15 Октября 2019 09:37

Читайте интервью с руководителем ансамбля народных инструментов «Родимая сторонка»

Люди искусства – кто они? Великие эгоисты, проживающие жизнь ради себя и своего творчества? Или великие Творцы, которые явили миру чудеса своей души, оставили свои замечательные творения потомкам?
Читайте интервью с руководителем ансамбля народных инструментов «Родимая сторонка»
Автор: Людмила Гейман

Конечно же, второе. Потому что в нашем современном высокотехнологичном мире с его жестокими устоями и нравами они умеют показать людям настоящее искусство, настоящую красоту, разбудить в наших душах стремление думать и чувствовать по-настоящему.

Именно такие мысли роились в моей голове после встречи и беседы с единственным в нашем городе заслуженным артистом России Виталием Суховерхим. Руководителем ставшего известным не только в нашем городе, но и далеко за его пределами ансамбля народного творчества «Родимая сторонка». Сегодня Виталий Дмитриевич отмечает свой 80-летний юбилей. С ним – наш «разговор по пятницам».

- Виталий Дмитриевич, вы с детства знали, что станете музыкантом или это получилось по счастливой случайности?  

- Всё вместе - и случайность, и моя мечта, которую породила опять же случайность. Непонятно говорю?  Сейчас объясню. Родом я из Днепропетровской           области, есть там районный центр Межевая. Когда закончилась война, а мне тогда было шесть лет, папин родной брат, а мой родной дядя Алексей Егорович Суховерхий пришел с фронта. И привез из Берлина  два баяна. Один для себя, другой для брата – моего отца. Папа играл в молодости на балалайке, гитаре, мандолине, мама тоже на гитаре играла, пела хорошо.  Когда собирались вдеревне и пели, мама была выводчица – это тот голос, который в самом верху, самая высокая партия.

Я стал брать в руки инструмент. И постепенно  увлекся, у меня появилась мечта стать музыкантом. С баяном я практически не расставался. Магнитофонов в то время не было, а вот по радио услышу хорошую песню – и стараюсь запомнить мелодию, подобрать гармонию (хотя такого слова я еще не знал). Это требовало времени и сосредоточенности.  Нот я никаких не знал, да и музыкальной школы в нашем районе не было. Всё воспринимал на слух. Помню, меня даже бесплатно пропускали в кинозал, сидел за экраном и слушал музыку, тут же выходил, в кабинете подбирал мелодию. И  вечером уже на танцах играл, хотя был еще  малой, в классе пятом или шестом.  

Когда окончил восемь классов, сам пришел к директору школы, попросил свою карточку. Я услышал, что в городе Артемовске есть музыкальное училище и решил туда поступать. Потому что очень любил музыку и очень хотел  стать музыкантом.

- Не зная нот, вы поступили в музыкальное училище?

- Поступил. Это был 1955 год. Помню, очень много было поступающих, большой конкурс. Я отыграл и  получил четыре пятерки: оценивались память, слух, ритм, игра на инструменте.

- Как получилось, что вы стали учиться игре на кларнете?

- Это такая история. У меня  друг, а у него были пластинки. И вот когда слушал пластинки, мне понравился звук, но я не знал, какой инструмент его издает, потому что, кроме баяна, не слышал ничего. Оказалось, это кларнет.

А в училище был такой педагог Борис Петрович Ландер, он  только окончил Киевскую консерваторию, приехал  преподавать в Артемовское музыкальное училище. И ему надо было подобрать способных ребят для игры на кларнете. Тогда игра на кларнете была большой редкостью, в основном гармошка, баян, аккордеон,  еще пианино, домбра.

Словом, он предложил мне заниматься кларнетом, а на баяне – факультативно. И я полюбил этот инструмент. Так и получилось,  что училище я окончил и как кларнетист, и как баянист.

- Вашей мечтой была Киевская консерватория?

- В то время на Украине  были консерватории Харьковская, Львовская, Одесская и Киевская. Но в Киев до этого из Артемовска никто не поступал, боялись конкурса, ведь все-таки столичная консерватория. Когда я окончил с отличием музыкальное училище, было одно направление в Киевскую консерваторию, на него – двенадцать претендентов. Решала государственная экзаменационная комиссия. Когда нас собрали в зале после экзамена по специальности, и в общем перечне я вдруг услышал: «Суховерхий – видминно». С перепугу я даже не понял, что это «отлично», хотя украинскую мову знаю. Но представляете мое состояние? Какой-то сельский паренек – и в столичную консерваторию!

- Чем запомнились годы учебу в консерватории?

