В Копейске утановили мемориальную доску первому секретарю горкома КПСС
Хочешь служить обществу, быть ближе к народу — живи с народом. А не в дорогущем особняке, в тишайшем, экологически обустроенном переулке.
Зато с потомки и благодарные земляки водрузили мемориальную доску памяти первого секретаря горкома КПСС Валерия Сергеевича Худякова не на мифическом замке-тереме, а на обычной пятиэтажке по адресу пр. Победы, 3, в центре города, скромно стоящей на обочине самой шумной автомагистрали города. Здесь, в обычном многоквартирном доме, жил Валерий Сергеевич с семьей до своего перевода в областное правительство.
Что за фамилия такая?
Копейск молодеет не только обличием, но и возрастом живущих в нем горожан. Новые поколения копейчан, конечно же, не помнят партийного руководителя и советского работника Валерия Худякова, да и о КПСС имеют смутное представление. Нынешней молодежи ничего не говорит портрет человека, высеченный на мраморе мемориальной доски. И потому юные копейчане не смогли бы сказать так, как сказал на митинге в честь открытия мемориала глава Копейска Вячеслав Истомин:
— Валерий Сергеевич Худяков — легендарная личность. Такие люди вершили историю страны, области, города.
Что за фамилия — Худяков? То ли худосочными были предки, то ли худо-бедно жили, то ли… А может, далекий пращур худую славу имел, и церковный дьякон вписал в метрический документ неблагозвучную фамилию? Может, потому имел, что князю-воеводе правду-матку в глаза резал или худые намерения противу его держал в непокорной головушке? Иль какую хулу кликал на княжеский род?! История об этом умалчивает. Но Худяковых на Руси много. Их, пожалуй, тьма и тьма, многие тысячи. Только в городском телефонном справочнике обозначены 34 однофамильца Валерия Сергеевича Худякова. И абсолютное большинство российских Худяковых — достойные люди, имена многих навечно вписаны в энциклопедические тома.
Он просто понял
Валерий Сергеевич Худяков родился 24 ноября 1929 года в г. Нижняя Тура Свердловской области. В 1948 году стал студентом шахтостроительного факультета Свердловского горного института, а после его окончания был направлен работать по специальности в Коркино. Вехи пути, как у многих: горный мастер, сменный инженер, начальник техотдела. Был членом горкома ВЛКСМ. С 1959 года работал на стройках Копейска. С 63-го года — второй, а с 64-го по 79-й годы — первый секретарь Копейского горкома КПСС. С 1979 по 1986 годы — заместитель председателя Челябинского облисполкома по вопросам строительства. Избирался депутатом городского и областного Советов народных депутатов. Делегат 24-го съезда КПСС. Награжден трудовыми орденами и медалями. Заслуженный строитель России.
Где бы взять биографические сведения о человеке, который не был другом, братом, сватом, а был высоким начальником и непререкаемым авторитетом? Понятно, что Худяков — достояние нашей истории, так что же — в архив? Но копейчане и без того помнят о его добрых делах и тех объектах, что построены при его участии, под его руководством. И еще помнят о светлых качествах этого человека. Так уж получилось, что Валерий Сергеевич принял личное участие в моей судьбе. Однажды он просто меня понял и благословил. В середине семидесятых, будучи корреспондентом «Копейского рабочего», я вознамерился спуститься в шахту. Не на экскурсию, а на работу. Главный редактор газеты, исчерпав ресурсы переубеждения, отправил на беседу к первому секретарю горкома КПСС. Дескать, он-то мозги прополощет! Внешность Валерия Сергеевича, его мягкая улыбка, спокойная, но доходчивая манера общения и, казалось, все понимающие глаза, располагали к нему самых неудобных собеседников, внушали уважение и даже трепет.
— Валерий Сергеевич, я из шахтерской семьи, живу в шахтерском городе, работаю в газете, где главная тема — шахтерская. Как писать о том, в чем плохо разбираешься? Я обязательно вернусь, но прежде хочу поработать в шахте, до всего дотронуться руками. Да я, может, роман о шахтерах напишу. И в редакцию обязательно вернусь!
