В небо вскидывайте взгляд
ВАЛЬС СТРИЖЕЙ
Закладывая крутые виражи, они на лету кормятся едва народившимися в теплой ванне карьерного болотца комарами-кровопийцами, поднимаемыми воздушным потоком в небесную высь. Птенцы пронзительно кричат, но не «визжат», как пишут иные исследователи-орнитологи. Их небесные кличи звучат серебряно-чисто, жизнеутверждающе, оптимистично. И в итоге: не напрасной была моя засидка. Целых полчаса любовался панорамой крылатого «калейдоскопа»: в небе, над чашей песчаного карьера, стремительно кружили самые быстролетные птенцы мира — стрижи. Ласточки, так похожие на стрижей, просто тихоходы. Скорость полета мельтешащих над головой птиц, черных стрижей, в три раза превышает ласточкину — 150-170 километров в час. Мирное чиликанье ласточек, небесный вальс стрижей — идиллия жизни.
Да, мы привыкли к стрижам, к их небесному звонкому гомону и бесплатному шоу, и часто совсем не подозреваем, что видим очень необычных птиц.
Песчаный карьер лежит в окрестностях деревни Родники. Некогда за сельским поселением простирались богатые клубничные поляны, но нынче мы не нашли здесь самой вкусной и душистой лесной ягоды. Зато на одной из полян поднялась из бурьяна грациозная косуля. Несколько минут она настороженно смотрела на внушающих страх людей и, сорвавшись с места, подалась от греха подальше в ближний березовый околок, уводя от возможной беды двух милых, жмущихся к матери косулят.
«Страх, беда, от греха подальше» — это все о нас, людях. Косуля ведь не знает, что у нас на уме. Волки в здешних лесах давно повывелись, зато браконьеры, с оснащенными оптикой карабинами, развелись во множестве. В телесюжетах мы видим, как в цивилизованных странах Европы и Азии лесные «жители» приходят в селения, пасутся в парках, принимают пищу из человеческих рук. А у нас? Разве что таинственная «чупакабра» придет в гости.
Клубнику мы нашли, вернувшись ближе к городу. В лесах, между садами поселка Горняк и федеральной автотрассой, много ягодных полян. Не 100, а каких-то 25 км по спидометру «туда-обратно» и вот тебе — ведро лесной клубники. А песчаный карьер за деревней Родники — типичная иллюстрация городского пейзажа. Таких карьеров и таких стрижиных колоний много не только в области, но и в Копейском городском округе.
СОВСЕМ НЕ ЛАСТОЧКА
Черный стриж достигает в длину 18 см, размах крыльев — 40 см, длина крыла — 17 см. Хвост вильчатый, оперение темно-бурого цвета. Летом перья существенно выгорают и птицы светлеют. В России стрижи обитают от западных границ до Забайкалья на востоке.
Черные стрижи — птицы воздушной стихии. В воздухе они добывают корм, в воздухе же собирают материал для постройки гнезд. Даже спариваются в полете, соединяясь на миг любви в свободном падении. Стрижи вообще не садятся на землю, так как подняться в воздух с ровной поверхности не могут. Их короткие лапки совсем не приспособлены для ходьбы или прыжков, и по земле птицы могут только ползти. Зато их четыре коротких пальца, направленные вперед, снабжены острыми цепкими коготками и позволяют прицепляться к шероховатой стене, обрывам гор, карьеров или стволу сухого дерева. Поэтому мы видим стрижей исключительно в полете, узнавая их по однообразной амброво-черной окраске, серповидно изогнутым крыльям, раздвоенному хвосту и звонкому крику. Доводилось слышать, как на вопрос внука «Что это за птицы?» дедушка степенно ответил: «Это внучек — ласточки! Есть конфеты, названные в честь этих птиц…». Да, внешне стрижи очень напоминают ласточек. Но это разные птицы, они даже не родственники: ласточки относятся к отряду воробьинообразных, стриж – к отряду стрижеобразных. Несмотря на удивительное сходство, стрижи и ласточки относятся к разным ветвям родословного древа.
