16+
15 октября 2019 09:37

Читайте интервью с руководителем ансамбля народных инструментов «Родимая сторонка»

Люди искусства – кто они? Великие эгоисты, проживающие жизнь ради себя и своего творчества? Или великие Творцы, которые явили миру чудеса своей души, оставили свои замечательные творения потомкам?
Читайте интервью с руководителем ансамбля народных инструментов «Родимая сторонка»
Автор: Людмила Гейман

Конечно же, второе. Потому что в нашем современном высокотехнологичном мире с его жестокими устоями и нравами они умеют показать людям настоящее искусство, настоящую красоту, разбудить в наших душах стремление думать и чувствовать по-настоящему.

Именно такие мысли роились в моей голове после встречи и беседы с единственным в нашем городе заслуженным артистом России Виталием Суховерхим. Руководителем ставшего известным не только в нашем городе, но и далеко за его пределами ансамбля народного творчества «Родимая сторонка». Сегодня Виталий Дмитриевич отмечает свой 80-летний юбилей. С ним – наш «разговор по пятницам».

- Виталий Дмитриевич, вы с детства знали, что станете музыкантом или это получилось по счастливой случайности?  

- Всё вместе - и случайность, и моя мечта, которую породила опять же случайность. Непонятно говорю?  Сейчас объясню. Родом я из Днепропетровской           области, есть там районный центр Межевая. Когда закончилась война, а мне тогда было шесть лет, папин родной брат, а мой родной дядя Алексей Егорович Суховерхий пришел с фронта. И привез из Берлина  два баяна. Один для себя, другой для брата – моего отца. Папа играл в молодости на балалайке, гитаре, мандолине, мама тоже на гитаре играла, пела хорошо.  Когда собирались вдеревне и пели, мама была выводчица – это тот голос, который в самом верху, самая высокая партия.

Я стал брать в руки инструмент. И постепенно  увлекся, у меня появилась мечта стать музыкантом. С баяном я практически не расставался. Магнитофонов в то время не было, а вот по радио услышу хорошую песню – и стараюсь запомнить мелодию, подобрать гармонию (хотя такого слова я еще не знал). Это требовало времени и сосредоточенности.  Нот я никаких не знал, да и музыкальной школы в нашем районе не было. Всё воспринимал на слух. Помню, меня даже бесплатно пропускали в кинозал, сидел за экраном и слушал музыку, тут же выходил, в кабинете подбирал мелодию. И  вечером уже на танцах играл, хотя был еще  малой, в классе пятом или шестом.  

Когда окончил восемь классов, сам пришел к директору школы, попросил свою карточку. Я услышал, что в городе Артемовске есть музыкальное училище и решил туда поступать. Потому что очень любил музыку и очень хотел  стать музыкантом.

- Не зная нот, вы поступили в музыкальное училище?

- Поступил. Это был 1955 год. Помню, очень много было поступающих, большой конкурс. Я отыграл и  получил четыре пятерки: оценивались память, слух, ритм, игра на инструменте.

- Как получилось, что вы стали учиться игре на кларнете?

- Это такая история. У меня  друг, а у него были пластинки. И вот когда слушал пластинки, мне понравился звук, но я не знал, какой инструмент его издает, потому что, кроме баяна, не слышал ничего. Оказалось, это кларнет.

А в училище был такой педагог Борис Петрович Ландер, он  только окончил Киевскую консерваторию, приехал  преподавать в Артемовское музыкальное училище. И ему надо было подобрать способных ребят для игры на кларнете. Тогда игра на кларнете была большой редкостью, в основном гармошка, баян, аккордеон,  еще пианино, домбра.

Словом, он предложил мне заниматься кларнетом, а на баяне – факультативно. И я полюбил этот инструмент. Так и получилось,  что училище я окончил и как кларнетист, и как баянист.

- Вашей мечтой была Киевская консерватория?

- В то время на Украине  были консерватории Харьковская, Львовская, Одесская и Киевская. Но в Киев до этого из Артемовска никто не поступал, боялись конкурса, ведь все-таки столичная консерватория. Когда я окончил с отличием музыкальное училище, было одно направление в Киевскую консерваторию, на него – двенадцать претендентов. Решала государственная экзаменационная комиссия. Когда нас собрали в зале после экзамена по специальности, и в общем перечне я вдруг услышал: «Суховерхий – видминно». С перепугу я даже не понял, что это «отлично», хотя украинскую мову знаю. Но представляете мое состояние? Какой-то сельский паренек – и в столичную консерваторию!