- О, это были чудесные пять лет. В процессе учебы я стал лауреатом республиканского конкурса как кларнетист-духовик, участвовал во всесоюзном конкурсе, он проходил в Ленинграде.  Для меня это было, естественно, достижение.

Когда учился на втором курсе, был объявлен конкурс в оркестр театра имени Леси Украинки. Я выдержал туда конкурс и стал играть в этом оркестре. Это не мешало мне учиться, в театре я играл до окончания консерватории в 1964 году. Приятно вспомнить, что общался с такими знаменитыми артистами, как  Ада Роговцева, Олег Борисов и другими.

- Особая ступень в карьере – работа в Симфоническом оркестре радио и телевидения Украины. Живое исполнение оркестра транслировала радиостанция «Маяк». А затем вы ушли в национальный оркестр народных инструментов Украины…

-  Где главным дирижером был народный артист Украины, профессор, лауреат премии Тараса Шевченко Виктор Гуцал, автор многих произведений, прекрасный аранжировщик.  В оркестре на тот момент не было кларнетиста, меня пригласили, я согласился. С этим оркестром мы объездили столько городов! По два концерта в день, гостиницы, гастрольная жизнь. Я был молод, и мне это нравилось.  На Украине насчитывалось более восьмидесяти (!) названий народного инструментария. И когда создавался национальный оркестр, нашлись такие специалисты, которые возродили еще 36 названий. Это и казачьи трубы, и трембиты, и клира, и бугай, и сурмы…  А я уже  в симфоническом оркестре писать музыку, а туту такое поле деятельности! До сих пор храню пластинки, где есть мои оркестровки от национального оркестра. Ведь это совсем другое, не просто работа кларнетистом. На это надо иметь свой «хыст» – талант. А больше желание.

- Виталий Дмитриевич, в качестве отступления спрошу: вас волнует то, что происходит в последние годы на вашей исторической родине, в Украине?

- Еще бы! Если бы мне сейчас было не 80, а 40 лет, я был бы в Донбассе. Донецк мне как родной город. Я впервые на ТВ выступал именно там, у меня даже фотография сохранилась. Все эти передачи у меня уже в печенках, но каждый день смотрю, потому что я с Украины, я переживаю за свою родину. И у меня там сын, двое внуков, папа и мама там похоронены, брат и сестра. А я не могу поехать навестить родные могилы и внуков…

- Большая веха в вашей жизни – это работа на Крайнем севере.  За туманом и за запахом тайги поехали?

- Не за запахом тайги. Как-то столкнулся я с бывшим сокурсником еще по музыкальному училищу. Я работал в национальном оркестре, а он приехал с севера в Киев в отпуск к родным. Увидел афишу с моим именем и нашел меня. Мы встретились, поговорили, и он стал уговаривать меня ехать  с ним в Билибино.  В тот раз он меня не уговорил, но через два года, когда снова приехал в отпуск, затеял ту же «песню». Мол, первая атомная электростанция за Полярным кругом, роскошный Дворец культуры открылся. А фольклорный материал прямо на снегу лежит, бери и работай! Надо культуру на Крайнем севере поднимать. Посоветовался я с женой, и решили поехать года на три поработать. В итоге же проработал  на севере тридцать лет.

- Удалось ли, как вы выразились, взять со снега фольклорный материал, поднять культуру? Наверняка вас там ждали трудности…

- Трудности – не то слово. Занятость почти круглосуточная. Специалистов было очень мало, почти не было. Ведь на краю земли, Заполярье, семь месяцев ночь. Руководил несколькими коллективами:  хор, оркестр, ансамбль, и аккомпаниатором был, и так далее.

Постоянно выезжали на конкурсы, только во всероссийских конкурсах я участвовал трижды и становился  лауреатом первой степени. Привозил свои коллективы в областной центр – в Магадан. Созданный мной детский ансамбль сопилкарей стал лауреатом Всероссийского  фестиваля народного творчества. ВИА «Время из работников атомной электростанции тоже становился лауреатом многих конкурсов и фестивалей.  

Надо сказать, что мои коллективы обеспечивали и культурное обслуживание золотодобытчиков, среди которых трудились Герои соцтруда Гармаш, Затуливетров и другие. Как-то мне даже показали, как моется золото из руды, процесс весьма познавательный. Видел и самородки по полтора килограмма весом.

- Последние 18 лет на севере вы работали в Магадане. Захотелось больших масштабов?  

