Есть такая профессия: Сэнсэй ПЧ-110
Одной из главных в комплексе специальных служб пожарной охраны является газодымозащитная служба (ГДЗС). Она предназначена для обеспечения действий пожарных в непригодной для дыхания среде при спасении людей, тушении пожаров и ликвидации последствий аварий.
Александр Борисович Колесов более 15 лет трудится в должности мастера ГДЗС. О нем коллеги отзываются как о профессионале с большой буквы.
– Благодаря ему спасена не одна жизнь, – говорит начальник ПЧ-110 Александр Сумин. – В противопожарной службе важнее профессии – мастера ГДЗС нет. Ведь в его руках жизнь тех, кто смело вступает в схватку с огнем. Ни в одно охваченное пламенем помещение без аппаратов невозможно зайти. Александр Борисович следит за их техническим состоянием, проводит ремонт, наполняет воздухом баллоны.
Из шахты в огонь
Саша Колесов, будучи школьником, не помышлял, что свяжет свою жизнь с пожарной охраной. Он считался скромным мальчиком, в учебном процессе особо не выделялся. Но мальчишка постоянно удостаивался похвалы от педагогов. Александр отлично разбирался в технике. Ему не составляло большого труда, например, отремонтировать магнитолу.
– Примером для меня был отец, который постоянно что-то изобретал. На работе его ценили за золотые руки, – рассказывает Александр Колесов. – Он мне привил мысль о том, что работа должна быть нужной. И я это четко понимал. Поэтому решил пойти на шахту. На «Капитальной» отработал восемь лет. Наступили 90-е годы, начались задержки заработной платы. Мы больше времени проводили не в шахте, добывая уголь, а на площади, требуя оплаты своего труда. Именно тогда возник вариант устроиться на работу в пожарную часть. Поговорил с родными, и они поддержали мое решение. В октябре 1994 заступил на службу в ПЧ-43 в должности пожарного.
Стать пожарным может каждый, но не каждый способен побороть страх. Можно легко надломиться психологически.
– В пожарной охране остаются лишь сильные духом, – уточняет Александр. – Необходимо быть немного бесшабашным, чтобы войти в огонь. Только по возвращении на базу осознаешь весь ужас работы.
О буднях он, как и большинство его коллег, вспоминает неохотно. Ведь образ жизни, постоянная готовность к самопожертвованию, к подвигу у них называется просто работой, результат которой – спасенные жизни.
– Проблематично работать в замкнутом пространстве. Пожарному необходимо быть сконцентрированным на сто процентов. Вспоминаю такой случай: поступил сигнал о пожаре в подвале в одном из домов по улице Жданова. На место мы прибыли достаточно быстро. Из подвала валил густой дым. Предстояло обнаружить очаг возгорания. Подумаешь: «Что может быть проще?». Но не все так просто. Густой дым существенно затруднял продвижение. Как только обнаружили очаг, с огнем справились в считанные минуты, – рассказывает Александр Борисович. – В основном нашу часть (в ПЧ-43, состоявшей при заводе «Пластмасс», Александр Колесов служил с 1994 по 2012 годы, в настоящее время работает в ПЧ-110) привлекали в качестве вспомогательной единицы. В 1998 году наш экипаж прибыл на тушение пожара хозяйственных построек детского садика. Пламя достигало в высоту 12 метров. Перед нами стояла задача - не допустить возгорания здания садика. Общими усилиями мы ее выполнили.
За годы службы в пожарной охране Александр Колесов прошел путь от пожарного до командира отделения. Сегодня он не выезжает на вызовы. Но всегда переживает за тех, кто вступает в схватку с огнем.
В ответе за всех
– На должность мастера газодымозащитной службы я перешел сознательно. Захотел сменить род деятельности. Но не скажу, что занимаю менее ответственную должность, ведь теперь я отвечаю не только за спасение пострадавших, но и сохранение жизни и здоровья своих коллег, – говорит Александр Борисович.
