отдавшим многие годы эстетическому воспитанию детей.
Досье
Ирина Стайловская – выпускница школы искусств № 2, Челябинского художественного училища и Челябинской государственной академии культуры и искусства. И училище, и вуз окончила с отличием.
С 2001 года – преподаватель ДШИ № 2. С 2008 года – заместитель директора по воспитательной работе.
В ходе своей профессиональной деятельности Ирина Анатольевна разработала воспитательную систему школы «Развитие активной и саморазвивающейся личности в социокультурном пространстве малых городов», с которой в 2011 году стала лауреатом областного конкурса воспитательных программ.
Ирина Анатольевна руководит проектом «Компьютерные технологии в дополнительном образовании. ДШИ № 2. Художественное отделение», «Мы – люди разных культур» и другими, которые также побеждали в различных фестивалях и конкурсах. Активно печатается в профессиональной периодике. Курирует общественную деятельность воспитанников школы искусств в рамках объединения «Мы».
В 2016 году Ирина Стайловская получила диплом лауреата областного смотра-конкурса учебно-методических проектов «Патриотическое воспитание в условиях системы дополнительного образования на современном этапе».
Кому ждать «Национального признания»?
Премия «Национальное признание» была учреждена в 2014 году региональным министерством культуры и Домом дружбы народов для поощрения жителей Челябинской области, которые вносят большой вклад в развитие гражданского общества, системы образования и культуры.
В нынешнем, в 2016 году в жюри премии поступило сорок заявок из пятнадцати территориальных образований, но только десять номинантов стали лауреатами.
Лучших из лучших выбирали в четырех номинациях: «Развитие национального образования», «Развитие национальной культуры и искусства», «Общественная деятельность», «Гражданско-патриотическое воспитание».
Читайте и о других уроженцах Копейска, которыми гордятся земляки – спецпроект «Знай наших!».
В период с 9 по 13 декабря 2024 года на территории Копейского городского округа проводится оперативно-профилактическое мероприятие под названием «Должник».
10 декабря в стенах Копейского политехнического колледжа прошли шестые по счету Хохряковские чтения. Это мероприятие стало важным событием в области патриотического воспитания молодежи, которое посвящ...