15 октября 2015 15:31
«Помогите! Мой ребенок в интернет ушел с пеленок!» Так ли страшна детская компьютерная зависимость, и что с этим делать?
Сколько статей о компьютерной зависимости у школьников написано педагогами и психологами, и не перечесть. Но специалистам по детству впору браться за новые труды – проблема, если можно так сказать, помолодела: в виртуальное пространство с головой уходят уже младшие дошкольники.
Автор: Светлана Полежаева
Сколько статей о компьютерной зависимости у школьников написано педагогами и психологами, и не перечесть. Но специалистам по детству впору браться за новые труды – проблема, если можно так сказать, помолодела: в виртуальное пространство с головой уходят уже младшие дошкольники.
В новомодных сенсорных телефонах и планшетах родители разбираются дольше, чем младенцы – и это вовсе не гипербола: сплошь и рядом малыши, едва научившиеся сидеть, уверенно тычут пальчиком в экран, запросто запускают игры и включают мультики. Мой трехлетний сын, еще не зная букв, каким-то непостижимым для меня образом отыскивает на ютьюбе любимые ролики: вот он только смотрел сюжет передачи «Галилео» о московских курантах – и уже включил старый чешский мультсериал «Крот и его друзья». Что это – признак эволюции или же, наоборот, деградации целого поколения? Сколько времени малыш может проводить за просмотром видео или за играми? И как уберечь чадо от зависимости, если она начала формироваться? Все эти важные для родителей малышей вопросы мы задали Анне Шайхуллиной, воспитателю с десятилетним стажем из МДОУ № 47.
- Анна Алексеевна, существует ли опасность в том, что малыши так охотно осваивают интернет и мобильные устройства?
- Современный мир утроен так, что без компьютерной техники не обойтись – надо это прекрасно понимать. И если ребенок начинает осваивать планшет или ноутбук, само по себе это неплохо. Другое дело, что этот процесс должен быть контролируемым родителями и ограниченным по времени.
- Думаю, не ошибусь, если скажу, что с контролем как раз дела обстоят не очень: многим мамам и папам удобно посадить чадо за мультики, а самим в это время заниматься домашними делами.
- А ребенок при этом, путешествуя по ссылкам, забредет неизвестно куда. Нет гарантии, что он не выйдет на мультфильмы для взрослых, обзоры жестоких компьютерных игр, агрессивные видеоролики. Я бы рекомендовала сделать просмотр мультфильмов и обучающих роликов в интернете совместным – так вы наверняка сможете оценивать безопасность контента, который воспринимает малыш и, конечно, же, будете контролировать время его взаимодействия с умной техникой. Кстати, педиатры утверждают, что здоровье малышей не пострадает, если они проводят за компьютером не более двадцати минут в день.
Когда вам нужно заняться домашними делами, приобщайте к ним ребенка. Пусть он тоже выполняет посильную работу: вы моете посуду – он вытирает и складывает в лоток ложки, вы пылесосите – он вытирает пыль или убирает в своей комнате игрушки.
Вообще, малыш лет с трех-четырех должен уметь в течение какого-то времени развлекать себя сам, причем быть не пассивным зрителем или слушателем, а именно инициатором деятельности: играть в игрушки, раскрашивать и рисовать, лепить из пластилина, строить из кубиков или конструктора. Задача взрослых – подобрать для него необходимый инвентарь.
- Не кажется ли вам, что нынешним детям труднее научиться играть без компьютера?
- Так и есть. Малыши, которые посещают детский сад, в значительной степени скомпенсированы в этом плане, поскольку и в свободное время в группе, и на занятиях, и на прогулках мы проводим с ними различные игры, учим самостоятельной деятельности. А вот домашним детям приходится сложнее.
В Москве психологи провели эксперимент: 27 детей, не посещавших дошкольное учреждение, должны были провести один день без смартфонов, планшетов и компьютеров. Результаты оказались неутешительными: большинство 5-6-летних малышей закатывали родителям истерики, требуя, чтобы им вернули любимый гаджет, бродили по квартире, не зная, чем заняться, и даже отказывались от приема пищи.
- Что должны сделать родители, если уже в нежном возрасте у ребенка начала формироваться зависимость от компьютерной техники?
