Еще один факт о Копейске: копейские девчата шагнули в бессмертие
Бывшая радистка Калининской партизанской бригады Зоя Алексеевна Копылова – легенда Копейска, единственная в городе женщина, награжденная медалью «Партизану Отечественной войны». О ней рассказывают книги, повествующие о героическом партизанском движении, мужественной борьбе народных ополченцев в тылу врага. Таких книг три.
Из книги «По зову совести» (Н. Н. Ершов, Москва, 1995 г.):
«В 1942-м курсы военных радистов окончили молодые девушки-добровольцы из Копейска Челябинской области — Лида Лаптева, Мария Гурская и Зоя Копылова. Прибыв для прохождения службы в 81-й полк связи, они узнали, что командование подбирает радисток для работы в тылу врага. Так все трое оказались в селе Прямухино. Лида была зачислена в бригаду С. М. Максименко и погибла в ноябре при неудачной попытке перехода линии фронта. Маша и Зоя стали радистками в бригаде В. М. Лисовского, которая прибыла к берегам Ловати вслед за бригадой Максименко. Здесь девушки узнали о трагической судьбе своей подруги. Как и все партизаны, они готовили себя к походу, к предстоящим испытаниям, и все же Мария Гурская не выдержала тяжелого и изнурительного пути, погибла в тяжелом походе».
Из книги «Мы – калининские партизаны…» (Тверь, 1995 г.):
В этой книге опубликован партизанский дневник Зои. Вот строки из него: «1942 год. 5.12. В начале этих суток перешли линию фронта, удачно. Отстала моя любимая подруга и мой помощник Муся Гурская. Идти было трудно, ноги не шли. Приходилось и мне два раза отставать от своих. Утром привал в деревне Поддубье. Отказалась от завтрака, не могла. Устала, ноги болят, отморозила ухо. Здорово осунулись за эти сутки. Пережить пришлось порядком. Бой в 3 часа дня. Взяли в плен «языка».
Из книги «В разведке: Мария Натунич» (Л. А. Каплин, Йошкар-Ола, 1978 г.):
«Майор закончил писать и стал будить радистку Копылову. Маленькая, хрупкая Зоя прикорнула тут же, на лавке, около рации. Девушка слышала невнятно, как будто издалека, настойчивую просьбу комбрига проснуться.
— Умойся, сестричка, — посоветовал комбриг. — Неплохо помогает.
Холодная вода, жесткое полотенце и несколько энергичных движений придали радистке бодрость. Но все тело ее ныло. Лисовский подал ей свой блокнот, где была написана радиограмма в «центр», и сказал:
— Зашифруй и передай. Срочно, Зоя.
— Есть срочно зашифровать и передать! — повторила девушка и приступила к знакомой ей работе.
Она быстро, без лишней суеты, зашифровала донесение командира бригады, развернула радиостанцию и стала отстукивать сведения, которые добыли разведчики.
А дальше был бой, жестокий бой, из которого партизаны вышли победителями. Радистку Зою Копылову берегли как зеницу ока. Без нее отряд, лишившись связи с большой землей, был бы подобен слепому путнику, заплутавшему в лесу…
Вечером на замаскированную в дремучем заречном лесу тяжелую артиллерию и танковые части противника налетели советские бомбардировщики. Взлетали в воздух обломки орудий и танков, склады горючего и боеприпасов. Горизонт пылал. Зоины точки и тире дорого стоили оккупантам».
Войну Зоя Алексеевна Копылова закончила в поверженной Германии, служа радисткой в 5-м танковом Двинском корпусе. Две ее подруги погибли в начале боевого пути. Имена девушек-заводчанок, благодаря поиску краеведа Валентины Косолаповой, увековечены на здании заводоуправления, в областной Книге Памяти.
В тыл врага уходили Лида Лаптева, Маша Гурская, Зоя Копылова. Это был шаг копейских девчат в бессмертие.
25 декабря на площади Трудовой Славы состоялось открытие долгожданного ледового городка. С трудом верилось, что при таких температурных качелях, не то что изготовить фигуры изо льда, толщины ...
В ходе масштабной операции «Розыск», проведенной полицией Челябинской области с 23 по 24 декабря 2024 года, удалось задержать более 30 преступников, находившихся в федеральном розыске. Это стало в...