- Был звонок в Билибино, в управление культуры. Мол, в областном центре нет таких кадров, а вы его в Билибино держите. Первое предложение было стать художественным руководителем  «Эргерона» - это чукотский национальный танцевальный ансамбль в Анадыре. Но меня отговорили. Потом, когда в очередной раз приехал в Магадан на конкурс, меня все-таки уговорили переехать. Больший размах деятельности, больше перспектив… Стал работать в муниципальном оркестре духовой и эстрадной музыки, сначала вторым дирижером и солистом оркестра, потом был назначен директором, главным дирижером и художественным руководителем оркестра. Совмещал эту работу с преподавательской деятельностью  в училище искусств.

 За всю свою жизнь я ни у кого ничего не просил, но получил всё в профессиональном плане. Много написал произведений. Мы с женой Людмилой Ивановной написали гимн города Магадана, она слова, я музыку. Уже 15 лет под наш гимн там поднимается знамя. Вышли сборники песен «С песней расставаться не спеши», «Музыка земли» и другие. На севере у  меня были замечательные солисты, такие как народные артисты Владимир Барляев,  Алла Девятирекова,  заслуженная артистка Тамара Федорова. Мы много давали концертов. Вообще север оставил неизгладимый след в моей жизни и в моей душе.

- В Магадане вы стали почетным работником Магаданской области, заслуженным артистом России. И все же покинули северные края. Как это случилось?  

- В  2009 году я подошел к губернатору области, мы с ним периодически общались,  и сказал: «Давайте поговорим не как артист и чиновник, а как мужчины. Мне семьдесят лет, я не хочу помирать здесь, на краю земли. Дети выросли, разъехались, есть внуки. Хочу уехать на большую землю». Конечно, отпускать не хотели, но я принял такое решение.  Моя жена родом из Копейска, поэтому мы и оказались здесь.

- Здесь, в уральском городке, вам тоже нашлось достойное занятие. Ансамбль центрального Дворца культуры города за несколько лет приобрел большую известность, стал лауреатом  многих конкурсов и фестивалей, завоевал любовь и признательность зрителей.


- «Родимая сторонка» рождалась с нуля. Только благодаря администрации города, депутатам, предпринимателям у нас появились инструменты и костюмы. Но я думаю, мы, что называется, оправдали доверие. Ансамбль был создан в 2009 году, а уже в 2010-м мы стали лауреатами второй степени на Бажовском фестивале. И это стало единственным «вторым лауреатством». С тех пор у нас только первые места и Гран-при на всех конкурсах и фестивалях. Ансамблю выступал в Большом концертном зале имени Чайковского в Москве и завоевали диплом от Российского Дома народного творчества. Я горжусь своим коллективом.   

- В честь вашего юбилея состоится концерт Государственного народного оркестра «Малахит».

- Он состоится 1 декабря в нашем Дворце культуры. С дирижером оркестра Виктором Лебедевым нас связывает давняя дружба. Концерт по традиции начнется с исполнения моих произведений  «Музыка земли» и  «Концертный вальс», прозвучат и другие. Приглашаю  копейчан на юбилейный концерт.

Еще материалы по этой теме
Читатели «Копейского рабочего» присоединились к проекту «Кто, если не мы?»
06 Августа 2020 15:39
Читатели «Копейского рабочего» присоединились к проекту «Кто, если не мы?»

Социальный проект с таким названием стартовал в Челябинской области в июле.

Журналисты «Инсита» создают творческие проекты и награждают талантливых земляков
05 Августа 2020 15:35
Журналисты «Инсита» создают творческие проекты и награждают талантливых земляков

Продолжаем проект «10 фактов к 10-летию Инсит-ТВ». Сегодня мы расскажем об эксклюзивных телепрое...

«Инсит-ТВ» вещает на 12 поселков и помогает задерживать преступников. Публикуем интересные факты о телекомпании
30 Июля 2020 10:01
«Инсит-ТВ» вещает на 12 поселков и помогает задерживать преступников. Публикуем интересные факты о телекомпании

В 2020 году первый серьезный юбилей – 10 лет - празднует копейская телекомпания «Инсит-ТВ». Журналис...

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
06 Августа 2020 17:04 В Копейске на полигоне сотрудники полиции уничтожили более 6,5 тысяч пачек немаркированных сигарет

Сотрудники копейской полиции провели плановое уничтожение изъятых немаркированных табачных изделий по уголовным делам, где уже вынесены обвинительные приговоры.

06 Августа 2020 15:57 РМК выделит средства на строительство Кафедрального собора в Челябинске

Руководство компании откликнулось на личную просьбу губернатора Алексея Текслера.

Новости СМИ2