16+
12 апреля 2016 10:01

Регина Мухаметова: «К счастью, мы живем не в арабских странах, где паранджу снять нельзя!»

Нередко приходится слышать, что бизнес — не женское дело: мол, предпринимателю хватка нужна бульдожья, нервы — как стальные канаты, работоспособность — как у машины. Дамам не выдюжить… Но представительницы прекрасного пола будто наперекор распространенному мнению доказывают, что можно добиться успеха, не теряя женственности, и успешно сочетать ипостаси бизнес-вумен и хранительницы семейного очага. «Копейский рабочий» попросил предпринимательниц, которые живут и работают в нашем городе, поделиться секретами ведения дел. 

Регина Мухаметова
Автор: Светлана Полежаева Описание: Регина Мухаметова

Одни из них руководят сетью магазинов или достаточно крупным предприятием, другие еще только стремятся дорасти до открытия второй торговой точки или офиса, а кто-то реализует себя в сфере самозанятости. Думаем, что их опыт будет интересен тем, кто видит свое будущее в бизнесе или уже является состоявшимся предпринимателем.

Магазинов и магазинчиков в нашем городе хватает — в центральной части Копейска купить можно все что угодно, от булавки до авто. А вот торговых центров, специализирующихся на какой-либо одной группе товаров, недостает, что в общем-то и неудивительно — сказывается близость Челябинска.

Этот факт, над которым большинство из нас даже не задумывается, привлек внимание семьи Мухаметовых — создателей и владельцев компании «Регина», благодаря чему несколько месяцев назад в Копейске появился первый мебельный центр, в котором можно приобрести сразу всю обстановку для квартиры или дома. В этом и заключается предпринимательский талант: видеть возможность получения прибыли там, где ее не замечают другие.

«Копейский рабочий» уже писал о новом просторном магазине, раскинувшемся на двух этажах оранжевой высотки на улице Пионерской. Корреспонденты газеты побывали и на фабрике, где производятся диваны — воочию убедились, что делают их на уникальном оборудовании (аналогичное есть всего у пяти-шести производителей мебели в России). Теперь же мы поинтересовались у Регины Мухаметовой, коммерческого директора компании, о том, как ей и ее семье удалось добиться этих впечатляющих результатов. 

Как все начиналось

— Торговая марка «Регина» появилась двадцать лет назад, когда я была еще ребенком. Помню, как среди ночи меня разбудил радостный отец: «Дочка, я зарегистрировал фирму, назвал ее в твою честь! Мы будем производить и продавать мебель». Тогда я не придала значения его словам и даже представить не могла, что его начинание когда-то значительно разрастется и окрепнет, что оно станет сферой моей профессиональной деятельности.

Поначалу папа делал диваны в помещениях, которые мало подходили под производство — но два десятка лет назад все были примерно в равных, близких к спартанским, условиях. В отличие от большинства конкурентов он не тратил прибыль на личные нужды, а вкладывал ее в бизнес и в результате сумел развить дело настолько, что марка «Регина» стала известна далеко за пределами Челябинской области. Наша мебель продается от Калининграда до Дальнего Востока, есть клиенты в соседних республиках — в Казахстане, например. Производится она на трех фабриках и всегда славится высоким качеством и стильным дизайном.

С ранней юности отец приучал меня к мысли, что дело у нас — семейное, что создано оно ради нас с братом, а значит, нам предстоит стать его достойными продолжателями. 

Первые шаги

— Когда я заканчивала учебу в вузе, отец создал торговый дом «Регина плюс», клиентами которого стали российские производители мебели — они покупали у нас обивочные ткани. Большая часть тканей закупалась в Турции. Везли мы их оттуда контейнерами и были своего рода первопроходцами: раньше в таких объемах поставки импортных тканей никто в стране не осуществлял.

