Главный врач Копейского отдела областной станции заготовки крови и ее компонентов Валентина Шатунова: отКРОВенно о соКРОВенном
В Год добрососедства «Копейский рабочий» продолжает свой проект, рассказывая об известных в городе людях. Ведь все мы, копейчане, по сути добрые соседи, по крайней мере, очень хочется на это надеяться. На этот раз наш корреспондент побывала в гостях у главного врача Копейского отдела областной станции заготовки крови и ее компонентов Валентины Шатуновой. Повод достойный – у Валентины Петровны, отличника здравоохранения, заслуженного врача России, весьма значимый юбилейный день рождения.
Есть такое слово – «надо»
День рождения – всегда радостное событие, даже если возраст побуждает больше предаваться воспоминаниям, чем строить планы на будущее. А в далеком 1964 году у 23-летней выпускницы медицинского института планов было, что называется, громадье. По распределению попала она в медсанчасть №3 поселка Горняк (ныне горбольница №4).
— Встретил меня главный врач Александр Сергеевич Бухарин, — рассказывает Валентина Петровна. – Удивительно доброй и щедрой души человек. Но и требовательный был. Месяц отработала, вызывает к себе. «Посылаю вас в командировку на месяц в подшефный Октябрьский район. В деревне Белозеры фельдшер уходит в отпуск, поработаете месяц». Боже, как я, вчерашняя студентка, буду одна врачевать, отвечать за здоровье людей? Испугалась до невозможности такой ответственности. Но в то время возражать не приходилось – комсомолка должна понимать слово «надо». Ничего, справилась. Тогда я поверила в свои силы, это была хорошая практика.
Вскоре Бухарин стал заведующим горздравотделом, а медсанчасть возглавила Тамара Николаевна Петручинина. И неожиданно она назначает молодого неопытного врача, маму маленького ребенка, заместителем по поликлинической части. Снова звучали слова «надо», «вы комсомолка» и прочие. Ну, надо так надо. Шестнадцать лет проработала Валентина Петровна в этой должности, одновременно везя на себе груз многочисленных общественных нагрузок, а в отсутствии главного врача — и хозяйственных, и организационных.
— Вот вспоминаю это время, и настоящая ностальгия возникает, — улыбается хозяйка дома. — Насколько были у нас в коллективе ответственные и отзывчивые люди! Например, Валентина Ивановна Чернявская. Это же замечательный человек. Мы ее и замуж всем коллективом выдавали, столы в поликлинике накрывали. А как мы праздники отмечали! Весело, с огоньком, всем коллективом, включая санитарочек, техничек, как-то не было у нас различий, такого «табеля о рангах» — одна семья. Ни зависти, ни «подсиживаний», простота отношений.
«Живу работой и семьей»
Попивая чай, мы беседуем с Валентиной Петровной в уютной кухне. Беседуем… о работе. Хотя я постоянно пытаюсь переключить ее мысли на другие темы, она неуклонно возвращается к любимому делу. «Понимаешь, я живу своей работой, я ей жизнь посвятила, это главное, что у меня есть. Конечно, кроме дочери и ее семьи».
Мне приятно слушать эту женщину, которую знаю много лет, видеть ее искреннюю улыбку, ощущать добрую ауру скромного жилища. Она и вообще по жизни не избалована особым достатком, не привыкла жаловаться на недуги, трудяга, о которых обычно говорят «кто везет, на том и едут».
А то, что трудяга, это да. С детства помогала маме по хозяйству. Родившись в канун войны на украинском хуторе имени Чкалова, Валя Пушок (это девичья фамилия нашей героини) вскоре оказалась вместе с мамой на оккупированной территории. Отца-тракториста забрали на фронт, прошел он ад фашистского плена, затем чистку в НКВД. Едва научившись ходить, Валя полола грядки в огороде, выгоняла на пастбище корову. А однажды в поисках пропавшей кормилицы заблудилась в лесу. Нашли кроху играющей с маленькими волчатами. Благо, в это время волчица ушла на охоту.
На Урал семья приехала в 1946 году. Жили бедно, но дружно, в семье царил культ трудолюбия, уважения к людям, тем более к старшим по возрасту. Но дети есть дети, а Валя большой проказницей была: то горошину в ухо засунула, так что потом ее, разбухшую, удаляли под наркозом, то лягушку бабушке подкинет, а став старше, гоняла на мотоцикле не хуже нынешних байкеров. Да и сегодня, глядя на Валентину Петровну, чувствуешь, сколько еще энергии в этом человеке.