- Резко отнимать компьютер я бы не советовала – вы рискуете надолго превратиться в «злейшего врага» для своего чада, а техника станет еще более желанной. Начинайте постепенно, но неуклонно сокращать время пребывания малыша у экрана, в идеале регулярно консультируясь с психологом. На первых порах не требуйте от ребенка самостоятельной игровой деятельности, поскольку он привык что его «развлекает» компьютер – будьте готовы к тому, чтобы больше времени проводить с сыночком или дочкой. При этом нужно, чтобы альтернативный, не компьютерный, досуг дарил дошкольнику большое количество положительных эмоций – тут уместно будет сводить его в цирк, на представление кукольного театра или в зоопарк, устроить семейные спортивные состязания, записать ребенка в кружок или секцию.
- Простите за крамольный вопрос, но, может быть, компьютерная зависимость не так уж и страшна? Ребенок занят, не хулиганит, не разбрасывает игрушки, да и когда он подрастет, то не попадет в плохую компанию, поскольку все время находится дома.
- Во-первых, очевидно, что длительное пребывание за компьютером или планшетом вредит физическому здоровью малыша: все больше дошкольников имеют проблемы со зрением, очень у многих детей возникают нарушения осанки. Нехватка свежего воздуха, пребывания на солнце, гиподинамия чреваты грозными последствиями. Но это только часть проблемы: особенно сильно страдает психическое здоровье ребенка. У дошкольника не формируется должным образом круг общения, вследствие чего не нарабатывается достаточный жизненный опыт. Компьютерно-зависимые дети приходят в первый класс и не могут выстроить отношения ни с педагогом, ни со сверстниками. Страдает психика в целом: появляется импульсивность, капризность, меняется система ценностей – у всех ведь на слуху страшные случаи, когда дети убивали родителей, попытавшихся их вытянуть из виртуального мира в реальность.
- Подскажите, как нужно реагировать родителям, если ребенок сопротивляется тому, что он больше не может смотреть мультики или играть в компьютер столько, сколько пожелает. Чем ответить на детские капризы?
- Для начала примите как данность, что в течение какого-то времени – нескольких недель или даже месяцев – малыш будет бунтовать. Это своеобразная «ломка», ее нужно пережить. Ни в коем случае не кричите на ребенка, как бы ни было трудно сдержаться, говорите с ним максимально спокойно, но твердо. Ваше чадо должно прочно уяснить, что компьютер нельзя выклянчить, выреветь, заслужить, что есть точно определенное время, допустим, после ужина, в течение которого он может поиграть на планшете или ноутбуке. И ни в коем случае не наказывайте ребенка лишением этого времени – запретный плод, как известно, еще более сладок.
Ежедневно, не пропуская ни дня, играет на компьютере или смотрит видео.
Сев за компьютер, теряет чувство времени.
Никогда не оставляет игру незавершенной, а мультфильм недосмотренным.
Ест, не отходя от монитора.
Не согласен, что очень много времени проводит за компьютером или смартфоном.
Не прекращает игру, если достигнет какого-то уровня, и продолжает дальше.
Гордится своими результатами, всем, кому только можно, об этом сообщает.
Отказывается от прогулки и совместных с родителями занятий в пользу общения с гаджетами.
Как только взрослые уходят из дома, сразу садится за компьютер и начинает играть.
Если Вы положительно ответили на 4 вопроса из 8, то, скорее всего, Ваш ребенок попал в зависимость от компьютерных игр. То же самое относится к социальным сетям.
С детьми до трех лет можно организовать следующие занятия:
вместе рисуйте восковыми карандашами или пальчиковыми красками;
уберите знакомые игрушки в мешочек, а ребенок пусть угадывает их на ощупь;
лепите из теста;
стройте башню из кубиков (один на другой), как можно выше, пока она не рухнет (последний момент особенно радует детей);
отгадывайте, в какой руке игрушка;
разучивайте названия цветов на примере цветных карандашей игрушечных машинок или машин, проезжающих мимо окна;
используйте игры с рамками-вкладышами – они развивают логику и мелкую моторику;
положите пять игрушек (например, из «киндер-сюрпризов»). Ребенок должен отвернуться, а взрослый в это время убирает одну игрушку. Малыш поворачивается и пробует догадаться, какой нет – эта игра развивает внимание и память.
