16+
30 января 2012 13:24

На развалинах судьбы: постояльцы отделения временного пребывания - потерявшиеся в жизни люди

Как люди из вполне благополучных семей оказываются в жизненном тупике.
На развалинах судьбы: постояльцы отделения временного пребывания - потерявшиеся в жизни люди
Автор: Людмила Гейман Фото: Людмила Гейман Описание: Тамара Грабская после восстановления документов уедет в родную Украину

Валентина Яковлевна Пермякова – одна из первых постояльцев геронтологического центра, что открылся недавно в Копейске, на берегу озера Курочкино.

Инвалид второй группы была переведена сюда из отделения временного проживания Комплексного центра социального обслуживания населения, где находилась несколько месяцев, пока шло оформление документов для отправки в центр. А вот как «докатилась» она до отделения временного проживания, — это отдельная ее боль.

Ничто, казалось, не предвещало столь печального развала некогда вполне благополучной семьи Пермяковых. Но скончался муж Валентины Яковлевны, а сама она тяжело заболела, стала инвалидом. Опасаясь самого худшего, переписала недвижимость на двоих своих сыновей, чтобы тихо доживать отмеренное ей Господом время. Тихо – не получилось. Новые собственники квартиры, родные сыновья, не оставили ей такую возможность: постоянные пьянки, шумные компании, потом из дома стали пропадать вещи. Где уж тут приглядеть за больной матерью, она попросту мешала, а женщине становилось все хуже. Соседи забили тревогу…

Где выход из тупика?

Часто думаю: почему в нашей стране так много несчастных, брошенных детей и стариков? Тех, кто наиболее беззащитен и нуждается в опеке. За политическими дискуссиями, бесконечной телевизионной трескотней, традиционными высказываниями, как на Руси будет хорошо и весело жить в недалеком прекрасном будущем, порой не видятся обыденные трагедии обычных людей. Да и кто они? Песчинки… Впрочем, государство выделяет какие-то средства, пишутся всевозможные правила и законы, работают социальные службы. И именно соцработникам приходится «разруливать» сложнейшие жизненные ситуации своих подопечных.

Наталья Шилкова заведует отделением временного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов Комплексного центра четыре года — с тех пор, как это «богоугодное заведение» сменило прописку и с третьего этажа здания по улице Ленина,61, переехало в отдельно стоящий корпус бывшего инфекционного отделения горбольницы №3 в поселке Старокамышинске. На попечении Натальи Петровны и персонала сегодня 21 человек.

— Каждый из этих людей — отдельная история, порой трагическая, — рассказывает она. — И нередко сложно найти выход из жизненного тупика. Вот есть у нас такой клиент — Василий Иванович Забывалов, ему 73 года. Человек пережил тяжелую психологическую травму — гражданская жена, у которой он жил, умерла, и ее родным детям досталась по наследству квартира, а Василий Иванович остался ни с чем. На этой почве он затеял суицид, попал в психиатрическую больницу, прошел процесс реабилитации. А дальше? А дальше медицинские вопросы заканчиваются и возникают социальные — куда деться? Пытаемся оформить его в дом-интернат, но Министерство может и отказать: человек на своих ногах, то есть может сам о себе заботиться. Не инвалид по физическому состоянию, а психиатры вынесли заключение, не дающее право на инвалидность. А что нет жилья — проблема, как говорится, личная. В отделении каждый может находиться не более шести месяцев, ведь оно — временного пребывания. В случае с Василием Ивановичем меня лично прогноз не обнадеживает. Выйдет он отсюда, получит пенсию, а ее могут и отобрать, кто посильнее в уличном мире. И погибнет человек, если не повезет ему и не найдет какое-то дешевое съемное жилье, не приспособится к другому существованию… Конечно, мы сделаем все возможное, чтобы его взяли в дом-интернат, но это очень трудно. Хотя мы и говорим, что изживается бюрократия, я лично так не думаю.

Люди без адреса

По городской программе в отделении организовано несколько социальных коек — для людей, которых «документально» вроде как и не существует. Сегодня таких пациентов трое, и будущее каждого из них вырисовывается крайне смутно.

Уроженка Украины Тамара Грабская живет на территории Копейска длительное время. Срок регистрации у нее давно истек, документы потерялись, жила у людей в качестве работницы. А потом случился инсульт, который по иронии судьбы не унес жизнь Тамары Александровны, по которой и плакать-то практически некому. Есть дочь в Украине, с которой давно нет никакой связи. Да и как добраться на родину без денег и документов? В социальную службу позвонила добрая старушка, подкармливающая бездомную женщину. Сейчас специалисты отделения временного пребывания занимаются вопросом восстановления ее документов, чтобы депортировать на родину.

