16+
12 апреля 2016 10:01

Регина Мухаметова: «К счастью, мы живем не в арабских странах, где паранджу снять нельзя!»

Нередко приходится слышать, что бизнес — не женское дело: мол, предпринимателю хватка нужна бульдожья, нервы — как стальные канаты, работоспособность — как у машины. Дамам не выдюжить… Но представительницы прекрасного пола будто наперекор распространенному мнению доказывают, что можно добиться успеха, не теряя женственности, и успешно сочетать ипостаси бизнес-вумен и хранительницы семейного очага. «Копейский рабочий» попросил предпринимательниц, которые живут и работают в нашем городе, поделиться секретами ведения дел. 

Регина Мухаметова
Автор: Светлана Полежаева Описание: Регина Мухаметова

Одни из них руководят сетью магазинов или достаточно крупным предприятием, другие еще только стремятся дорасти до открытия второй торговой точки или офиса, а кто-то реализует себя в сфере самозанятости. Думаем, что их опыт будет интересен тем, кто видит свое будущее в бизнесе или уже является состоявшимся предпринимателем.

Магазинов и магазинчиков в нашем городе хватает — в центральной части Копейска купить можно все что угодно, от булавки до авто. А вот торговых центров, специализирующихся на какой-либо одной группе товаров, недостает, что в общем-то и неудивительно — сказывается близость Челябинска.

Этот факт, над которым большинство из нас даже не задумывается, привлек внимание семьи Мухаметовых — создателей и владельцев компании «Регина», благодаря чему несколько месяцев назад в Копейске появился первый мебельный центр, в котором можно приобрести сразу всю обстановку для квартиры или дома. В этом и заключается предпринимательский талант: видеть возможность получения прибыли там, где ее не замечают другие.

«Копейский рабочий» уже писал о новом просторном магазине, раскинувшемся на двух этажах оранжевой высотки на улице Пионерской. Корреспонденты газеты побывали и на фабрике, где производятся диваны — воочию убедились, что делают их на уникальном оборудовании (аналогичное есть всего у пяти-шести производителей мебели в России). Теперь же мы поинтересовались у Регины Мухаметовой, коммерческого директора компании, о том, как ей и ее семье удалось добиться этих впечатляющих результатов. 

Как все начиналось

— Торговая марка «Регина» появилась двадцать лет назад, когда я была еще ребенком. Помню, как среди ночи меня разбудил радостный отец: «Дочка, я зарегистрировал фирму, назвал ее в твою честь! Мы будем производить и продавать мебель». Тогда я не придала значения его словам и даже представить не могла, что его начинание когда-то значительно разрастется и окрепнет, что оно станет сферой моей профессиональной деятельности.

Поначалу папа делал диваны в помещениях, которые мало подходили под производство — но два десятка лет назад все были примерно в равных, близких к спартанским, условиях. В отличие от большинства конкурентов он не тратил прибыль на личные нужды, а вкладывал ее в бизнес и в результате сумел развить дело настолько, что марка «Регина» стала известна далеко за пределами Челябинской области. Наша мебель продается от Калининграда до Дальнего Востока, есть клиенты в соседних республиках — в Казахстане, например. Производится она на трех фабриках и всегда славится высоким качеством и стильным дизайном.

С ранней юности отец приучал меня к мысли, что дело у нас — семейное, что создано оно ради нас с братом, а значит, нам предстоит стать его достойными продолжателями. 

Первые шаги

— Когда я заканчивала учебу в вузе, отец создал торговый дом «Регина плюс», клиентами которого стали российские производители мебели — они покупали у нас обивочные ткани. Большая часть тканей закупалась в Турции. Везли мы их оттуда контейнерами и были своего рода первопроходцами: раньше в таких объемах поставки импортных тканей никто в стране не осуществлял.

Мое участие в семейном бизнесе началось с того, что отец начал брать меня с собой в Стамбул. Мы приезжали на ткацкую фабрику, шли по цехам, смотрели, как на станках производится ткань. Сотрудники фабрики показывали мне все ниточки, объясняли, как они переплетаются, учили с первого взгляда отличать полиэстер от вискозы. Это был бесценный опыт!

Я руководила закупками тканей — точнее, пыталась руководить, поскольку большую часть принимаемых мною решений контролировал отец. Тогда, видимо, я еще не переросла юношеский максимализм, мне трудно было принять, что папины решения порой шли вразрез с моими. И однажды мне стало настолько обидно, что мне не дают «расправить крылья», что я решила раз и навсегда оставить мебельный бизнес.

Я ушла в семью. Занялась детьми, обустраивала семейное гнездышко. Но уверенности в том, что сделала правильный выбор, отказавшись от возможности самореализации, у меня не было. Очень быстро я поняла, что мне недостает общения, движения, какого-то драйва.

Сидеть без дела было трудно. И оно вскоре нашлось: мне понравилась идея шоу-рума — магазинчика не для всех. 


А там еще немного — и Пекин

— Шоу-рум — относительно новый и не слишком распространенный в России формат продаж. Суть его заключается в том, что ты закупаешь товар (к примеру, одежду, обувь или аксессуары) и размещаешь его не в торговом комплексе или магазине, а в небольшом офисе или в обычной квартире. Соответственно, не покупатель ищет тебя, а ты ищешь покупателя — попросту говоря, продаешь «по своим». Если шоу-рум удается раскрутить, то затем уже можно и бутик открыть, выйти на массового потребителя.

С чего начать, я, честно говоря, не представляла. Пыталась выведать какие-то детали у конкурентов, но по вполне понятным причинам толком ничего не узнала. Это меня не остановило: я решила пойти путем проб и ошибок — как, наверное, почти все начинающие предприниматели. Купила билет на самолет до Пекина, нашла торговый центр, где торгуют вещами приличного качества, а по возвращении начала обзванивать знакомых: «Покупай, не пожалеешь!»

