Юбилей. Шахтер-ветеран отметил свое 95-летие
Итак, сегодня, согласно статистике ООН, долгожителями считаются люди, перешагнувшие 90-летний рубеж. Таких, к счастью, в настоящее время много. Один из них – житель нашего города Теодор Теодорович Фильберт, шахтер-ветеран, на днях отметивший свое 95-летие.
Родился Теодор Фильберт в селе Шилинг Краснокутского района Саратовской области в многодетной семье российских немцев. Когда парню исполнилось семнадцать, отец отправил его учиться в город Энгельс, в ФЗО (школа фабрично-заводского обучения) на плотника. Энгельс, расположенный на левом берегу Волги, напротив города Саратова, до войны был столицей Автономной республики немцев Поволжья.
- Приехал я в Энгельс в мае сорок первого. Не успели мы начать учиться, а тут война, - вспоминает ветеран. – Нас, учеников, направили на строительство железнодорожной магистрали до Севастополя. Работали и продвигались к Севастополю, где оказались в августе сорок первого. К тому времени из города началась эвакуация – враг наступал. Погрузили нас в эшелон и повезли куда-то на Северный Кавказ. А там случилось так, что мы, пятеро пацанов-земляков, опоздали на эшелон и отстали. Что делать? Кругом милиция, а нам на вокзал надо, очень хотели домой вернуться. Но нас-таки задержала милиция. Посадили на баржу и вместе со сталинградскими российскими немцами довезли до Гурьевска. А оттуда – опять в эшелон и повезли в Восточный Казахстан, под Семипалатинск. Работали в колхозе, на лошадях возили урожай.
Теодор Теодорович сегодня с трудом вспоминает те далекие годы, ему, наверное, кажется, что все это было не с ним, а с каким-то другим мальчишкой, по несчастью оказавшимся немецкой национальности и потому лишен был права вернуться домой. В январе сорок второго его, девятнадцатилетнего, забрали в трудармию и направили далеко на Урал. Сначала в Челябинске работал на ЛМЗ (литейно-механический завод), потом привезли в Копейск.
- Поселили нас на четвертом участке, там была такая зона для трудармейцев – бараки за колючей проволокой. Плохо было, голодно и холодно, нас охраняли конвоиры, - буднично рассказывает ветеран. – Работал на 201-й шахте (затем шахта «Центральная» - прим. авт.) проходчиком. Ну а когда война кончилась, когда нас расконвоировали, я так там и остался. Отработал под землей тридцать с лишним лет, с сорок второго по семьдесят третий год, до самой пенсии. Всякое под землей бывало. Однажды чуть не сгорел от вспышки метана, но бог уберег, только лицо тогда обожгло. Погибали тоже шахтеры, не без этого. Очень близко к сердцу принял трагедию на «Центральной» в 1993 году. Правда, тогда я давно уже на пенсии был…
- Никогда не было желания поехать в родные места, поискать родных? – спрашиваю я юбиляра.
- Да некуда ехать было, оттуда же всех российских немцев выселили, республики как таковой не стало. И потом – привык я как-то здесь. Женился в сорок седьмом на хорошей девушке Клавдии, она с Украины была. Клава моя рано из жизни ушла, а я вот живу до сих пор. Не жалуюсь на жизнь, нет. Много, конечно, трудностей было, но и хорошего много.
Теодор Теодорович сегодня проживает вместе с семьей сына Сергея. На юбилей к отцу приехала и дочь Галина с мужем. У долгожителя четверо внуков, семеро правнуков, а праправнучке Настеньке исполнилось уже четыре годика.
Четырнадцатого сентября ветерана-шахтера посетили председатель «первички» городской ветеранской организации Александр Федорович Кашутин и ветеран войны и труда, тоже бывший шахтер Геннадий Ефимович Осетров. Юбиляру вручили поздравительный адрес от имени президента РФ Владимира Путина и подарок от совета ветеранов. А вечером семья собралась за домашним столом, чтобы поздравить Теодора Теодоровича и пожелать ему здоровья и долголетия.
- Будем через пять лет сотый день рождения отмечать? - спросила я на прощание у Теодора Теодоровича. Ветеран ответил, что обязательно пригласит.
По сложившейся традиции спортивное мероприятие было посвящено коллегам, погибшим при исполнении служебного долга.
Впервые в рамках программы была асфальтирована дорога в частном секторе.