В Копейске построят новые школы!
Отзвенел первый звонок, осталась позади торжественная линейка – для пятнадцати тысяч копейских школьников и их педагогов начался новый учебный год. Каким он будет, руководители образовательных учреждений обсудили на традиционной августовской педконференции, а заодно и подвели итоги завершившегося 2014- 2015 учебного года. Сегодня наш «Школьный задачник» расскажет папам и мамам, о чем беседовали главные учителя и воспитатели города.
БУДЕМ СТРОИТЬ, БУДЕМ ЖИТЬ
Начнем с самой, пожалуй, долгожданной новости: в Копейске наконец-то начнут строить школы. Таков уж механизм финансовой системы государства, что она работает преимущественно не на опережение, а на решение давно назревших социальных проблем. Беби-бум, начавшийся в середине двухтысячных, совершенно однозначно сигнализировал: скоро школы окажутся переполненными, стройте новые, господа хорошие. И можно было бы этим заняться, если бы хватало детских садов – но их дефицит уже превосходил все мыслимые границы, проблема имела первостепенную важность.
Более шести лет у города ушло на создание новых дошкольных мест – по официальным сведениям, на сегодняшний день в Копейске детскими садами обеспечены все стоявшие в очереди дети старше трех лет. Но расслабляться нельзя: рождаемость, слава богу, не падает, тому подтверждение — многостраничная электронная очередь в детский сад на сайте управления образования, куда родители вносят своих чад практически сразу после их появления на свет.
Пока не город даже – вся страна – организовывала места для малышей, школьный вопрос встал ребром – опять-таки по всей России: и в малых, и в больших населенных пунктах общеобразовательные учреждения оказались забитыми под завязку и работающими при том в две смены. В этом календарном году на государственном уровне была разработана программа по переводу школьного обучения на односменный режим. Ее предстоит реализовать в ближайшие пять лет – до конца 2020 года.
Присутствовавший на «августовке» депутат Госдумы РФ Владимир Бурматов со сцены ДК им. Кирова торжественно объявил, что из федерального бюджета выделены средства на возведение пяти пристроев к уже действующим школам и строительство одной новой школы. По информации управления образования, пристрои появятся у школ №1, № 7, №9, №42 и №48 – эти учебные заведения, расположенные в центральной части Копейска, обросли десятиэтажными домами. Школа №9, введенная в эксплуатацию в 50-е годы, когда вокруг нее стояли крохотные по нынешним меркам двухэтажные домики, и вовсе оказалась окруженной с трех сторон тремя десятками панельных новостроек. Новая школа появится в поселке РМЗ рядом с МОУ СОШ № 16, население которого значительно увеличилось за счет микрорайона Тугайкуль.
Местным властям предстоит решить непростой вопрос с выделением денежных средств на разработку проектной документации – из федерального бюджета финансируется само строительство, а подготовка к нему – забота муниципалитетов. И медлить нельзя: об этот говорит хотя бы тот факт, что в начавшемся учебном году школа №7, соседка небольшой девятой школы, открыла десять (!) начальных классов – от 1«А» до 1«К», а общее количество учащихся составило полторы тысячи человек. Больше уже физически не вместить…
Результаты комплексной оценки качества образовательных услуг за 2014-2015 учебный год
Дошкольные образовательные учреждения |
|
Кластер |
№ детского сада |
Детский сад года |
50 |
Прорыв года |
10 |
Стабильно высокое (более трех лет подряд) качество образования |
4, 15, 27, 29, 39, 40, 43, 45, 47, 51, 52, 53 |
Высокое качество образования |
7, 8, 16, 31, 34, 35, 36, 37, 44, 48 |
Стабильное качество образования |
2, 5, 14, 19, 22, 24, 28 |
Стандарт образования |
18 |
Общеобразовательные учреждения |
|
Кластер |
№ школы |
Школа года |
7, 48 |
Прорыв года |
48 |
Стабильно высокое качество образования |
2, 4, 6, 42, 44, МС(к)ОУ VIII вида |
Высокое качество образования |
1, 5, 9, 13, 16, 23, 24, 32, 45, МС(к) ОУ VIвида |
Стабильное качество образования |
15, 21, 36, 43, 47, 49 |
Учреждения дополнительного образования детей |
|
Кластер |
Наименование учреждения |
Учреждение дополнительного образования года |
Дворец творчества детей и молодежи |
Прорыв года |
Центр эстетического воспитания детей «Радуга» |
Стабильно высокое качество образования |
Станция юных техников |
Стандарт образования |
Хоровая студия «Улица мира» |
Еще одна тема, которая давно у всех на слуху, перешла из категории обсуждаемых в разряд реализуемых на практике: переизбыток выпускников гуманитарного профиля должен быть нивелирован в самые ближайшие годы. Стране, и особенно промышленному Уральскому региону, вновь требуются грамотные инженеры – программисты, металлурги, машиностроители. А еще предприятиям катастрофически не хватает квалифицированных рабочих рук – молодежь почти не идет на производство, нет смены станочникам, слесарям и электромонтерам, которым совсем немного осталось до выхода на пенсию.
