16+
05 февраля 2019 10:55

В окрестностях Курочкино не гаснут эндогенные пожары

Копейчане бьют тревогу: эндогенные пожары в прибрежной зоне озера Курочкино грозят выйти из-под контроля. Площадь горения угольных отложений, по примерным оценкам членов Общественной палаты КГО, составляет около пятнадцати гектар.

В окрестностях Курочкино не гаснут эндогенные пожары
Автор: Светлана Полежаева

Некуда звонить


Угольных хвостов на дне озера и в его окрестностях скопилось немало. С начала 1950-х, когда была введена в эксплуатацию шахта «Комсомольская», промышленные стоки направлялись прямиком в озерную чашу. В акваторию в большом количестве попадали уголь и порода в различных фракциях и в итоге покрыли все дно целиком.

Спустя двенадцать лет на Курочкино появилась система очистки. Принцип ее работы прост: промышленная вода приходила в отстойник, где осаживались нерастворимые примеси, затем перетекала в осветлитель, в котором шла естественная фильтрация, и только после этого пополняла озерный бассейн. Пар «отстойник – осветлитель» на Курочкино две. Они, отделенные от озера насыпной дамбой, функционировали поочередно, чтобы обеспечить более добротную очистку. За годы работы отстойники и осветлители накопили слой горючих отходов толщиной в несколько метров.

Когда шахта работала, дамба тоже периодически горела. Но пожары, по словам посельчан, оперативно ликвидировали сотрудники Челябинской угольной компании – они всегда реагировали на телефонные обращения от местных жителей. А сегодня старокамышинцам, вынужденным дышать гарью, даже некуда пожаловаться, некого позвать на выручку – ЧУК обанкротилась. К тому же в прежние времена масштабы пожаров не доходили до состояния ЧП в силу того, что большая часть местного самовозгорающегося угля была надежно скрыта под водой. Сегодня, когда искусственно созданное озеро, лишившееся подпитки промышленными водами, сильно обмелело, огромный объем антрацитово-черных отложений обнажился и, подпитываясь влагой, постоянно тлеет и чадит, захватывая все новую территорию.

Нечем дышать

О том, что проблема с качеством атмосферного воздуха в Старокамышинске стоит действительно остро, свидетельствуют его жители. Воспитатель детского сада № 43 Наталья Дегтярева говорит о том, что уже давно ни один безветренный и ясный день не обходится без смога:


- Сначала я думала, что до нас долетает запах выбросов от челябинских или копейских предприятий, но затем поняла, что нам отравляет жизнь родное озеро Курочкино: часто бывает так, что в областном центре дышится вполне сносно, а наши поселковые улицы в это же время покрыты сизой дымкой. Запах гари, по нашим наблюдениям, усиливается по мере приближения к дамбе.
Нам, педагогам, очень обидно за детей. Многие воспитанники в такие дни, когда дым от пожаров на озере добирается до жилых кварталов, начинают кашлять, жалуются на першение в носу и в горле. В детском саду мы обязаны придерживаться режима, в том числе водить ребятишек на прогулки, которые, по идее, должны позитивно сказываться на здоровье малышей. Но о каком оздоровительном эффекте может идти речь, когда вместо свежего воздуха приходится вдыхать взвесь из продуктов горения?

Наталье вторит и многодетная мама Екатерина Чудаева:


- Многие мои знакомые из числа молодых мам ограничивают прогулки с детьми, потому что в Старокамышинске  просто нечем дышать в те дни, когда ветер дует в сторону поселка или же когда на улице штиль. Вечерами вокруг фонарей особенно хорошо видно, насколько загрязнен воздух – они едва просвечивают сквозь смог.

Конечно, дамба горела и раньше. Но ответственные лица принимали меры по жалобам, поступающим от жителей, и боролись с возгораниями. Сегодня же нам даже некуда позвонить, потому что за ликвидацию эндогенных пожаров на этой территории, насколько я знаю, никто ответственности не несет.

СО и аммиак

Тема эндогенных пожаров не оставила равнодушными членов городской Общественной палаты. Поисками решения наболевшего вопроса занялся входящий в ее состав Андрей Кульпин.


- Мы поставили перед собой задачу не только оценить масштабы возгораний, но и понять, какие именно продукты горения попадают в воздух. Был сделан запрос в региональное министерство экологии по взятию проб воздуха. Такая проверка была проведена 24 января. В силу того, что в тот день ветер был направлен в противоположную от жилого сектора сторону, передвижная лаборатория не выявила превышения предельно-допустимых концентраций ни по одному из параметров.

Мы решили взять пробы воздуха повторно, на этот раз силами и средствами общественного движения «АнтиСмог». В среду,30 января, в условиях слабого юго-восточного ветра сертифицированная лаборатория общественников получила пробы воздуха в районе дамбы и зафиксировала превышение по угарному газу в четыре раза, по аммиаку — в восемь раз. Затем мы спустились по розе ветров метров на пятьсот в сторону распространения дымного облака и произвели замеры методом длительной пробы, во время которого оборудование включается на двадцать минут. В этот раз превышения концентрации вредных веществ зафиксировано не было – возможно, потому, что пошел снег, в определенной степени осаживающий примеси. Это вовсе не значит, что качество воздуха в поселке замечательное: в штиль гарь действительно накрывает поселок.

