26 марта 2018 16:28

ВИА «Ариэль»: «У всех, кто женился на копейчанках, — неповторимые голоса»

Легендарная группа «Ариэль» провела пресс-конференцию в редакции «КР»
Ариэль
Автор: Светлана Полежаева Фото: Копейский рабочий

Вокально-инструментальный ансамбль «Ариэль» отмечает полувековой юбилей творческой деятельности. Золотую дату коллектив, любимый несколькими поколениями слушателей, отметит, как и положено настоящим артистам, на сцене – проедет по стране с большим творческим турне.

Премьерный концерт в рамках юбилейного тура пройдет в копейском ДК имени Кирова 14 марта, а на прошлой неделе «Ариэль» провел пресс-конференцию в редакции «Копейского рабочего». Конечно же, мы не могли не поинтересоваться у именитых музыкантов, отчего их так тянет в наш небольшой город.

Кто у нас в гостях?

Ростислав Гепп, руководитель ВИА «Ариэль». Клавишные, флейта, вокал.

Борис Каплун. Ударные, скрипка, вокал.

Александр Тибелиус. Вокал.

Олег Гордеев. Вокал, гитара.

С любовью к Копейску

- Откройте тайну: почему Копейск стал отправной точкой для юбилейных концертов?

Борис Каплун:

- У нас особое отношение к Копейску: у троих участников «Ариэля» супруги родом из ваших краев.

Ростислав Гепп:

- А я на заре своей творческой карьеры, в 68-69-м годах, работал в ДК угольщиков. Так что Копейск для нас – родной.

Борис Каплун:

- К тому же нам хочется обкатать концертную программу перед выступлением в Челябинске, посмотреть, как на нее отреагирует зритель. Мы почти полгода репетируем у себя в подвале, но сцена – это другое.

- Почему вы репетируете в подвале? Воображение сразу рисует мрачные катакомбы…

Борис Каплун:

- У многих музыкантов репетиционные базы действительно оборудованы в подвалах – так, можно сказать, исторически сложилось. А даже если и не в подвале, то они все равно называют их подвалами.

- Вопрос к Ростиславу Олеговичу: каким вам запомнился Копейск конца 60-х?

Ростислав Гепп:

- В ту пору культурная жизнь была сконцентрирована преимущественно в ДК угольщиков, ДК Кирова и еще в ДК имени Маяковского в поселке шахты № 47. Потом к ним добавился Дворец культуры «Юбилейный». Местная молодежь всегда с большим удовольствием ходила туда на танцы.

В Копейске мне встречалолсь много не просто музыкально одаренных, а искренне увлеченных ребят. В ту пору самодеятельным коллективам было непросто обзавестись аппаратурой, поэтому копейчане выходили из положения как могли – сами паяли электрические элементы для гитар, делали усилители. Колонки тогда выпускались только для кино, поэтому мы их переделывали для микрофонов, а микрофоны брали от магнитофонов. Время было небогатое, но интересное.

- Есть ли у вас песни, которыми вы особенно дорожите и считаете их своим золотым творческим фондом?

Ростислав Гепп:

- За пятьдесят лет у нас накопилось очень много песен, так что наш золотой фонд довольно велик. Поэтому те вещи, которые составляют серебряный и бронзовый фонд, постепенно отсеиваются, уходят из нашего репертуара. Так что все, что мы готовим к пятидесятилетию, действительно является золотыми хитами.

- Планируются ли в ходе концерта на копейской сцене какие-то сюрпризы?

Ростислав Гепп:

- Главным сюрпризом станет выступление Сережи Шарикова.

Александр Тибелиус:

- Сергей четверть века не выходил с нами на сцену, и мы очень рады, что он согласился участвовать в юбилейных концертах. Мало того, он, замечательный композитор и клавишник, никогда не выступавший в качестве солиста, сам исполнит песню для копейчан. Сейчас он активно репетирует, хотя и очень волнуется.

- У нас аудитория теплая, так что передайте ему, что все будет хорошо.

- Передадим обязательно. Мы знаем, что в Копейске живут замечательные люди, потому что периодически здесь бываем. Совсем недавно приезжали к вам на замечательный конкурс «Песня не знает границ».

ВИА, ау!

- Как вы относитесь к тому, что молодежь перепевает ваши песни и даже выступает с вашим репертуаром в клубах и домах культуры?

Александр Тибелиус:

- Если материал талантливо подан, то почему нет?

Борис Каплун:

- Самая перепеваемая песня – это песня Льва Гурова «Тишина». Самодеятельные артисты ее пели всегда и везде! Она не такая сложная в вокальном плане, как многие другие наши хиты, и притом очень душевная.

- А как вы в целом относитесь к творческой молодежи? В одном из интервью нашим коллегам из Челябинска Борис Каплун сказал, что в новых поколениях музыкантов не чувствуется искра.

Борис Каплун:

- Звездочек много. Но вот вокально-инструментальных ансамблей практически не стало. Они исчезли как класс! Мы как основатели этого жанра в Челябинской области, его хранители и продолжатели, к сожалению, не видим никого, кто пел и играл бы одновременно. Почему? Потому что это сложнее, чем просто петь. Или просто играть.