- Чем запомнились годы учебу в консерватории?

- О, это были чудесные пять лет. В процессе учебы я стал лауреатом республиканского конкурса как кларнетист-духовик, участвовал во всесоюзном конкурсе, он проходил в Ленинграде.  Для меня это было, естественно, достижение.

Когда учился на втором курсе, был объявлен конкурс в оркестр театра имени Леси Украинки. Я выдержал туда конкурс и стал играть в этом оркестре. Это не мешало мне учиться, в театре я играл до окончания консерватории в 1964 году. Приятно вспомнить, что общался с такими знаменитыми артистами, как  Ада Роговцева, Олег Борисов и другими.

- Особая ступень в карьере – работа в Симфоническом оркестре радио и телевидения Украины. Живое исполнение оркестра транслировала радиостанция «Маяк». А затем вы ушли в национальный оркестр народных инструментов Украины…

-  Где главным дирижером был народный артист Украины, профессор, лауреат премии Тараса Шевченко Виктор Гуцал, автор многих произведений, прекрасный аранжировщик.  В оркестре на тот момент не было кларнетиста, меня пригласили, я согласился. С этим оркестром мы объездили столько городов! По два концерта в день, гостиницы, гастрольная жизнь. Я был молод, и мне это нравилось.  На Украине насчитывалось более восьмидесяти (!) названий народного инструментария. И когда создавался национальный оркестр, нашлись такие специалисты, которые возродили еще 36 названий. Это и казачьи трубы, и трембиты, и клира, и бугай, и сурмы…  А я уже  в симфоническом оркестре писать музыку, а туту такое поле деятельности! До сих пор храню пластинки, где есть мои оркестровки от национального оркестра. Ведь это совсем другое, не просто работа кларнетистом. На это надо иметь свой «хыст» – талант. А больше желание.

- Виталий Дмитриевич, в качестве отступления спрошу: вас волнует то, что происходит в последние годы на вашей исторической родине, в Украине?

- Еще бы! Если бы мне сейчас было не 80, а 40 лет, я был бы в Донбассе. Донецк мне как родной город. Я впервые на ТВ выступал именно там, у меня даже фотография сохранилась. Все эти передачи у меня уже в печенках, но каждый день смотрю, потому что я с Украины, я переживаю за свою родину. И у меня там сын, двое внуков, папа и мама там похоронены, брат и сестра. А я не могу поехать навестить родные могилы и внуков…

- Большая веха в вашей жизни – это работа на Крайнем севере.  За туманом и за запахом тайги поехали?

- Не за запахом тайги. Как-то столкнулся я с бывшим сокурсником еще по музыкальному училищу. Я работал в национальном оркестре, а он приехал с севера в Киев в отпуск к родным. Увидел афишу с моим именем и нашел меня. Мы встретились, поговорили, и он стал уговаривать меня ехать  с ним в Билибино.  В тот раз он меня не уговорил, но через два года, когда снова приехал в отпуск, затеял ту же «песню». Мол, первая атомная электростанция за Полярным кругом, роскошный Дворец культуры открылся. А фольклорный материал прямо на снегу лежит, бери и работай! Надо культуру на Крайнем севере поднимать. Посоветовался я с женой, и решили поехать года на три поработать. В итоге же проработал  на севере тридцать лет.

- Удалось ли, как вы выразились, взять со снега фольклорный материал, поднять культуру? Наверняка вас там ждали трудности…

- Трудности – не то слово. Занятость почти круглосуточная. Специалистов было очень мало, почти не было. Ведь на краю земли, Заполярье, семь месяцев ночь. Руководил несколькими коллективами:  хор, оркестр, ансамбль, и аккомпаниатором был, и так далее.