— Мама добрая и самая справедливая на свете, — вступила в разговор дочь Валентины Петровны Марина. — Она всегда была и остается самой близкой моей подругой. Конечно, она много работала, но я никогда не чувствовала себя заброшенным ребенком, а наоборот, любимым и обласканным. За мной присматривали бабушки – баба Зоя и баба Дора. Они души не чаяли в маме, потому что она еще и хорошая дочь, заботилась и опекала обеих. Мои дети Ольга, ей уже 24 года, и Антон, который сейчас заканчивает школу, тоже обожают бабушку.
Домик в деревне
Домик с огородом в деревне – серьезное подспорье в семейном бюджете, но и серьезные заботы. В деревне Березово, что в пятнадцати километрах от города, жили родители Валентины Петровны. Теперь это своеобразная дача для семьи Шатуновых, ну а заботы привычные: обиходить землю, посадить-вырастить, затем собрать урожай. Самым дешевым блюдом в семье до сих пор считается борщ. Потому что для его приготовления не надо покупать никаких овощей, они все выращены на своем участке.
— По части заготовок у меня дочь мастерица. Какие соленья у нее получаются! Я только помогаю овощи мыть да чистить, а уж «колдует» она сама, да так, что пальчики оближешь. А покушать мы любим, — смеется Валентина Петровна, подливая мне новую порцию наваристого борща. И в который раз переводит разговор на «рабочую» тему:
— В декабре 79-го вызывают меня в горком партии, к самому Владимиру Андреевичу Носову. И тот предлагает мне возглавить горздравотдел. Я, признаться, опешила, стала отнекиваться. «Вы член партии?» — спрашивает. А я в то время еще и секретарем партийной организации была. И время такое было, что спорить не приходилось.
Помогать людям
Почти восемь лет Шатунова руководила здравоохранением. Пригодились задатки лидера, опыт общественной работы. А потом подул «свежий ветер перестройки и гласности».
— И начались плевки в сторону коммунистов, — с болью говорит Валентина Петровна. – Меня это очень ранило, ведь от того, что я член партии, я никаких благ не имела, только работала, как вол, да бесконечные нагрузки были. Очень я переживала от всей этой грязи. Депрессия началась, думала, в психушку попаду. Пошла в горисполком с заявлением, председателем тогда был Матковский, он порвал мое заявление. И только в 87-м, когда уже был председателем Уткин, я ушла на станцию переливания крови. Владимир Петрович понял меня, пошел навстречу.
С тех пор и по настоящий день Валентина Шатунова возглавляет в городе службу крови. Несмотря на возраст, по-прежнему энергична. А еще все, кто ее знают, говорят о чуткости этой женщины. Не было случая, чтобы не откликнулась на чью-то просьбу.
— Вообще хорошо, что мне досталась роль организатора, — признается наша героиня. — С моим характером быть врачом-практиком тяжело. Врачи не всегда всесильны, и если больной умирал, то вместе с ним словно умирала часть меня. А вот работать в службе крови, которая спасает жизнь даже, казалось бы, безнадежным больным, — для меня еще один подарок судьбы. А главный подарок – моя семья.
Блиц-интервью
— Как проводите досуг?
— Общаюсь с внуками. Старшая внучка Ольга у нас экстремалка, гоняет на машине, как Шумахер. Хотела в свое время стать стюардессой, но зять-летчик не разрешил. Внук Антон, наоборот, спокойный, уравновешенный. Люблю смотреть старые фильмы.
— Хобби?
— Заниматься цветами — и комнатными, и садовыми.
— Фирменное блюдо – борщ?
— А вот и нет. Пироги и блины. Блины пеку «кружевными», всем нравится, особенно зятю.
— Много ли у вас друзей?
— Много! Меня вообще окружают хорошие люди, с которыми приятно общаться.
— Какое у вас жизненное кредо?
— Не стонать и не жаловаться. Делать людям добро.
Первый открытый городской турнир по карате памяти погибших горноспасателей и шахтёров состоялся 26 октября в ФОКе имени Э. Б. Булатова.
Бывает, что жизнь может казаться сплошной чередой неприятностей. Зачастую за этим чувством тяжести и усталости скрываются вовсе не проблемы с самой жизнью, а накопившиеся трудности, переживания и ...