Когда ребенок в ванной:
можно переливать воду из пластмассового стаканчика в ведерко;
сачком (совком, ложкой) ловить игрушки из воды;
поиграйте в рыбалку (в игрушечных магазинах продаются удочки и рыбки с магнитиками);
еще можно посоревноваться, кто быстрее – мама или малыш наполнит пластиковый стаканчик водой с помощью ложки;
и классика жанра: вместе весело пускать кораблики.
После трех лет:
рисование красками;
рисование одного и того же предмета разными руками;
игра в лото или детское домино, шашки, пазлы;
составление слов и слогов из магнитной азбуки, обучение чтению при помощи кубиков Никитина;
игры с набором геометрических фигур;
раскрашивание, лепка из пластилина;
различные настольные игры, в том числе с кубиком и фишками;
организуйте дома кегли (детский боулинг)
измерьте шагами помещения в доме, считайте ступени, деревья или кошек, которые встретились за время прогулки;
разделите мягких животных на диких и домашних и расскажите поподробнее о ком-то из них.
Для развития мелкой моторики (только после трех лет!):
выложить колодец из палочек;
составить рисунок из спичек (палочек);
собрать узор из пуговиц;
смешать бусины (пуговицы) разных цветов и разложить их;
нанизать бусины на леску;
застегивать и расстегивать пуговицы;
игры со шнуровкой.
Для физического развития:
ходить на четвереньках;
ходить «гусиным шагом»;
пройти с книгой (или мягкой игрушкой) на голове, не уронив ее;
заниматься на шведской стенке;
играть в волейбол воздушным шариком.
В новомодных сенсорных телефонах и планшетах родители разбираются дольше, чем младенцы – и это вовсе не гипербола: сплошь и рядом малыши, едва научившиеся сидеть, уверенно тычут пальчиком в экран, запросто запускают игры и включают мультики. Мой трехлетний сын, еще не зная букв, каким-то непостижимым для меня образом отыскивает на ютьюбе любимые ролики: вот он только смотрел сюжет передачи «Галилео» о московских курантах – и уже включил старый чешский мультсериал «Крот и его друзья». Что это – признак эволюции или же, наоборот, деградации целого поколения? Сколько времени малыш может проводить за просмотром видео или за играми? И как уберечь чадо от зависимости, если она начала формироваться? Все эти важные для родителей малышей вопросы мы задали Анне Шайхуллиной, воспитателю с десятилетним стажем из МДОУ № 47.
- Анна Алексеевна, существует ли опасность в том, что малыши так охотно осваивают интернет и мобильные устройства?
- Современный мир утроен так, что без компьютерной техники не обойтись – надо это прекрасно понимать. И если ребенок начинает осваивать планшет или ноутбук, само по себе это неплохо. Другое дело, что этот процесс должен быть контролируемым родителями и ограниченным по времени.
- Думаю, не ошибусь, если скажу, что с контролем как раз дела обстоят не очень: многим мамам и папам удобно посадить чадо за мультики, а самим в это время заниматься домашними делами.
- А ребенок при этом, путешествуя по ссылкам, забредет неизвестно куда. Нет гарантии, что он не выйдет на мультфильмы для взрослых, обзоры жестоких компьютерных игр, агрессивные видеоролики. Я бы рекомендовала сделать просмотр мультфильмов и обучающих роликов в интернете совместным – так вы наверняка сможете оценивать безопасность контента, который воспринимает малыш и, конечно, же, будете контролировать время его взаимодействия с умной техникой. Кстати, педиатры утверждают, что здоровье малышей не пострадает, если они проводят за компьютером не более двадцати минут в день.
Когда вам нужно заняться домашними делами, приобщайте к ним ребенка. Пусть он тоже выполняет посильную работу: вы моете посуду – он вытирает и складывает в лоток ложки, вы пылесосите – он вытирает пыль или убирает в своей комнате игрушки.
Вообще, малыш лет с трех-четырех должен уметь в течение какого-то времени развлекать себя сам, причем быть не пассивным зрителем или слушателем, а именно инициатором деятельности: играть в игрушки, раскрашивать и рисовать, лепить из пластилина, строить из кубиков или конструктора. Задача взрослых – подобрать для него необходимый инвентарь.