Нередко в отделение попадают люди полностью дезориентированные. Вячеслав Лясников после освобождения из мест не столь отдаленных как будто забыл о своей жизни до заключения. Не помнит и то, как после потерял (или украли) документы, как обморозил пальцы ног, которые ампутировали. Сейчас сотрудники отделения делают все возможное, чтобы облегчить будущее существование шестидесятилетнего мужчины: пытаются оформить социальную пенсию либо определить в дом-интернат. И то, и другое проблематично — социальная пенсия назначается по закону с 65 лет, а что касается интерната, то надо еще убедить Министерство социальных отношений, что не старый еще мужчина нуждается в попечении государства.

А вот Марине Игнатьевой нет и пятидесяти. У некогда волевой и физически крепкой женщины серьезные проблемы со здоровьем, а еще более серьезные связаны с ее положением в социуме. Смолоду моталась с мужем-военнослужащим по гарнизонам. Потом что-то не сложилось, расстались. И сломалась женщина, пристрастилась к выпивке. Ситуацию не замедлили «подогреть» мошенники. В пьяном угаре не помнит, какие бумаги подписывала, в результате осталась без жилья, выкрадены все документы, а судебные приставы выселили ее из квартиры.

— Восстановление документов — процесс сложный, — рассказывает Наталья Петровна. — Как только Марина Андреевна получит паспорт и медицинский полис, она пройдет полное обследование, и если признают инвалидом, определим в дом-интернат. А если нет… Придется ей снимать жилье и искать работу.

Не судите и не судимы будете

Не спешите бросать камень в людей, подобных тем, о ком рассказано выше: мол, сами виноваты, пусть и расхлебывают, что заслужили. Да, мы строим свою жизнь сами, и замечательно, если это удается. Но все люди разные, и никто не застрахован, что называется, ни от сумы, ни от тюрьмы, ни от несчастья.

Меня совершенно потрясла история, рассказанная Ириной Алмазовой, заместителем директора Комплексного центра соцобслуживания. Речь шла о заслуженном человеке, которого уважали и на работе, и в родном поселке (не стану называть его фамилию). Тяжелая болезнь в старости сковала ноги. Опустим подробности жизненных перипетий, семейных отношений. Сложилось так, что ветерана стали оформлять в дом-интернат, хотя у него были и жена, и дети (последние готовы были написать отказную от отца!). «Накануне я долго разговаривала с женой нашего подопечного, — рассказывает Ирина Юрьевна. — Он чувствовал, что скоро умрет, но хотел сделать это не на казенной койке. Тяжелый получился разговор и какой-то неестественный: около часа я говорила пожилой уже женщине прописные истины о милосердии, о боге, что-то еще. Она ушла. Но на следующий день все же вернулась: «Я его заберу». А вскоре тот человек ушел из жизни».

Срочно требуется помощь

И все-таки хорошо, что есть в городе такое социальное учреждение как отделение временного пребывания. Здесь тепло, светло, вкусно кормят, за пациентами следит врач. И это не только пристанище для взрослых сирот. Случаются ситуации, когда родственникам престарелого или инвалида необходимо обеспечить временный присмотр и уход за ним: командировка, болезнь, большой ремонт в квартире. Да просто в отпуск съездить и то бывает нужно, а беспомощного человека одного не оставишь. Владимир Петрович Киляков, например, поселился в отделении на две недели — супруга сломала руку, намучилась с гипсом готовить для мужа-инвалида, стирать, мыть. Вот и попросила присмотреть, пока гипс не снимут. Кстати сказать, первоначально отделение и задумывалось именно для таких мирных целей — для помощи родственникам немощного человека, ведь сиделку найти довольно сложно. Жизнь внесла коррективы в благое дело, но от этого оно не перестало быть благим. Пока есть у нас обездоленные люди, такие дома милосердия необходимы. И думаю, будут необходимы, увы, еще очень долго.

По вопросу определения в отделение временного проживания обращаться следует в Комплексный центр соцобслуживания: ул. Ленина, 61, тел. 374-70

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
18 апреля 2024 18:46 Копейские полицейские оперативно установили и задержали женщину, которая украла деньги у пенсионерки

Напомним, в социальных сетях появилась информация, что женщина совершила кражу у беспомощной пенсионерки, украла пенсию и сбережения. Силой оттолкнула от двери бабушку и проникла в квартиру. ...

18 апреля 2024 17:40 Денис Моисеев возглавит фракцию «Единой России» в областном парламенте

Его кандидатуру единогласно поддержали на очередном заседании Президиума Регионального политсовета партии «Единая Россия», которое провёл заместитель губернатора Челябинской области, первый замест...

Новости СМИ2