Он организует работу базы ГЗДС, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние специального оборудования, составляет годовой график проверки, обеспечивает сроки и качество работ по их ремонту и дезинфекции, наполнению воздушных баллонов. Проводит занятия с личным составом, контролирует состояние и правильность эксплуатации защитных дыхательных аппаратов.
– От того, как пожарный умеет пользоваться аппаратом, зависит, сколько времени можно в нем находиться в очаге возгорания. Воздуха в баллоне при благоприятных условиях может хватить на 60 минут. Если неправильно подходить к эксплуатации аппарата, то через 20 минут придется прекратить работу. На своих уроках учу, как правильно дышать в аппарате. Если будешь неправильно дышать – воздух быстро закончится. А это повлечет невыполнение задания – пожар не будет потушен, – рассказывает Александр Колесов.
– Скольких пожарных вы обучили?
– Никогда не вел подсчет. Для меня важно, чтобы ребята знали, как правильно вести себя в тяжелых условиях. Работу в аппарате необходимо довести до автоматизма.
Среди коллег Александр Колесов пользуется непрекословным авторитетом. К нему все обращаются не иначе, как сэнсэй. Это высшая награда тех, кто каждый день рискует жизнью. Аппараты, подготовленные им, ни разу не подводили в экстремальной ситуации.
– Благодаря Александру Борисовичу, в нашей части одна из лучших баз ГДЗС в области. Он самостоятельно оборудовал компрессорную, сделал вытяжку. То, что наше подразделение газодымозащитной службы в областных конкурсах третий год подряд занимает призовые места – заслуга Александра Колесова, – говорит начальник ПЧ-110 Александр Сумин. – Он на совесть выполняет свои служебные обязанности, является важным членом коллектива. Во время пожаров, аварий он обеспечивает доставку из базы газодымозащитной службы необходимого количества воздушных баллонов и приборов для проверки изолирующих противогазов.
Имя Колесова известно далеко за пределами ПЧ-110. К нему за советом постоянно обращаются коллеги из других частей. Он никогда не отказывает в помощи и всегда готов прийти на помощь.
– В мире ничто не вечно. Бывают случаи, когда дыхательные аппараты выходят из строя? – интересуюсь я.
– Не без этого. Иногда никак не можешь обнаружить причину поломки. Готовишься уже расписаться в своей несостоятельности. Но стоит немного подумать, и вариант найдется. Стараюсь из любой сложной ситуации найти выход. Еще такого не было, чтобы аппарат не отремонтировал, – заверил мастер.
20 лет как один день
Осенью прошлого года Александр Колесов отметил 20-летний юбилей службы в пожарной части. Срок серьезный.
– Когда пришел устраиваться, мне сказали, что необходимо 20 лет отработать. Первая мысль: «Это же так много. Не выдержу». А они пролетели, как один день. Если бы была возможность начать жизнь заново, то после училища пришел бы в пожарную службу, – признается Александр Колесов.
По стопам Александра пошел сын Максим. Дочь Алена учится на психолога, и не исключено, что она решит начать свой трудовой путь именно в пожарной части.
– Отец я слишком добрый. Нельзя таким быть, в некоторых моментах следовало быть строже, – говорит Александр Борисович. – Семья – моя опора. Свободное время провожу с самыми дорогими людьми. Они мне придают сил двигаться вперед.
Раньше при тушении огня использовались КИПЫ (кислородно-изолирующие противогазы), которые сильно влияли на здоровье пожарного, в частности, выпадали зубы. Затем их сменили на воздушные аппараты, благотворно влияющие на здоровье газодымозащитников. Их отличает простота конструкции, высокая степень надежности, низкая температура вдыхаемого воздуха, отсутствует опасность, как кислородного голодания, так и перенасыщения организма кислородом. |
Этот материал был подготовлен перед очередной встречей ветеранов московского «Спартака» и сборной нашего краснознаменного Копейска. Олег Иванович Романцев поистине легенда нашего спорта! Я встрети...
Наверное, одно из самых неприятных проявлений в поведении любимого чада, с которыми сталкиваются родители, это ложь. Осознавать, что тебя обманули, крайне неприятно. Никто не любит, когда ему врут...