- Не кажется ли вам, что нынешним детям труднее научиться играть без компьютера?
- Так и есть. Малыши, которые посещают детский сад, в значительной степени скомпенсированы в этом плане, поскольку и в свободное время в группе, и на занятиях, и на прогулках мы проводим с ними различные игры, учим самостоятельной деятельности. А вот домашним детям приходится сложнее.
В Москве психологи провели эксперимент: 27 детей, не посещавших дошкольное учреждение, должны были провести один день без смартфонов, планшетов и компьютеров. Результаты оказались неутешительными: большинство 5-6-летних малышей закатывали родителям истерики, требуя, чтобы им вернули любимый гаджет, бродили по квартире, не зная, чем заняться, и даже отказывались от приема пищи.
- Что должны сделать родители, если уже в нежном возрасте у ребенка начала формироваться зависимость от компьютерной техники?
- Резко отнимать компьютер я бы не советовала – вы рискуете надолго превратиться в «злейшего врага» для своего чада, а техника станет еще более желанной. Начинайте постепенно, но неуклонно сокращать время пребывания малыша у экрана, в идеале регулярно консультируясь с психологом. На первых порах не требуйте от ребенка самостоятельной игровой деятельности, поскольку он привык что его «развлекает» компьютер – будьте готовы к тому, чтобы больше времени проводить с сыночком или дочкой. При этом нужно, чтобы альтернативный, не компьютерный, досуг дарил дошкольнику большое количество положительных эмоций – тут уместно будет сводить его в цирк, на представление кукольного театра или в зоопарк, устроить семейные спортивные состязания, записать ребенка в кружок или секцию.
- Простите за крамольный вопрос, но, может быть, компьютерная зависимость не так уж и страшна? Ребенок занят, не хулиганит, не разбрасывает игрушки, да и когда он подрастет, то не попадет в плохую компанию, поскольку все время находится дома.
- Во-первых, очевидно, что длительное пребывание за компьютером или планшетом вредит физическому здоровью малыша: все больше дошкольников имеют проблемы со зрением, очень у многих детей возникают нарушения осанки. Нехватка свежего воздуха, пребывания на солнце, гиподинамия чреваты грозными последствиями. Но это только часть проблемы: особенно сильно страдает психическое здоровье ребенка. У дошкольника не формируется должным образом круг общения, вследствие чего не нарабатывается достаточный жизненный опыт. Компьютерно-зависимые дети приходят в первый класс и не могут выстроить отношения ни с педагогом, ни со сверстниками. Страдает психика в целом: появляется импульсивность, капризность, меняется система ценностей – у всех ведь на слуху страшные случаи, когда дети убивали родителей, попытавшихся их вытянуть из виртуального мира в реальность.
- Подскажите, как нужно реагировать родителям, если ребенок сопротивляется тому, что он больше не может смотреть мультики или играть в компьютер столько, сколько пожелает. Чем ответить на детские капризы?
- Для начала примите как данность, что в течение какого-то времени – нескольких недель или даже месяцев – малыш будет бунтовать. Это своеобразная «ломка», ее нужно пережить. Ни в коем случае не кричите на ребенка, как бы ни было трудно сдержаться, говорите с ним максимально спокойно, но твердо. Ваше чадо должно прочно уяснить, что компьютер нельзя выклянчить, выреветь, заслужить, что есть точно определенное время, допустим, после ужина, в течение которого он может поиграть на планшете или ноутбуке. И ни в коем случае не наказывайте ребенка лишением этого времени – запретный плод, как известно, еще более сладок.
Если интернет – то с пользой
Если уж ребенок проводит время в интернете, то пусть оно будет потрачено не зря! Предлагаем вам список развивающих каналов на u-tube, просмотр которых поможет дошкольнику выучить формы и цвета, времена года, буквы и цифры, названия животных и птиц.- «Мизяка-дизяка»;
- «Ту-ти-ту»;
- «Капуки-кануки»;
- «Умные дети ТВ»;
- «Малышок»;
- «Очень важный канал»;
- «ТВ деткам»;
- «Курносики ТВ».
Тест на компьютерную зависимость
Ваш ребенок:Ежедневно, не пропуская ни дня, играет на компьютере или смотрит видео.
