Некрополь в центре Копейска – площадь Красных могил
Генеральная: беседы с краеведом
На Европейском культурном форуме, состоявшемся в начале прошедшей зимы в Милане, нынешний год был объявлен Годом культурного наследия. Это событие актуально и для нашего города, занимающего одно из первых мест в регионе по количеству различных памятников, монументов и мемориальных досок.
Рубрика «Беседы с краеведом» начинает очередной цикл публикаций. На этот раз мы предлагаем вспомнить о памятных местах Копейска, сохранившихся до нашего времени и утраченных в силу разных причин. Сегодня темой для интервью с краеведом Владимиром Колмогоровым стал копейский некрополь, известный старожилам и людям, увлеченным изучением истории своей малой родины, как площадь Красных могил.
- Владимир, напомните, пожалуйста, где находилась площадь Красных могил, и в какой период городской истории она существовала?
- Для начала хочется отметить, что до революции памятников на угольных копях не было. Одним из первых памятных мест стала братская могила в поселке Серго-Уфалейских копей. Сегодня эта территория является частью ОАО «КМЗ», а в 1920–1940-е годы она выполняла функцию главной площади города. Название площади нынешним жителям наверняка кажется, мягко говоря, странноватым, но в то время оно несло большой идеологический посыл: на площади Красных могил проходили самые значимые митинги и демонстрации.
- Кому пришло в голову устроить кладбище в центре шахтерского поселка Челябкопи?
- А кто устроил некрополь на Красной площади в Москве? Или Марсово поле в нашей северной столице? Или революционный некрополь в Челябинске у стен Народного дома? Это был своего рода тренд той эпохи, затронувший даже такие небольшие населенные пункты, как наш.
Кстати говоря, у Народного дома в Челябинске был похоронен наш земляк – командир шахтерского красногвардейского отряда Михаил Федорович Меховов, погибший в марте 1918 года при разоружении белогвардейцев на железнодорожном разъезде Шершни. О том событии напоминает фотография с похорон Меховова, хранящаяся в фондах городского краеведческого музея – это подарок Никифора Андросенкова, шахтера-красногвардейца, кавалера ордена Ленина. В дальнейшем челябинский некрополь был перенесен на Митрофановское кладбище.
- Кто был удостоен чести покоиться на главной площади Челябкопей, а затем и города Копейска?
- Скорее всего, первыми похороненными здесь стали шахтеры, павшие во время Челябинской операции летом 1919 года, в ходе которой 5-я армия восточного фронта РККА противостояла колчаковской Западной отдельной армии. На братском захоронении первоначально был установлен деревянный обелиск с пятиконечной металлической звездой, затем рабочие машиностроительного завода отлили обелиск в металле.
В тот же период там вполне могли быть погребены и жертвы белого террора. Позже, в 20-30-е годы, к ним добавились могилы именитых тружеников-шахтеров.
- Сколько всего могил находилось на площади?
- По официальным данным, двадцать две. Но за точность этой цифры с абсолютной уверенностью поручиться, наверное, нельзя. Дело в том, что при переносе вышеупомянутого челябинского некрополя у Народного дома на Митрофановское кладбище было поднято большее количество останков, чем значилось в документальных источниках. И невозможно гарантировать, что в случае с Красными могилами ситуация не пошла по аналогичному сценарию.
- Но если принять как данность, что Красных могил было двадцать две, можно ли поименно вспомнить покоившихся в них копейчан?
- К сожалению, история сохранила фамилии лишь нескольких похороненных. Произошло это потому, что на могилы на площади не ставили таблички. Наверное, в ту пору в этом не было нужды: все и так знали, чей прах там лежит. Но с течением времени эту информацию из народной памяти вытеснили другие события, и многие захоронения остались безымянными.
В городском краеведческом музее сохранилась фотография похорон одного из представителей известной копейской семьи Бойко – Василия Андреевича, участника Гражданской войны (он скончался в 1928 году). Вообще в этой семье почти все мужчины, жившие в первой половине прошлого века, проявили недюжинное мужество в войнах – Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной.
На фотографии рядом с гробом Василия Бойко на флагштоке развивается приспущенное знамя красногвардейского шахтерского отряда, бойцы которого прошли с ним во время Гражданской войны от Урала до Памира. Знамя неоднократно выносили на городские торжества и траурные митинги на площади. Сегодня дорогая реликвия занимает почетное место в зале истории краеведческого музея.
Также здесь был похоронен Герой Труда Леонтий Федячкин. Его именем названа улица в поселке Четвертого участка.
- Вы не оговорились? Наверное, Герой Социалистического Труда?
- Нет, все точно. Звание Героя Труда было учреждено в 1927 году и присваивалось до 1938 года, когда на смену ему пришло звание Героя Соцтруда.
С Федячкиным вообще получилась интересная история. Высокое звание ему дали за подвиг – спасение шахты от затопления, которое пытались устроить отступавшие колчаковцы. Вот как звучит официальная формулировка на грамоте, выданной ВЦИК: «Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, отмечая Вашу выдающуюся и исключительно полезную деятельность в социалистическом строительстве, выразившуюся в том, что Вы, будучи шахтовым зарубщиком, спасли шахту от затопления во время Гражданской войны, а также, учитывая Ваш 36-летний производственный стаж, награждает Вас званием Героя Труда».
О подвиге, совершенном Федячкиным во время Гражаднской войны, повествуется и в книге Михаила Семенова и Михаила Заикина «Копейск» (Челябинск, 1959): «За несколько дней до освобождения Челябинских угольных коей Леонтий Никитич Федячкин спустился в шахту, чтобы спасти ее от разрушения колчаковцами. Чувствуя свою гибель, они в бешеной злобе взрывали копры, разрушали оборудование, затопляли шахты.
