Скорбная дата
7 октября 1993 года взрыв на шахте «Центральная» унес жизнь 28 шахтеров и горноспасателей
День 7 октября 1993 года навечно останется «черной датой» в шахтерской летописи Копейска. Пожар на шахте «Центральная», приведший к взрыву и обрушению, оборвал жизнь 28 человек.
Спасти во что бы то ни стало
Накануне 20-летия со дня трагедии мы встретились с вдовой командира отряда ВГЧС Владимира Большакова Галиной.
— Владимир был замечательным мужем и отцом. Перспективный и целеустремленный человек, всегда старался все сделать, как можно лучше. Активно занимался спортом, играл в волейбол. Эрудированный, много читал и много знал.
Когда Галина Васильевна рассказывает о Владимире, ее голос дрожит, а на глазах готовы политься слезы, но они не проступают: все выплачены в те тяжелые минуты.
Владимир и Галина познакомились, будучи студентами Политехнического института. В один прекрасный день Владимир вызвался проводить до дома Галину. Он безостановочно рассказывал интересные истории, которыми поразил свою спутницу. Расставаясь, молодые люди поняли, что быть вместе — это их судьба, и вскоре они связали себя узами брака. Владимир, поставив точку в холостяцкой жизни, сделал шаг по карьерной лестнице: из шахты «Капитальная» он перевелся на службу респираторщиком оперативного взвода №34 ВГСЧ Урала. Спасение людей стало его смыслом жизни. Порой говорят, что не люди выбирают профессию, а она выбирает их. В спасатели не приходят случайные люди. Ведь им приходится регулярно совершать то, что для простого человека будет равносильно подвигу. Быть спасателем — значит всегда быть готовым прийти на помощь и не только во время суточного дежурства. В 1992 году за проявленные деловые качества и добросовестную службу Владимир Большаков был назначен командиром отделения.
— Спасателям часто приходилось выезжать на происшествия. Одни ЧП обходились благополучно, другие были с жертвами. Но приходя домой, Володя ни слова не произносил о работе, о выездах на объекты. Порой от других людей узнавала о том, что случилось. Муж так приучил, что когда были внештатные ситуации и весь отряд переводили на казарменное положение, я даже не переживала за него, — говорит Галина Васильевна.
Семья была для Владимира отдушиной. Здесь его всегда ждали два любимых и дорогих его сердцу человека — жена Галина и дочка Даша. Рождение дочери стало для него большим счастьем, и все свободное время он старался проводить с ней.
— У нас был велосипед, он приделал к нему беседку, в которой возил Дашу по городу. Он очень любил детей. Никогда не говорил, что одного ребенка достаточно. Если бы не трагедия, может быть, родила и второго, и третьего.
Праздник со слезами на глазах
Еще 20 лет назад 7 октября в семье Большаковых был «красным днем календаря», именно в этот осенний день Владимир отмечал день рождения. В 1993 году планировалось отпраздновать его тридцатилетие.
— Владимир хотел в этот день взять отгул, но не смог подмениться. У одного лежала жена в больнице, а другой сам болел, и Вова решил выйти на работу в четверг, к тому же, в пятницу и субботу были выходные. Мы планировали в пятницу пройтись по магазинам и закупить все для стола, а в субботу собрать у себя друзей и родственников.
На смену Владимир ушел накануне — 6 октября. Утром 7 числа Галина с Дашей подошли к части, где на крыльце их встретил Владимир. И в течение суток он регулярно звонил Галине на работу, чего ранее не было никогда.
— Объяснил, что ему просто хотелось поговорить. Видимо, что-то предчувствовал. После смены я забрала дочь из детского сада, купила торт, и мы с Дашей пошли к нему на работу, чтобы Владимир с ребятами попил чай. Подойдя к части, я услышала, что воет сирена. Мы ушли домой с тортом, к нему никто так и не прикоснулся.
На шахте «Центральная» в 17:15 в разгар работы второй смены на конвейерном штреке лавы № 84, обрабатываемой забойщиками участка № 2, загорелась транспортная лента. Через пять минут на пульт ВГЧС поступил сигнал о возгорании, уже через минуту к месту аварии выехало шесть отделений горноспасателей. Пока бойцы добирались до шахты «Центральная», рабочие своими силами тушили пожар. Команда к эвакуации из лавы была дана после того, как опустели огнетушители, а на помощь выдвинулись отряды горноспасателей. Шахтерам предстояло пробираться из лавы сквозь дымовую завесу. Большая концентрация газа привела к взрыву метана. В результате случилось несколько обвалов на глубине 450 метров.
— Вечером ко мне пришел Александр Уфимцев, водитель их отряда, он накануне ушел в отпуск, и сказал, что авария серьезная и вся часть переведена на казарменное положение. Тогда я даже предположить не могла, что все так закончится...