Результаты замеров, проведенных лабораторией движения «АнтиСмог» при содействии членов Общественной палаты КГО, переданы в министерство экологии и Росприроднадзор, отметил Андрей Кульпин.

Еще одна опасность, на которую обращают внимание активисты, — это интерес экстремалов к «горящей земле». Некоторые турорганизаторы пытаются водить на дамбу экскурсии. Досуг, который может закончиться провалом путников в выгоревшие пустоты, скрытые под тонкой корочкой породы, конечно же, подразумевает оплату экскурсий. Также всю зиму напролет со склонов дамбы катаются на санках старокамышинские ребятишки – дети, как известно, часто недооценивают риски.

До недавних пор в окрестностях Курочкино не имелось ни одной предупредительной таблички. Теперь же знаки, информирующие об опасной зоне, были установлены по инициативе главы старокамышинского теротдела Сергея Самохвалова –  сегодня по берегу расставлены фанерные транспаранты с распечатанными на принтере аншлагами. Как говорится, чем богаты…

Глина или новая труба?

Информация о сложной экологической ситуации доведена до губернатора Челябинской области Бориса Дубровского и находится на контроле у депутата Госдумы Анатолия Литовченко, сделавшего немало добрых дел для Копейска и Старокамышинска в том числе. Создана рабочая группа, которая рассматривает возможные варианты ликвидации эндогенных пожаров.


Анатолий Григорьевич в прошлом году инициировал начало перекачки воды из переполненного озера Смолино в Курочкино, о чем писал «Копейский рабочий». Если наполнить акваторию обмелевшего Курочкино до прежней отметки в 224 над уровнем моря, считающейся оптимальной, то угольные отложения на берегах вновь скроются под толщей воды и погаснут сами собой. Однако на зиму насосная станция была законсервирована и возобновит свою работу лишь с приходом устойчивого тепла. А старокамышинцам хочется дышать полной грудью уже сегодня. К тому же этот способ способен решить только половину проблемы: трубопровод, соединяющий два водоема, не заходит в шламоотстойники, а значит, гидротехнические сооружения, отделенные от Курочкино дамбой, продолжат и дальше чадить на всю округу.

В качестве основного способа тушения сейчас рассматривается предложение накрыть очаги возгораний слоем глиняной пульпы толщиной не менее сорока сантиметров. Экономика проекта пока просчитывается, но общественники, сделав предварительные оценки, предположили, что стоимость его реализации окажется равной примерно пятидесяти миллионам рублей.

Андрей Кульпин предлагает рассмотреть другой, более эффективный, по его мнению, вариант, который позволит снять тему эндогенных пожаров с экологической повестки региона на десятилетия: проложить новый трубопровод от Смолино до Курочкино взамен существующего, порядком изношенного. Озера можно соединить напрямую, что позволит сократить протяженность магистрали с нынешних четырех с лишним километров до двух. Трубу использовать пластиковую, то есть не подверженную гниению, тем самым минимизировав риск порывов. Но главное, новую трассу он предлагает проложить таким образом, чтобы она заходила в шламоотстойники: так вода вновь укроет пласты угольных отложений и затем, как в старые добрые времена, самотеком пойдет в Курочкино. Наполнив чашу до должного уровня, она потушит его черные берега. Стоимость этого варианта пока не ясна, поскольку, возможно, придется монтировать новую насосную станцию, способную поднять воду на высоту дамбы, разделяющий осветлители и само Курочкино.

Какой из вариантов будет в итоге принят (а может быть, будут разработаны и другие способы ликвидации возгораний), для старокамышинцев не так уж и важно. Для посельчан главное, чтобы черное небо вновь стало голубым, и как можно скорее. 



Виталий Безруков, начальник управления экологического просвещения и работы с обращениями граждан минэкологии области:

- На данный момент объект является бесхозным, поэтому очень сложно решить, кто и каким образом будет устранять накопленный ущерб. Рабочая группа создана с целью разработки предложений и плана действий для ликвидации возгораний на шламохранилище. В ближайшее время план мероприятий будет представлен на рассмотрение губернатору Челябинской области Борису Дубровскому.



Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
20 декабря 2024 17:35 В Копейске стартовала «Елка желаний»

Губернатор Челябинской области недавно запустил акцию “Елка желаний”. 20 декабря эту праздничную эстафету подхватил город Копейск. Глава города Светлана Логанова, ее заместители, депутаты и предпр...

20 декабря 2024 14:15 В Копейске прошла новогодняя ёлка

20 декабря в Доме культуры имени Кирова состоялось волшебное новогоднее представление для детей. Праздник начался с радостной встречи аниматоров, которые предложили ребятам принять участие в разно...