16+
10 июля 2010 10:00

Памятник у дороги

Виктор Устьянцев — человек серьезный и обстоятельный, но приятелей удивить или с внуком вдоволь потешиться очень даже умеет. Недавно он был избран председателем КТОСа поселка Старокамышинска, а еще - вырастил на приусадебном участке настоящий сосновый лес.
Памятник у дороги
Автор: Виктор Чигинцев Фото: Виктор Чигинцев Описание: Валерий Устьянцев и лес растит, и внука растить помогает

В зрелых мужах живут порой мальчишки. И когда такой виртуальный пацан вдруг забалует, взрослый дяденька и в лапту сыграет, и из рогатки захочет стрельнуть. Последний раз Валерий Владимирович Устьянцев «озоровал» в новогоднюю ночь. Не смотри, что шахтер-ветеран и дед внука Ивана, избирался делегатом учредительного съезда НПГ на Сахалине и членом совета представителей НПГ России. А когда выехал на-гора, влился в «горячий» коллектив литейщиков завода горного машиностроения. Рабочие и сегодня нередко обращаются к Валерию со своими проблемами. Недавно он был избран председателем КТОСа поселка Старокамышинска.

Фейерверк на терриконе

Устьянцев — человек серьезный и обстоятельный, но приятелей удивить или с внуком вдоволь потешиться очень даже умеет. В новогоднюю ночь внук крепко спал, а друзья Валерия после боя кремлевских курантов обратили взор на курган родной шахты «Комсомольской». И заснеженный, словно поседевший от старости, террикон вдруг расцвел калейдоскопом огней. Праздничный фейерверк, устроенный Устьянцевым на вершине потухшего «вулкана», был самым высоким и заметным в небе южного крыла города. Фейерверк Устьянцева видели сотни горожан, а вот его праздничный поцелуй с женой не видел никто, кроме звездного ночного неба. И только стройные березки, вопреки логике жизни выросшие на шахтерском кургане, слышали звон хрустальных бокалов. Так романтично и озорно супруги Устьянцевы встретили новый 2010-й год.

Не говори, что не дюж

Давно обещал заехать на усадьбу к Устьянцеву. А тут и повод нашелся. В один из июньских дней в поселковом Дворце культуры прошла конференция общественности по выборам председателя КТОСа северной половины поселка, включая микропоселения-спутники с местечковыми названиями Зуевка и Нахаловка. Заручившись будущей поддержкой, которую авансом дали земляки, Устьянцев согласился на должность председателя общественной организации местного самоуправления. И зачем ему это надо? Быть председателем комитета общественного самоуправления Устьянцеву предложили уважаемые люди, руководители города и поселка. Кого другого не попросили взвалить на плечи груз забот, а его, Устьянцева, попросили. Кто другой взял бы и отказался, а он, Устьянцев, согласился. И понимайте, как хотите. Зная Валерия давно, его решению не удивился. Дело в том, что у него обостренное чувство справедливости, а отсюда и все остальное. Например, желая быть востребованным, полезным в обществе, он не умеет «прогибаться». В народе такой характер приветствуется, и такие люди пользуются уважением. Такие, впрягаясь в гуж, не говорят, что не дюж.

В роли лесника

После конференции мы поехали к Валерию Устьянцеву в дом, примостившийся у южного склона шахтерского кургана – бурого, поросшего березками и травой «перекати-поле» террикона шахты «Комсомольской». Здесь, за горой, прикрывшей жилое местечко от северных ветров, стояла патриархальная тишина, нарушаемая петушиным пением. Пришлось признаться самому себе, что в этой части поселка Старокамышинска бывать не доводилось. А здесь стоит добрая сотня частных домов, остаются обитаемыми с полдюжины бараков. Будь живо озеро Камышное и не будь «горы», огороды поселка спускались бы к урезу воды.

Мне показалось, что в этом укромном уголке жилые усадьбы стоят просторно, свободно, не притесняя друг друга, а у Валерия Устьянцева хозяйство раскинулось на семидесяти сотках, похожее не на обычный дом с садом-огородом, а на дом лесника, на лесной кордон. Чу! И звуки-то здесь лесные: дятел долбит кору кедра, любовно воркуют голуби-вяхири. И воздух-то на усадьбе лесной, хвойный! Но и этим, необычным для шахтерского поселка обстоятельствам, нашлось объяснение.