Валерий Сергеевич как-то по-отцовски спокойно и внимательно слушал. Он ни слова не сказал об универсальности газетного ремесла, о том, что не обязательно быть, к примеру, летчиком, чтобы писать об авиации. Ему вообще чужда была демагогия. Он просто понял.
Забегая вперед, скажу, что в редакцию «Копейского рабочего» вернулся не сразу. Прежде пришлось поработать собкором газеты «Челябинский рабочий» по угольному бассейну, куда переводом из добычного забоя «просватал» главный редактор областной газеты. Романа о шахтерах так и не написал, не хватило таланта и усердия, но накопленного и использованного в газетной работе материала о шахтах и творцах угледобычи хватило бы не на одну книгу.
Как там с идеологией?
Стоит ли перечислять заслуги Худякова перед Копейском? Его вклад в столетнюю историю города весом и значителен: строил шахты, жилье, объекты соцкультбыта, учебные учреждения. Вклад Валерия Сергеевича в строительство и развитие города общепризнан. Только однажды довелось услышать из уст одного уважаемого человека обидную реплику в адрес Валерия Сергеевича. Дескать, по должности был главным идеологом коммунистической морали, а дочка в Америке проживает? Напомнил о том давнем разговоре младшей дочери Худякова, Татьяне, приехавшей к маме Ольге Николаевне в гости и принявшей участие в открытии мемориальной доски.
— В США уехала вслед за мужем, где жили его родители. За те двадцать лет, что прожила в Бостоне, на северо-востоке США, никто из американцев не задавал подобных вопросов. Они обычные люди, как и мы. Немало таких, кто свято, как и при жизни папы, верят в идеалы социализма. По этому пути, например, идет Швеция. Недавно прочитала в «АиФе» беседу с известным кинорежиссером, автором фильма «Собачье сердце» Владимиром Бортко. Он сказал буквально: «Поверьте мне: человечество в итоге придет к социализму. Или умрет!». Не во всем, но в этой вере человека в иное, более счастливое мироустройство, я всегда разделяла и разделяю сейчас папины взгляды.
Таким был ответ Татьяны, внимательно слушавшей речи участников торжественного митинга и заметно озябшей на легком морозце уральского предзимья. На ни к чему не обязывающий вопрос о жизни в США уклончиво ответила: «У нас, на Атлантическом побережье, теплее: в январе средняя температура около нуля. Живу там, скучаю по родине».
В годы работы Валерия Сергеевича в областном правительстве страна строила Байкало-Амурскую магистраль, все регионы шефствовали над БАМовскими поселками. Нашей области досталась станция Усть-Нюкжа. «Мы строили там жилье, вокзал, котельную, школу, больницу. Я летал туда не менее пяти раз», — рассказывал в одном из газетных интервью Валерий Сергеевич. И иллюстрации к песне со словами «под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги» он видел своими глазами. В том интервью Худяков признался, что его лозунг, помогающий жить и работать: «Главное, ребята, сердцем не стареть!» В год 70-летия Валерию Сергеевичу Худякову было присвоено высокое звание «Заслуженный строитель России».
В семье Валерия Сергеевича было девять братьев и сестер. Из них пятеро трудились на партийной, советской, профсоюзной работе. Мне приходилось общаться с директором по производству шахты «Красная горнячка» Римом Сергеевичем. Еще один брат, Юрий Сергеевич, был на митинге в честь открытия мемориала. И черты его лица удивительно напоминали портрет брата, выбитый на мраморе. Оказалось, Юрий Сергеевич — заслуженный строитель, до выхода на отдых был одним из первых руководителей управления «Главюжуралстрой». Вот такая она, худяковская порода, такая родная кровь. И заповедь у этой семьи понятная — сердцем не стареть!
Мероприятие было организовано региональной общественной организацией «Союз журналистов Челябинской области», региональным отделением общероссийской общественной организации «Союз журналистов Росси...
Грызть ногти — это распространенная привычка, с которой сталкиваются многие люди. На первый взгляд она может показаться безобидной и незначительной. Однако, стоит копнуть глубже, и мы обнаружим, ч...