Мое участие в семейном бизнесе началось с того, что отец начал брать меня с собой в Стамбул. Мы приезжали на ткацкую фабрику, шли по цехам, смотрели, как на станках производится ткань. Сотрудники фабрики показывали мне все ниточки, объясняли, как они переплетаются, учили с первого взгляда отличать полиэстер от вискозы. Это был бесценный опыт!

Я руководила закупками тканей — точнее, пыталась руководить, поскольку большую часть принимаемых мною решений контролировал отец. Тогда, видимо, я еще не переросла юношеский максимализм, мне трудно было принять, что папины решения порой шли вразрез с моими. И однажды мне стало настолько обидно, что мне не дают «расправить крылья», что я решила раз и навсегда оставить мебельный бизнес.

Я ушла в семью. Занялась детьми, обустраивала семейное гнездышко. Но уверенности в том, что сделала правильный выбор, отказавшись от возможности самореализации, у меня не было. Очень быстро я поняла, что мне недостает общения, движения, какого-то драйва.

Сидеть без дела было трудно. И оно вскоре нашлось: мне понравилась идея шоу-рума — магазинчика не для всех. 


А там еще немного — и Пекин

— Шоу-рум — относительно новый и не слишком распространенный в России формат продаж. Суть его заключается в том, что ты закупаешь товар (к примеру, одежду, обувь или аксессуары) и размещаешь его не в торговом комплексе или магазине, а в небольшом офисе или в обычной квартире. Соответственно, не покупатель ищет тебя, а ты ищешь покупателя — попросту говоря, продаешь «по своим». Если шоу-рум удается раскрутить, то затем уже можно и бутик открыть, выйти на массового потребителя.

С чего начать, я, честно говоря, не представляла. Пыталась выведать какие-то детали у конкурентов, но по вполне понятным причинам толком ничего не узнала. Это меня не остановило: я решила пойти путем проб и ошибок — как, наверное, почти все начинающие предприниматели. Купила билет на самолет до Пекина, нашла торговый центр, где торгуют вещами приличного качества, а по возвращении начала обзванивать знакомых: «Покупай, не пожалеешь!»

Дело пошло. Потихоньку я наращивала объемы, приобрела постоянных клиентов, возила им вещи под заказ. Но в один прекрасный момент отец вернул меня к мебельной теме: «Регина, пора серьезно заняться семейным делом. Годы идут, а тебе еще многому следует научиться». 

С азов, с низов

— Папино предложение я приняла не без раздумий, но с какой-то внутренней радостью. Уже не спорила с ним, не артачилась и как само собой разумеющееся приняла тот факт, что специфику бизнеса предстоит изучать с самых низов, с должности рядового менеджера по продажам. Я выкладывалась по полной, старалась каждому клиенту скомпоновать заказ так, чтобы, не выходя за установленные ценовые рамки, предложить максимально эстетичные, гармонирующие друг с другом изделия. Зарплату получала, как все, — проценты с продаж и ни копейкой больше.

Через год меня перевели на производство — сначала закройщицей, потом в швейный цех. Конечно, я не профессионал, поэтому работала на мелочевке — делала подушки, занималась образцами. Но мастерство от меня и не требовалось, мне нужно было понять производственную специфику, усвоить, как ведется учет, научиться на практике делать ревизии, вести склад.

Сейчас я со всей уверенностью могу сказать, что это было очень мудрым решением — дать мне поработать на рядовых должностях. С одной стороны, я научилась ценить труд каждого сотрудника, будь он уборщик или руководитель отдела, кроме того, для меня теперь нет тайн в мебельном бизнесе. С другой стороны, я приобрела авторитет и уважение персонала, а без этого невозможно управлять ни одним коллективом.

Правильно и то, что отец не делает скидку на гендерную принадлежность — взялась за гуж, так тяни наравне с мужчинами. Он, хоть и мусульманин, считает, что женщина должна работать, а не зацикливаться на домашнем хозяйстве, что ей вполне по силам вести бизнес. Мы же, к счастью, в России живем, а не в арабских странах, где паранджу снять нельзя. 