Сев за компьютер, теряет чувство времени.
Никогда не оставляет игру незавершенной, а мультфильм недосмотренным.
Ест, не отходя от монитора.
Не согласен, что очень много времени проводит за компьютером или смартфоном.
Не прекращает игру, если достигнет какого-то уровня, и продолжает дальше.
Гордится своими результатами, всем, кому только можно, об этом сообщает.
Отказывается от прогулки и совместных с родителями занятий в пользу общения с гаджетами.
Как только взрослые уходят из дома, сразу садится за компьютер и начинает играть.
Если Вы положительно ответили на 4 вопроса из 8, то, скорее всего, Ваш ребенок попал в зависимость от компьютерных игр. То же самое относится к социальным сетям.
Поиграем вместе!
Эти нехитрые занятия помогут организовать досуг дошкольника. Список каждый родитель может продолжить по своему усмотрению.С детьми до трех лет можно организовать следующие занятия:
вместе рисуйте восковыми карандашами или пальчиковыми красками;
уберите знакомые игрушки в мешочек, а ребенок пусть угадывает их на ощупь;
лепите из теста;
стройте башню из кубиков (один на другой), как можно выше, пока она не рухнет (последний момент особенно радует детей);
отгадывайте, в какой руке игрушка;
разучивайте названия цветов на примере цветных карандашей игрушечных машинок или машин, проезжающих мимо окна;
используйте игры с рамками-вкладышами – они развивают логику и мелкую моторику;
положите пять игрушек (например, из «киндер-сюрпризов»). Ребенок должен отвернуться, а взрослый в это время убирает одну игрушку. Малыш поворачивается и пробует догадаться, какой нет – эта игра развивает внимание и память.
Когда ребенок в ванной:
можно переливать воду из пластмассового стаканчика в ведерко;
сачком (совком, ложкой) ловить игрушки из воды;
поиграйте в рыбалку (в игрушечных магазинах продаются удочки и рыбки с магнитиками);
еще можно посоревноваться, кто быстрее – мама или малыш наполнит пластиковый стаканчик водой с помощью ложки;
и классика жанра: вместе весело пускать кораблики.
После трех лет:
рисование красками;
рисование одного и того же предмета разными руками;
игра в лото или детское домино, шашки, пазлы;
составление слов и слогов из магнитной азбуки, обучение чтению при помощи кубиков Никитина;
игры с набором геометрических фигур;
раскрашивание, лепка из пластилина;
различные настольные игры, в том числе с кубиком и фишками;
организуйте дома кегли (детский боулинг)
измерьте шагами помещения в доме, считайте ступени, деревья или кошек, которые встретились за время прогулки;
разделите мягких животных на диких и домашних и расскажите поподробнее о ком-то из них.
Для развития мелкой моторики (только после трех лет!):
выложить колодец из палочек;
составить рисунок из спичек (палочек);
собрать узор из пуговиц;
смешать бусины (пуговицы) разных цветов и разложить их;
нанизать бусины на леску;
застегивать и расстегивать пуговицы;
игры со шнуровкой.
Для физического развития:
ходить на четвереньках;
ходить «гусиным шагом»;
пройти с книгой (или мягкой игрушкой) на голове, не уронив ее;
заниматься на шведской стенке;
играть в волейбол воздушным шариком.
Темы новостей
0 комментариев
Последние обсуждения
1
Копейского подрядчика по уборке дорог оштрафовали на 600 тысяч рублей
2
Челябинец выиграл в лотерею 5,6 миллионов рублей
1
Как будут работать купели в Копейске в Крещение
1
Копейчанка заняла призовое место во всероссийском конкурсе в номинации «Лучший председатель ТОС»
1
Ночью с 25 на 26 декабря сотрудники ГИБДД на 30 минут перекроют проезжую часть
1
Копейчане высказались против выселения зоомагазина
Оставить комментарий
25 марта 2023 13:00
«Профилактика» - помоги защитить детей
В Копейске проходит оперативно-профилактическое мероприятие.
24 марта 2023 19:58
В проекте по формированию комфортной городской среды примут участие волонтёры
Уже более 800 человек по Челябинской области заявили о намерении помочь в голосовании.

Новости СМИ2