Постоянно выезжали на конкурсы, только во всероссийских конкурсах я участвовал трижды и становился  лауреатом первой степени. Привозил свои коллективы в областной центр – в Магадан. Созданный мной детский ансамбль сопилкарей стал лауреатом Всероссийского  фестиваля народного творчества. ВИА «Время из работников атомной электростанции тоже становился лауреатом многих конкурсов и фестивалей.  

Надо сказать, что мои коллективы обеспечивали и культурное обслуживание золотодобытчиков, среди которых трудились Герои соцтруда Гармаш, Затуливетров и другие. Как-то мне даже показали, как моется золото из руды, процесс весьма познавательный. Видел и самородки по полтора килограмма весом.

- Последние 18 лет на севере вы работали в Магадане. Захотелось больших масштабов?  

- Был звонок в Билибино, в управление культуры. Мол, в областном центре нет таких кадров, а вы его в Билибино держите. Первое предложение было стать художественным руководителем  «Эргерона» - это чукотский национальный танцевальный ансамбль в Анадыре. Но меня отговорили. Потом, когда в очередной раз приехал в Магадан на конкурс, меня все-таки уговорили переехать. Больший размах деятельности, больше перспектив… Стал работать в муниципальном оркестре духовой и эстрадной музыки, сначала вторым дирижером и солистом оркестра, потом был назначен директором, главным дирижером и художественным руководителем оркестра. Совмещал эту работу с преподавательской деятельностью  в училище искусств.

 За всю свою жизнь я ни у кого ничего не просил, но получил всё в профессиональном плане. Много написал произведений. Мы с женой Людмилой Ивановной написали гимн города Магадана, она слова, я музыку. Уже 15 лет под наш гимн там поднимается знамя. Вышли сборники песен «С песней расставаться не спеши», «Музыка земли» и другие. На севере у  меня были замечательные солисты, такие как народные артисты Владимир Барляев,  Алла Девятирекова,  заслуженная артистка Тамара Федорова. Мы много давали концертов. Вообще север оставил неизгладимый след в моей жизни и в моей душе.

- В Магадане вы стали почетным работником Магаданской области, заслуженным артистом России. И все же покинули северные края. Как это случилось?  

- В  2009 году я подошел к губернатору области, мы с ним периодически общались,  и сказал: «Давайте поговорим не как артист и чиновник, а как мужчины. Мне семьдесят лет, я не хочу помирать здесь, на краю земли. Дети выросли, разъехались, есть внуки. Хочу уехать на большую землю». Конечно, отпускать не хотели, но я принял такое решение.  Моя жена родом из Копейска, поэтому мы и оказались здесь.

- Здесь, в уральском городке, вам тоже нашлось достойное занятие. Ансамбль центрального Дворца культуры города за несколько лет приобрел большую известность, стал лауреатом  многих конкурсов и фестивалей, завоевал любовь и признательность зрителей.


- «Родимая сторонка» рождалась с нуля. Только благодаря администрации города, депутатам, предпринимателям у нас появились инструменты и костюмы. Но я думаю, мы, что называется, оправдали доверие. Ансамбль был создан в 2009 году, а уже в 2010-м мы стали лауреатами второй степени на Бажовском фестивале. И это стало единственным «вторым лауреатством». С тех пор у нас только первые места и Гран-при на всех конкурсах и фестивалях. Ансамблю выступал в Большом концертном зале имени Чайковского в Москве и завоевали диплом от Российского Дома народного творчества. Я горжусь своим коллективом.   

- В честь вашего юбилея состоится концерт Государственного народного оркестра «Малахит».

- Он состоится 1 декабря в нашем Дворце культуры. С дирижером оркестра Виктором Лебедевым нас связывает давняя дружба. Концерт по традиции начнется с исполнения моих произведений  «Музыка земли» и  «Концертный вальс», прозвучат и другие. Приглашаю  копейчан на юбилейный концерт.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
23 апреля 2024 16:00 Алексей Текслер обсудил с комиссией безопасность майских праздников и детских лагерей

 Губернатор Челябинской области Алексей Текслер, провел заседание региональной антитеррористической комиссии.

23 апреля 2024 15:13 Осталось 7 дней до завершения Всероссийского голосования по выбору территорий для благоустройства

У южноуральцев осталась неделя на то, чтобы проголосовать за будущее благоустройство своих муниципалитетов.

Новости СМИ2