Как показывает практика, начинать проф- ориентацию в подростковом возрасте уже поздно – работать над повышением престижа инженерно-технических специальностей нужно, как бы это ни казалось странно, с детского сада. Во многих детсадах Копейска закуплены мини-лаборатории, с малышами проводятся занятия по лего-конструированию. Лего-наборы в этом случае — не привычная любому родителю россыпь разноцветных деталей, а образовательное пособие – в каждом комплекте имеются электрические моторчики, датчики и микрокомпьютеры. Дети познают и основы физики, и азы программирования.
На более сложном уровне роботостроение изучают воспитанники Виктора Михайловича Метелкина в Станции юных техников. И делают на этом поприще несомненные успехи: в минувшем учебном году Саша Еремеев и Эдгар Галимов стали серебряными призерами всероссийской олимпиады по робототехнике.
А как обстоят дела с популяризацией инженерных специальностей в школе? В прошлом году областным мин- обром был разработан образовательный проект ТЕМП. Название расшифровывается как «Технология + естествознание + математика = приоритеты образования». Как можно понять из названия, реализация проекта должна привести к тому, что качество знаний по предметам естественнонаучного цикла у школьников должно стать более глубоким. Это, конечно, здорово, но не хочется, чтобы в результате в среднем звене пострадало преподавание истории, русского языка и литературы, ведь в значительной степени гуманитарные науки формируют гармоничную личность, не просто человека труда, а гражданина. В то же время и перегружать учеников дополнительными уроками нельзя – им и так приходится усваивать большой объем знаний. По сути, перед образовательными учреждениями поставлена задача не увеличивать количество изучаемого материала, а добиться того, чтобы большинство детей превосходно освоили физику, математику, химию и биологию в их нынешнем объеме и подтверждали эти знания высокими результатами ЕГЭ.
На практике в копейских школах, как и во всем регионе, должно увеличиться количество профильных классов и тематических пришкольных кружков, а педагогам придется подстраиваться под особенности психологии современных детей, которые нередко не воспринимают учебную информацию, если не видят возможностей для ее дальнейшего прикладного использования. По словам начальника управления образования Александра Тутатчикова, учителям-предметникам сегодня нужны адресные, индивидуально подобранные способы повышения квалификации, так как ученики зачастую оказываются более подготовленными в плане использования передовых информационных технологий, чем учителя. А без современных гаджетов, позволяющих использовать мультимедийные средства обучения, нынешних учеников заинтересовать непросто.
ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ!
Не может не радовать, что исчез давний кадровый голод в городской системе образования – вот уже на протяжении пяти лет обеспеченность педагогическими кадрами в системе образования Копейского городского округа составляет около ста процентов, фактически все ставки заняты. Общее количество педагогических работников в Копейске составляет 2040 человек – за пять лет произошел прирост на 250 педагогов. Но есть и проблемы: общеобразовательные учреждения испытывают дефицит учителей начальных классов (7 школ), английского языка (6 школ), русского языка и литературы (9 школ), математики (6 школ). В 13 детсадах не хватает воспитателей, в 7 – музыкальных руководителей, в 5 – специалистов коррекционного сопровождения. Возрастная структура педагогических кадров в образовательной системе Копейска отражает проблемную ситуацию, которая сложилась в целом по стране. Доля учителей, проработавших в образовательных учреждениях города свыше двадцати лет, практически в два раза больше, чем учителей со стажем до десяти лет (три года назад, в 2012-м, этот показатель был ниже – в 1,6 раза). Сохраняется тенденция старения педагогических кадров. В 2015 году количество педагогических работников пенсионного возраста немного еще возросло по сравнению с прошлым годом и составило 21,6% (в 2014 - 19,6%). Кроме того, количество педагогических работников пенсионного возраста превышает количество педагогов до 30 лет в 1,2 раза. В муниципальной системе образования повышается показатель численности педагогов до 30 лет – 18,8% (в 2014 - 17,6%), но пополнение отрасли новыми кадрами происходит крайне медленно. Число молодых специалистов, приходящих в муниципальные образовательные учреждения после окончания учреждений высшего и среднего профессионального образования, составляет лишь пятую часть от общей потребности в кадрах.
Почему молодежь не идет в школу и детсады? Причины тут комплексные. И зарплата начинающим педагогам кажется не соответствующей уровню нагрузки, и в педуниверситет выпускники школ очень часто идут только потому, что поступить туда просто-напросто легче, чем в ЧелГУ и ЮУрГУ, а коммерческое обучение стоит дешевле. Сложно сказать, когда государственная политика по формированию педагогических кадров коренным образом изменится — в существующих условиях городское управление образования бережет имеющихся сотрудников. Хотя стимулировать педагогов финансово, создавать условия для их дальнейшего профессионального роста становится все сложнее – бюджеты всех уровней секвестируются, и над педагогикой вновь маячит призрак тотального безденежья.В паевом инвестиционном фонде могут находиться различные активы инвесторов: деньги, акции, недвижимость, ценные бумаги, доли в компаниях. Существует также Сбалансированный ПИФ, это когда соблюдает...
Задачи на ближайшую перспективу на прошедшем XXII Съезде поставили Президент Владимир Путин и Председатель партии Дмитрий Медведев, отметил секретарь Генсовета.