Дело пошло. Потихоньку я наращивала объемы, приобрела постоянных клиентов, возила им вещи под заказ. Но в один прекрасный момент отец вернул меня к мебельной теме: «Регина, пора серьезно заняться семейным делом. Годы идут, а тебе еще многому следует научиться». 

С азов, с низов

— Папино предложение я приняла не без раздумий, но с какой-то внутренней радостью. Уже не спорила с ним, не артачилась и как само собой разумеющееся приняла тот факт, что специфику бизнеса предстоит изучать с самых низов, с должности рядового менеджера по продажам. Я выкладывалась по полной, старалась каждому клиенту скомпоновать заказ так, чтобы, не выходя за установленные ценовые рамки, предложить максимально эстетичные, гармонирующие друг с другом изделия. Зарплату получала, как все, — проценты с продаж и ни копейкой больше.

Через год меня перевели на производство — сначала закройщицей, потом в швейный цех. Конечно, я не профессионал, поэтому работала на мелочевке — делала подушки, занималась образцами. Но мастерство от меня и не требовалось, мне нужно было понять производственную специфику, усвоить, как ведется учет, научиться на практике делать ревизии, вести склад.

Сейчас я со всей уверенностью могу сказать, что это было очень мудрым решением — дать мне поработать на рядовых должностях. С одной стороны, я научилась ценить труд каждого сотрудника, будь он уборщик или руководитель отдела, кроме того, для меня теперь нет тайн в мебельном бизнесе. С другой стороны, я приобрела авторитет и уважение персонала, а без этого невозможно управлять ни одним коллективом.

Правильно и то, что отец не делает скидку на гендерную принадлежность — взялась за гуж, так тяни наравне с мужчинами. Он, хоть и мусульманин, считает, что женщина должна работать, а не зацикливаться на домашнем хозяйстве, что ей вполне по силам вести бизнес. Мы же, к счастью, в России живем, а не в арабских странах, где паранджу снять нельзя. 

Конкурентов не боюсь

— Спустя почти два года папа доверил мне более сложную миссию — развитие розничной сети. Вот тут-то мне впервые пришлось проявить бизнес-способности в полную силу!

На тот момент у нас было тринадцать фирменных салонов, и далеко не везде дела шли гладко. Пришлось самостоятельно разбираться в причинах низких продаж, искать способы, как увеличить оборот.

Иногда решения лежали на поверхности. Так было, например, в Троицке, где население составляет всего шестьдесят тысяч человек. Когда я впервые зашла там в салон, то ужаснулась: в торговом зале стояла только мебель премиум-класса стоимостью 60-70 тысяч рублей. На такую мебель и в Челябинске-то спрос ограниченный, в Троицк же надо было вести по большей части эконом-сегмент.

Бывает, что причины плохих продаж на первый взгляд не очевидны. Предположим, дела в конкретном салоне шли хорошо год-полтора, а потом наметился спад. Возможно, что локальный рынок насытился представленными на выставке моделями, и стоит поменять ассортимент.

Делюсь опытом с конкурентами: в своих салонах мы регулярно передвигаем мебель, чтобы не было ощущения застоя, одинаковости. Образцы размещаем не абы как, а так, чтобы они гармонировали по цвету обивки, по дизайну. Где-то подушки ставим, где-то «гостеприимные таблички»: «Садитесь, я вам рад!», «Я ваш навеки».

Конкурентов я, кстати, не боюсь. Те, кто делают некачественную мебель, рано или поздно потеряют клиентуру — люди, у которых комод или диван развалились через год-полтора после покупки, все равно придут к нам. А с достойными производителями мы дружим на взаимовыгодных условиях. К примеру, в нашем ассортименте нет детских — так пусть их на нашей территории предлагают другие фабрики. В этом и заключается идея мебельного центра: покупатель должен иметь возможность полностью обставить квартиру, не переступая порога одного магазина. Такое решение выгодно всем — и продавцам, и клиентам. 

Время возможностей

— Что вам сказать о кризисе? Конечно, продажи идут не так активно, как раньше, но в целом катастрофы нет. По правде говоря, экономический спад несет и определенные плюсы. В докризисное время рынок в целом был перенасыщен, внутри отраслей велась ценовая война. Сейчас многие мелкие фирмы закрылись, не выдержав конкуренции. С одной стороны, это не лучшим образом сказывается на рынке труда — существует опасность роста безработицы, может упасть уровень налоговых отчислений в бюджет. С другой стороны, стабильные, давно работающие производители за счет ушедших с рынка игроков получили возможность увеличить прибыль.

Это вовсе не значит, что вам не стоит открывать бизнес сейчас, напротив, любой кризис — время возможностей. Просто нужно тщательно проанализировать ту сферу, в которой вы собираетесь вести дела, и попытаться понять, найдется ли ниша для вас. Сможете ли вы предложить уникальный продукт, которого нет у ваших конкурентов? Если в выбранной вами отрасли и без вашего начинания тесно, то развиться будет очень сложно — деньги, которые население готово тратить на производимый вами товар или оказываемую вами услугу, и так размазываются тонким слоем по множеству фирм ваших конкурентов.

Если выбирать между товарами и услугами, то я бы посоветовала начинать бизнес с предоставления услуг. Здесь меньше стартовые вложения и больше простора для креатива.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
28 марта 2024 18:00 В Челябинске появится новый жилой комплекс

ЖК «ГРАНИ» расположился в самом центре города. 

28 марта 2024 17:30 Победители викторины получили ключи от машин

28 марта состоялось вручение ключей от машин победителям викторины «Всей семьей за Копейск».

Новости СМИ2