К 24 часам стало ясно, что под горными завалами осталось 22 бойца-респираторщика и три шахтера. В экстренном порядке на помощь уральским горноспасателям прибыли коллеги ВГСО №15 Кузбасса.
Утром 8 октября в квартире семьи Большаковых раздался звонок. Дверь открыла Галина. На пороге стоял Александр Уфимцев. Глядя на нее, он произнес страшную фразу: «Все погибли».
— По радио уже озвучили информацию о трагедии. На работе ее услышали мои коллеги и сразу же направились ко мне. Они как могли успокаивали. Вскоре подъехали родители Владимира, и мы поехали на шахту, где уже собрались родственники всех остававшихся под завалами.
В течение пяти суток жены, матери и отцы горняков с утра шли на шахту, где их уверяли, что все, оказавшиеся на глубине, живы. То, что выжить после такого взрыва нереально, осознавали многие, но верить в это никому не хотелось до последнего.
Надежда умерла последней
Пока одни ободряющими речами успокаивали родственников, другие продолжали проводить спасательные работы в шахте, которые проходили в непригодной для дыхания среде. На аварийный участок непрерывно подавался азот. Однако снизить температуру на конвейерном штреке не удавалось. Несмотря на тяжелые, нечеловеческие условия, горноспасатели, облаченные в теплозащитные костюмы, продолжали расчищать завал. К сожалению, избежать новых жертв не удалось. 11 октября во время проведения разведки и подключения водораспределительной завесы тепловой удар получил респираторщик из Кузбасса Олег Русанов. От травм он скончался.
На 42-е сутки поисков в 56 метрах от лавы № 84 было обнаружено тело горного мастера участка вентиляции и техники безопасности Розенберга. На следующий день, 19 ноября, когда до лавы оставалось 53 метра, в 11 часов 41 минуту произошла вспышка метана с выносом пламени к месту работы людей, в результате которой 12 человек (5 горноспасателей и 7 работников шахты), разбирающих завалы в шахте, получили ожоги различной степени. Респираторщики Валерий Сургутский и Валерий Ерофеев скончались в больнице. Указом президента Ельцина они и еще трое горноспасателей — Эльгудже Кохидзе, Николай Кузнецов и Николай Мишунин — были награждены Орденом за личное мужество.
Рисковать жизнями горняков было нельзя, и руководство компании «ЧелябинскУголь» приняло решение приостановить спасательную операцию. С этого момента вся работа носила технический характер. В шахту подавался азот, чтобы уменьшить возможность нового возгорания. Прорабатывались новые пути подхода к месту обвала.
— Надежда теплилась первые пять дней после взрыва. Ближе к декабрю мы стали осознавать, что, видимо, никогда не увидим своих мужей живыми. Следующие полгода о том, как проходят спасательные работы, нам докладывали на собраниях в ВГСЧ. Мы стали ждать, когда начнут доставать тела погибших, — вспоминает Галина Васильевна.
Поисковые работы были возобновлены лишь 25 мая 1994 года. Разбирая метр за метром сплошного завала, горноспасатели, совместно с бригадой шахтеров-добровольцев, стали поднимать из недр тела героев. Похороны шли чуть ли не еженедельно. Последнего погибшего извлекли 23 октября — почти через год после трагедии.
— Эта беда сплотила всех нас — жен, детей, матерей шахтеров и горноспасателей. Старались друг друга поддерживать. За это время мы сдружились. И сейчас не пропускаем ни одного памятного мероприятия.
Принято считать, что время — лечит. Но боль не утихла, лишь притупилась, но я всегда вспоминаю о Василии. Может, будь он с нами, жизнь нашей семьи по-другому сложилась. Обидно за дочь Дашу. Она отца практически не знает. Остались, разумеется, детские воспоминания от общения с ним. Но это другое. Даша до сих пор хранит его портрет.
С 2004 года в Копейске официально утвержден День памяти и скорби по погибшим шахтерам и горноспасателям. Администрацией КГО детям (школьники, студенты ВУЗов дневной формы обучения) погибших шахтеров оказывается материальная помощь. В нынешнем году она будет выделена 10 человекам. В память о трагических событиях на территории города оборудовано три мемориальных комплекса: в районе шахты «Центральная», сквер на проспекте Победы и Аллея Героев на городском кладбище. В 2013 году проведена реконструкция стелы на Аллее Героев. Ежегодно проводятся спортивные турниры по баскетболу и волейболу памяти погибших шахтеров и горноспасателей.
Сотрудники полиции Копейска продолжают проведение федеральной комплексной оперативно-профилактической операции «Нелегал».
В последнее время в новостях часто можно услышать о случаях, когда люди становятся жертвами мошенников, и их денежные средства оказываются похищенными. Мы поговорили с Оксаной Ерофеевой, дознавате...