Александр Тибелиус:

- Все-таки встречаются отдельные ВИА, но они исполняют кавер-версии известных композиций, а вот сами песни не пишут. А ведь на успех обречены те группы, которые идут своей дорогой, отличной от всех.

Борис Каплун:

- Почему мы, будучи молодыми, «нераскрученными» ребятами, побеждали на всесоюзных конкурсах, почему наша популярность очень быстро росла? Только потому, что мы поем свои песни в своих же аранжировках. Это трудно для начинающих музыкантов, но интересно для слушателя.

Хорошо, что молодежь в большинстве своем демонстрирует замечательную технику исполнения. Но плохо, что у этих ребят нет творческой жилки, тяги к созиданию.

- Если можно научить детей правильно петь, то, вероятно, их можно научить писать тексты и музыку?

Борис Каплун:

- Год назад у меня родилась школа мюзикла при Челябинском оперном театре. Сегодня это школа вокального искусства – со временем ее функционал несколько расширился.

Мы с педагогами школы лихорадочно ищем музыкальные произведения для детей, и я не могу сказать, что этот процесс увенчался успехом. Образцового музыкального материала, рассчитанного на юную аудиторию, очень мало.

Посмотрите: в том же шоу «Голос. Дети» все участники поют взрослые песни. К сожалению, ребятишкам нечего взять за образец, чтобы попробовать свои силы в качестве композиторов и поэтов-песенников.

Немного о творческой кухне и прекрасных дамах

- Скажите, как вам удается сохранить теплые отношения внутри коллектива? Вы никогда не ссоритесь?

Борис Каплун:

- Трения у нас если и возникают, но только на почве творчества, да и то очень редко. Вообще, мы давно друг к другу притерлись. Нам не из-за чего конфликтовать.

Когда «Ариэлю» было еще лет десять, мы вообще не могли обойтись друг без друга ни одного дня, несмотря на то, что проводили вместе на гастролях по два-три месяца. Со временем, конечно, потребность в общении стала чуть меньше, потому что у нас пошли сначала дети, потом внуки – мы реализуем себя не только в коллективе, но и в своих семьях.

- Где вы предпочитаете выступать – на больших концертных площадках или в таких камерных дворцах культуры, как наш ДК имени Кирова?

Ростислав Гепп:

- Я не люблю очень большие площадки вроде дворцов спорта, а вот ДК до тысячи мест – самое то. Во-первых, нам важно видеть всех зрителей, чтобы более полно оценить их эмоциональный отклик. Во-вторых, мы очень ревностно относимся к звуку: стараемся, чтобы звучание было комфортным не только для нас, но и для зала, а этого легче добиться в небольшом пространстве.

- Лет пятнадцать назад стало модно вводить в мужские коллективы женские голоса. По этому пути, к примеру, пошла группа «А-Студио» и ряд других групп. Почему вы не поддались влиянию общего тренда?

Борис Каплун:

- Когда мы были моложе лет на сорок пять, мы без труда пели даже фальцетные партии, поэтому справлялись без женщин. Да и до сих пор справляемся (смеется).

Ростислав Гепп:

- Когда ребята начали жениться, вводить «посторонних» женщин в коллектив стало опасно (смеется).

Борис Каплун:

- Мы вообще не планируем вводить новые голоса – хоть женские, хоть мужские.

Сегодня многих наших соратников с нами нет. Кого-то нет уже и на земле: семь лет назад нас покинул Левочка Гуров, светлая ему память. Все партитуры «Ариэля» были написаны на пять голосов, но после ухода Левы мы решили, что не станем пытаться его заменить.

Ростислав Гепп:

- Леву заменить практически невозможно. У него был такой голос, который с полным правом можно назвать «основняк» - не самый высокий, не самый низкий, но притом самый узнаваемый в «Ариэле» и абсолютно неповторимый. Второго такого быть не может.

Вдова Льва Гурова, кстати, родом из Копейска.

Борис Каплун:

- У всех, кто женился на копейчанках, неповторимые голоса. У Олега Гордеева, например, тоже жена из Копейска.

«Челябинск – наша Родина»

- В «Копейском рабочем» есть рубрика «Новейшая история», герои которой вспоминают о том, как им жилось в непростые 90-е годы. Как в тот период обстояли дела у ВИА «Ариэль»?

Борис Каплун:

- Всякое бывало. После года безденежья вследствие отсутствия работы мы уехали в Германию и успешно давали концерты в Кельнской филармонии.

Олег Гордеев:

- Это было в 1993 году. Я пришел в «Ариэль» как раз в заграничный период жизни группы. К тому моменту я, как и многие другие челябинские музыканты, играл в ресторане – выживать-то было надо. Как-то раз в разгар рабочего вечера ко мне подходит швейцар и говорит: «Вас вызывают». – «Кто?» - «Каплан».

Борис Каплун:

- Да, она самая, Фанни!

