Как усмирить агрессию детей?
В последнее время довольно часто от родителей можно услышать «жалобы» на агрессивное поведение своих детей. Когда ребенок становится неуправляемым, взрослые обращаются за советами к психологу или ищут ответы на специализированных интернет-форумах.
Молодая 26-летняя мама Екатерина может перечислить десяток сайтов, на которых можно отыскать рекомендации родителям о том, как воспитать спокойного ребенка. Ее сынишке Артему четыре годика. Как рассказывает Екатерина, он часто закатывает истерики, пытаясь настоять на своем.
— Я понимаю, что порка ремнем не выход из ситуации, но никакие другие методы не действуют, — говорит Екатерина. — Еще он постоянно ходит и что-то поет или просто говорит одно и то же по несколько раз. Это очень раздражает. Когда ему говоришь: перестань, он начинает кричать и усмехаться. Часто Артем не отвечает на мои вопросы.
Проблема Екатерины — замкнутый круг, который выглядит следующим образом. Нежелательные действия сына вызывают раздражение и давление с ее стороны (упреки, угрозы, шлепки). Давление порождает внутреннее напряжение, враждебность и агрессивные импульсы у сына (против его воли, он сам не знает, что с ними делать). У Артема, опасающегося собственных агрессивных побуждений по отношению к родителям, возникает чувство вины, что еще больше увеличивает внутреннее напряжение и ослабляет способность контролировать агрессию. Главная задача родителей, по заверениям специалистов, научить ребенка справляться со своим гневом, управлять проявлениями агрессии.
— Агрессия — это простейший способ добиться желаемого или показать свое недовольство, возможность «выпустить пар» или привлечь к себе внимание, неумение справиться с собой или желание подчинить окружающих своей воле, — говорит педагог-дефектолог Маргарита Фешкова. — При систематических проявлениях агрессивности у ребенка эффективным будет собрать «семейный совет», на котором, прежде всего, важно четко определить, что в семье делать нельзя (например, нельзя бросать предметы, бить другого человека). Далее взрослые устанавливают единый способ реагирования на запреты — то есть своего поведения, когда ребенок нарушил указанное правило. Самым эффективным в этом случае является игнорирование — даже маленькие дети усваивают такой урок. Помимо запретов, все взрослые родственники должны определить единый список того, что ребенку делать «можно». Списки «можно — нельзя» следует размещать на видном месте — для всех членов семьи. Полезно учить ребенка различным способам выражения собственного гнева и раздражения. И здесь хорошо срабатывает личный пример: «Я пришел с работы рассерженный, и пока лучше ко мне не подходить!» — говорит папа и уходит в комнату читать газеты. Тогда ребенок понимает, что он злится, но не делает ничего ужасного.
Базовые способы взаимодействия ребенка с миром закладываются в три-четыре года, когда дети отправляются в садик или начинают ходить в группы развития, на кружки и в секции. И если раньше на каждого малыша приходился как минимум один заинтересованный взрослый, сейчас отношения впервые выходят из-под тотального контроля. В результате нередко возникают недопустимые проявления агрессии (ребенок начинает драться, кусаться, портить вещи), требующие немедленного вмешательства со стороны взрослых.
— Родителям важно искренне любить своего ребенка и говорить ему об этом, показывать свою любовь — обнимать, гладить, прижимать к себе. Жизнь ребенка следует сделать насыщенной — организовать его деятельность и свободное время, чаще играть с ним — если ваш малыш дошкольник или младший школьник, беседовать и проводить время совместно — если ваш ребенок подросток. Гуляйте вместе, запишите ребенка в кружки и секции. Детям в любом возрасте нужно показывать образец радости от взаимодействия с другими людьми: угощая конфеткой, играя или беседуя вместе. Учите делиться и жалеть. Формируйте у ребенка эмпатию — умение встать на место другого. Умеющий сочувствовать, никогда не причинит боль нарочно. Научите ребенка искренне извиняться. Не бурчать дежурное «я больше не буду», а не стесняться признать, что он был неправ, — уточняет Маргарита Фешкова.
Самое главное — остаться другом своему ребенку, даже если он внезапно покажется вам чужим и непонятным. Мы можем учить ребенка абсолютно правильным вещам, в которые верим. Но если мы говорим одно, а в семье дети видят другое — можно не сомневаться, они скопируют не то, что слышат, а то, что видят. Не забывайте: родители — пример для своего ребенка. Если взрослые затрудняются все-таки определить причины агрессии и выработать тактику своего поведения — важно проконсультироваться со специалистом — психологом, который поможет разобраться в трудностях поведения и взаимоотношений в конкретном случае, при этом важна именно семейная консультация, в ходе которой специалист не только беседует с родителями, но и наблюдает за поведением ребенка. В случае необходимости психолог порекомендует обратиться к неврологу или психотерапевту, либо предложит курс коррекционных занятий, которые проходят на начальном этапе в индивидуальной форме, а после — обязательно в групповой.
По этическим соображениям имена мамы и ребенка изменены.
Работники Челябинского нефтепроводного управления — филиала АО «Транснефть — Урал» — заняли призовые места в девяти номинациях конкурса профессионального мастерства, второй тур которого завершился...
Вчерашняя победа над питерским СКА позволила команде Бенуа Гру досрочно занять первую строчку турнирной таблицы восточной конференции КХЛ.