Отслужив в армии, повалив красный лес в далеком эстонском леспромхозе, Валерий навсегда вернулся с молодой женой в отчий дом. Однажды посадил сибирский кедр. На нем, красавце, и живет дятел. Дерево плодоносит, так почему бы не полакомиться орешками? По другую сторону дома хозяин посадил пихту. Это на ней ворковали в летнюю жару лесные голуби-вяхири. Следом посадил липовую аллею, шиповник, боярышник, рябину красную и черную. И тянется к солнцу хвоя сосен. Создатель домашнего парка рассудил так: пусть растут 120 сосен в честь шахтерской биографии семьи (шахтерский стаж семьи Устьянцевых – 120 лет). И пусть растут 100 сосен в честь векового юбилея Копейска. И они растут, превращаясь в молодой сосновый бор. В солнечных прогалах – белые полянки. Это цветет лесная клубника, самая вкусная и почитаемая Валерием ягода.

— Мы ее поливаем, а потому клубника вызревает крупной, сладкой и душистой, — говорит «лесник» Устьянцев. — В прошлом году около ведра собрали. В этом году, судя по обильному цветению, урожай будет богаче.

В грибную пору по усадьбе Устьянцева можно ходить с лукошком: растут шампиньоны, маслята, опята, обабки. Кому бы не нравилось жить в поселке, но как бы в лесу, ходить по росистой траве, дышать хвойным ароматом?! Поэтому к 30 соткам усадьбы Валерий прирастил еще 40, планируя посадить на пустующей земле триста саженцев кедра. Посадочный материал уже заказан. За ним предстоит поездка в Сибирь. «Копейские шахтеры «закопали» в землю не одну тайгу, на крепления выработок уходили тысячи вагонов хвойного леса. Компенсировать хоть бы частичку того богатства!» – в рассуждении-шутке Устьянцева присутствует горчинка.

По зову сердца

Начиная с октября 1993 года «Копейский рабочий» больше года вел тему, освещавшую ход спасательно-восстановительных работ в штреках лавы № 84. Здесь в результате взрыва газа метана погибли и долгое время оставались под завалом 28 горноспасателей и шахтеров. На месте поверхностной точки взрыва был сооружен памятник: символический копер, колесо подъемной машины, скорбный список фамилий на мраморной плите. Мемориалу, находящемуся на бажовской дороге, поклоняются копейчане.

Я работал в лаве № 84, хорошо помню, как открывался памятник на клочке земли, указанном маркшейдерской службой. Поэтому мне близко и памятно доброе дело, которое, повинуясь сердцу, совершил шахтер-ветеран Валерий Владимирович Устьянцев. Выкопав в бору пушистый сосновый подрост, он посадил хрупкие саженцы будущих деревьев-великанов на участке мемориала: 28 сосенок – по числу погибших шахтеров и горноспасателей. Все дружно принялись, радуя по весне нежными побегами.

Шахтеров и спасателей трагедия настигла под землей. Сосны, высаженные в их честь, погибли на земле. В живых осталось менее половины деревьев. Остальные срезаны литовкой хмельного косаря или сгорели в огне весеннего пала.

По тропинкам домашнего парка Устьянцевых будет гулять внук Иван и те дети, что появятся вслед за ним. А в тени каких сосен будут сидеть внуки и правнуки тех, чьи жизни отняла горная стихия? И Валерий Устьянцев, чья судьба тесно переплетена с шахтой, берет на себя очередное обязательство. Он привезет новый сосновый подрост. И число саженцев будет снова равно числу имен, выбитых на камне мемориала.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
26 апреля 2024 11:50 ОМК получила две награды за «Любопытного Илью» и видео о безопасности

В числе победителей всероссийского конкурса «Лучшее корпоративное видео-2024» оказался и ролик, который демонстрируют промышленным туристам в Челябинске.

26 апреля 2024 11:00 Благотворительная акция в поддержку ветеранов

 Начальник отдела по делам молодежи администрации Копейска присоединился к акции «Красная гвоздика» в поддержку ветеранов ВОВ.

Новости СМИ2