Олег Гордеев:

- Я выхожу, а там, конечно, никакая не Каплан, а Борис Федорович Каплун: «Слушай, старик, ты не хотел бы с нами в Германию съездить? У нас появилась вакансия гитариста». От такого предложения я немного растерялся, но Борис убедил меня, что оно стоит того, чтобы его принять. Я принял – и ни разу не пожалел.

- У вас не было соблазна навсегда остаться в сытой Германии?

Борис Каплун:

- Вы знаете, нет. Не хотелось. Нам не хотелось остаться в Москве в 1974 году, когда мы стали лауреатами всесоюзного конкурса артистов эстрады. Не хотелось остаться в Прибалтике, когда нас готов был взять под свое крыло Раймонд Паулс. Мы всегда рвались домой: Челябинск – наша Родина, там наши жены и дети, наши друзья.

- Не пугают ли вас те экологические проблемы, с которыми в последние несколько лет столкнулся наш областной центр и его ближайшие окрестности?

Борис Каплун:

- Мы ребята закаленные, но состояние экологии нас, действительно, не воодушевляет, потому что из Челябинска уезжают его молодые жители. Перед региональными властями стоит серьезная задача – сделать воздух чистым, и взяться за ее решение нужно как можно скорее.

Александр Тибелиус:

- Мы полгода назад побывали в Старом Осколе, посмотрели на одно из металлургических предприятий, принадлежащих Алишеру Усманову. Так от того завода вообще выбросов в атмосферу нет, только легкий парок идет, потому что на предприятии внедрены природосберегающие технологии. Промышленники могут заботиться об экологии, если поставят перед собой такую цель.

Борис Каплун:

- Мы, конечно, не промышленники, но обещаем, что концерт в Копейске будет на сто процентов экологически чистым! (смеется).


Блиц

- Дополните фразу: «Песня хорошая, если она…»

Олег Гордеев:

- Если ее поют люди.

- Какую музыку вы слушаете на досуге?

Александр Тибелиус:

- В мире много замечательной музыки, и у каждого из нас давно сформировался круг любимых исполнителей. Перечислять будет слишком долго.

- Есть ли у вас домашние питомцы?

Олег Гордеев:

- Конечно! Среди нас есть и кошатники, и собачники. Мы очень любим домашних животных. У четвероногих друзей есть лишь один недостаток: они уходят раньше нас.

Что нельзя простить?

Борис Каплун:

- Хороший вопрос. Предательство, наверное.

Ростислав Гепп:

- Простить можно все. Нужно лишь время.

- Когда вы едете на гастроли в другие регионы, то предпочитаете поезд или самолет?

Борис Каплун:

- Поезд лучше! Там можно поболтать, чайку попить. А еще я полюбил корабли. Однажды во время гастролей в Мурманске, лет двадцать назад, мы две ночи ночевали на авианесущем крейсере.

Ростислав Гепп:

- Это такая махина – семнадцать этажей! Мы там концерт давали в ангаре для самолетов. Звук, правда, там оставлял желать лучшего.

Александр Тибелиус:

- А еще мы на вертолете на гастроли летали – это на севере было.

- Сколько времени проходит от рождения песни до того, как она прозвучит на вашем концерте?

Борис Каплун:

- Бывает неделю, а бывает – год. Песня «В краю магнолий» была написала за два дня. Мы ее очень быстро записали на студии звукозаписи, через неделю появилась ее телеверсия и тут же поехали с ней на гастроли.

- Бывает, что песня долго не идет, а потом вдруг становится хитом?

Ростислав Гепп:

- Нет. Если на первых исполнениях песня не вызвала ожидаемого отклика зрителей, мы с ней без сожаления расстаемся. У нас и без того есть, что петь.

- Общаетесь ли вы с поклонниками в социальных сетях?

Олег Гордеев:

- Конечно, общаемся. Мы все вчетвером зарегистрированы на «Фейсбуке» и достаточно часто туда заходим.

Александр Тибелиус:

- На «Фейсбуке» у нас есть хорошая, регулярно обновляемая страница – это основной наш ресурс. Подписывайтесь на нее и получайте самую свежую и достоверную информацию о гастролях и вообще о жизни группы «Ариэль».

Также у нас есть инстаграмм, официальный канал на «Ютьюб», страницы в «Одноклассниках» и «Вконтакте». 


«Ариэль» в Сети

В последнее время в интернете периодически встречается недостоверная информация о творчестве группы «Ариэль», поэтому сами музыканты предлагают своим поклонникам искать всю интересующую информацию на официальном сайте www.via-ariel.ru и на странице в социальной сети «Фейсбук» 

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
24 июня 2022 16:20 115 лиц Копейска. Фотографии копейчан из газетной подшивки за 1995 год

Редакция газеты «Копейский рабочий» в связи с предстоящим 115-летним юбилеем города продолжает публикацию фотографий копейчан, которые когда-то были напечатаны в нашей газете. 

24 июня 2022 16:00 Половина женщин после декрета меняют работу

Только одна мама из четырех возвращается на прежнюю должность.

Новости СМИ2