Л. Н. Федячкин снял ценные части паровой машины и камерона, спрятал их в полузатопленной шахте и сам остался там. Двенадцать дней провел он в глубоком подземелье, крепил обрушившиеся горные выработки, откачивал из них воду, собирал инструмент и материалы…».
В то же время в документах, которые были представлены в Москву для присвоения звания Героя Труда копейскому горняку, не было ни слова о колчаковцах. Сам он в автобиографии, которая хранится в Государственном архиве Российской Федерации, пишет о событиях тех лет так: «Я, Федячкин, работал во время Гражданской войны 1920–21 гг., пробивал шахту № 14, проходил выход для вентиляции, проходил проходы штреков, работал на всех субботниках и за это получил премию – кожаную тужурку, сукна 4,5 метров, за пробивку шахты № 15 – 11 метров мануфактуры и 10 рублей деньгами. В 1922 году в апреле месяце шахта № 3 стала, заливала верховая вода, и мне удалось отвести эту воду, за что и получил теплую рубашку, брюки и 1/2 муки».
Получается, что Леонтий Никитич и в самом деле спас шахту от затопления, но вовсе не озверевшими белогвардейцами, а паводковыми водами.
- Когда было сделано последнее захоронение на площади Красных могил?
- В 1935 году. Четырнадцатого марта из жизни ушел Григорий Васильевич Сутягин, участник Гражданской войны, партийный, профсоюзный и хозяйственный руководитель, чьим именем также названа улица в центре Копейска.
Трудовую деятельность на угольных копях он начал до революции. В 1917 году перешел на сторону большевиков, вступил в партию. Возглавил красногвардейский отряд, сражался против белогвардейцев на Урале и Туркестане.
Копейский горсовет 15 марта 1935 года принял постановление о создании комиссии по проведению похорон Григория Сутягина. Во втором пункте этого документа значится: «Место погребения тов. Сутягину отвести на кладбище Красных могил».
Кстати говоря, брат Григория, Максим, тоже был участником Гражданской войны, отличился во время Челябинской операции, а в феврале 1925 года именно он принимал орден Красного Знамени, врученный коллективу рабочих Челябинских угольных копей. Сын Григория, Павел, был участником Великой Отечественной войны, капитаном 1-го ранга, крупным специалистом в области военно-морской географии. Он получил научную степень доктора географических наук.
- Как сложилась дальнейшая судьба площади Красных могил?
- В 1949 году в газете «Копейский рабочий» от 17 мая была опубликована заметка рабочих кузнечного цеха КМЗ имени С. М. Кирова Г. Владимирова и С. Борисова под заголовком «Забытая братская могила»: «Около завода имени Кирова есть братская могила, где похоронены 22 патриота, расстрелянные белогвардейскими бандами. Вокруг могилы идет строительство нового литейного цеха. Сквер с братской могилой завален строительными материалами и замусорен. Могила обвалилась, дорожки не расчищены, насаждений и цветов нет.
Трудящиеся должны знать имена товарищей, отдавших свою жизнь за торжество советской власти, во имя коммунизма. Надо во что бы то ни стало решить вопрос о братской могиле. Конечно, лучше всего было бы перенести ее в другое, более удобное место».
Скорее всего, запущенное состояние братской могилы стало лишь поводом к ее дальнейшему переносу. Главная же причина крылась в сооружении на этом месте градирни-бассейна, технологически необходимого для строящейся компрессионной установки.
Удобное место для переноса останков определяли несколько лет. Первоначально выбор пал на площадь Красных партизан, которая стала формироваться в середине 1940-х годов. Но от этой идеи в конце концов отказались, и прах героев-копейчан обрел покой на Центральном кладбище города.
- Наверняка далеко не все герои начала прошлого века были похоронены в 20-30-е годы в центре города. Где хоронили других известных копейчан? Сразу на кладбище?
- По-разному. К примеру, участник Первой мировой и Гражданской войн Иван Иванович Шадымов упокоился в поселке Северный рудник вне общего погоста.
В 1917 году Шадымов приехал на Кыштымские угольные копи. Здесь же он впоследствии стал комиссаром красногвардейского отряда под командованием Михаила Меховова. А после его гибели в марте 1918 года возглавил отряд. В 1921 году из-за последствий ранений ушел из жизни.
Захоронение сохранилось до наших дней и находится на территории школы № 15. До 1967 года на могиле стоял скромный обелиск, увенчанный металлической красной звездой. В 1967 году в честь 50-летия Советской власти на могиле Шадымова был установлен мраморный памятник, выполненный по проекту архитектора Михаила Семенова. К 70-летию Победы в мае 2015 года произошло третье обновление могилы. Рядом с надгробием вознесся и обелиск, посвященный памяти погибших в Великой Отечественной войне.
- Когда в нашем городе появились скульптурные памятники? И какой был первым из них?
- Первым скульптурным памятником стал бюст Ленина, установленный в 1925 году (по другим источникам – в 1924 году). Но тема Ленинианы – отдельная глава в истории монументального убранства города. Предлагаю обратиться к ней в следующий раз.
Лидер восточной конференции КХЛ на этой неделе сыграл два домашних матча – в понедельник, 28 октября, подопечные Бенуа Гру сыграли с «Автомобилистом», а вчера, 30 октября, против «Сибири».
Запустить её поручил Президент.