Конкурентов не боюсь

— Спустя почти два года папа доверил мне более сложную миссию — развитие розничной сети. Вот тут-то мне впервые пришлось проявить бизнес-способности в полную силу!

На тот момент у нас было тринадцать фирменных салонов, и далеко не везде дела шли гладко. Пришлось самостоятельно разбираться в причинах низких продаж, искать способы, как увеличить оборот.

Иногда решения лежали на поверхности. Так было, например, в Троицке, где население составляет всего шестьдесят тысяч человек. Когда я впервые зашла там в салон, то ужаснулась: в торговом зале стояла только мебель премиум-класса стоимостью 60-70 тысяч рублей. На такую мебель и в Челябинске-то спрос ограниченный, в Троицк же надо было вести по большей части эконом-сегмент.

Бывает, что причины плохих продаж на первый взгляд не очевидны. Предположим, дела в конкретном салоне шли хорошо год-полтора, а потом наметился спад. Возможно, что локальный рынок насытился представленными на выставке моделями, и стоит поменять ассортимент.

Делюсь опытом с конкурентами: в своих салонах мы регулярно передвигаем мебель, чтобы не было ощущения застоя, одинаковости. Образцы размещаем не абы как, а так, чтобы они гармонировали по цвету обивки, по дизайну. Где-то подушки ставим, где-то «гостеприимные таблички»: «Садитесь, я вам рад!», «Я ваш навеки».

Конкурентов я, кстати, не боюсь. Те, кто делают некачественную мебель, рано или поздно потеряют клиентуру — люди, у которых комод или диван развалились через год-полтора после покупки, все равно придут к нам. А с достойными производителями мы дружим на взаимовыгодных условиях. К примеру, в нашем ассортименте нет детских — так пусть их на нашей территории предлагают другие фабрики. В этом и заключается идея мебельного центра: покупатель должен иметь возможность полностью обставить квартиру, не переступая порога одного магазина. Такое решение выгодно всем — и продавцам, и клиентам. 

Время возможностей

— Что вам сказать о кризисе? Конечно, продажи идут не так активно, как раньше, но в целом катастрофы нет. По правде говоря, экономический спад несет и определенные плюсы. В докризисное время рынок в целом был перенасыщен, внутри отраслей велась ценовая война. Сейчас многие мелкие фирмы закрылись, не выдержав конкуренции. С одной стороны, это не лучшим образом сказывается на рынке труда — существует опасность роста безработицы, может упасть уровень налоговых отчислений в бюджет. С другой стороны, стабильные, давно работающие производители за счет ушедших с рынка игроков получили возможность увеличить прибыль.

Это вовсе не значит, что вам не стоит открывать бизнес сейчас, напротив, любой кризис — время возможностей. Просто нужно тщательно проанализировать ту сферу, в которой вы собираетесь вести дела, и попытаться понять, найдется ли ниша для вас. Сможете ли вы предложить уникальный продукт, которого нет у ваших конкурентов? Если в выбранной вами отрасли и без вашего начинания тесно, то развиться будет очень сложно — деньги, которые население готово тратить на производимый вами товар или оказываемую вами услугу, и так размазываются тонким слоем по множеству фирм ваших конкурентов.

Если выбирать между товарами и услугами, то я бы посоветовала начинать бизнес с предоставления услуг. Здесь меньше стартовые вложения и больше простора для креатива.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
31 мая 2023 15:18 Детский сад «Фея» открылся в Копейске

На церемонии торжественного открытия детского сада №8 присутствовали представители администрации Копейского городского округа, дети и их родители.

31 мая 2023 14:02 Сегодня на площади Славы команда «Копейского рабочего» провела развлекательное мероприятие для детей

Развлечение проходило вблизи детских площадок, было приурочено ко Дню защиты детей. Приглашение было размещено на сайте, также присоединились ребята, играющие на детской площадке.

Новости СМИ2