ДЕТИ ВОЗДУХА
Стрижи — «дети воздуха». Они могут только летать. Ходить, скакать, плавать не умеют. Из гнезд, построенных под карнизами высоких зданий, в бортах песчаных карьеров птенцы, окунаясь в воздушную стихию, сразу встают на крыло. Был случай, когда выбросившись из гнезда, построенного стрижами под лепным карнизом кинотеатра им. Калинина (сейчас «Премьера»), взрослый птенец повис на тонкой леске, запутавшись в ней еще в гнезде. Так птица провисела более суток, и потому, пожалуй, не погибла, что обладает благоприятной для птенцов черного стрижа особенностью. Стриженок на время своей неволи впал в оцепенение. На случай неблагоприятного «сценария жизни» стрижата способны понижать температуру
тела до 20 градусов. И при этом оставаться без пищи неделю и больше. А того стрижонка спасли пожарные, приехав к месту «ЧП» по просьбе доброго человека, экс-депутата городского собрания Анатолия Петрова.
Случалось ли тебе, читатель, в весеннем мае поднять голову в небо и увидеть-услышать стремительный хоровод стрижей? Кажется, их не было всего лишь несколько минут назад. И вот — как с неба упали! И это буквально! Стрижи, прилетающие к нам из африканских или индийских мест зимовок, словно спланировали со «спины» циклона, на котором вернулись домой. Стрижи — предвестники устойчивого летнего тепла. С их прилетом у нас наступает долгожданное лето. Точно так же, на «спине» циклона, они улетают в теплые края. И это тоже бывает заметно. Кажется, еще стоит сентябрьское тепло, а небо словно разом опустело, осиротело. Жди ненастных осенних дней.
ЕЩЕ И «БАРОМЕТР»
Не увидеть нам стремительных стрижей, не услышать их серебряного звона над коптящими небо челябинскими заводами-гигантами. Их там нет, как не было над шахтерским Копейском в пору угольного «ренесанса». Коптили небо терриконы-вулканы, чадили тысячи труб избушек-землянок, отапливаемых углем. А черный угарный дым местных кочегарок! Стрижи — «барометр» воздушной среды. Они любят чистое небо, воздух без чада, копоти, смога.
И еще одно наблюдение. Любили бы мы лето, по признанию великого поэта, «кабы не комары да мухи». А мы, далекие потомки Александра Пушкина, лето с нетерпением ждем и любим. Благо, комаров и мух (мое субъективное мнение), стало меньше. Может, потому, что стало меньше антисанитарии, а рядом с местом моего проживания осушили болото, построив дом? Или, быть может, благодарить стрижей? В хорошие дни стрижи прилетают к гнезду раз 30-40 в день, каждый раз принося «пакетик» с едой. С каждой пойманной мошкой прилетать к гнезду не выгодно. Птица их «копит»-упаковывает-обволакивает клейкой слюной, и приносит птенцам. В таком «пакетике» от 400 до 1500 насекомых. Подсчитано, что за сутки птенцы одного гнезда съедают в среднем до 40 тысяч мошек. А стрижей в небе над городом многие тысячи. Для кормления птенцов требуются тонны воздушного планктона — различных мошек, мух, комаров. Конечно, точнее ответить на вопрос о влиянии стрижей на «поголовье» мух и комаров могут только ученые. Только факт, что зловредного комарья в городе стало меньше.
Стрижи после ремонта здания старого городского кинотеатра больше не строят гнезд под его карнизами. Но поднимите головы, и вы увидите гнезда удивительных птиц под карнизами многих жилых домов. Их гнездами усеяны крутые откосы песчаных карьеров. В прошлом году и нынче стрижи вывели птенцов под подоконником моей квартиры. За их родительскими хлопотами мы с внучкой Наташей с удовольствием наблюдали в погожие летние дни.
Немного видоизменив стихотворную строку поэта Игоря Кобзева, хочется воскликнуть: «Им, стрижам, летать бы немо, а они звенят, звенят. Словно требуют, чтоб в небо люди вскидывали взгляд…».
ОТЗЫВ
Здравствуйте, Виктор Михайлович!
Я прочитала ваши книги «Полати» и «Держись, моя соломинка». В одном из очерков есть слова поэта Андрея Дементьева:
«Пусть другой гениально играет на флейте, но ведь песни берет он из вашей души».
Мне кажется, что вы взяли слова из моей души, когда писали очерки «Полатей».
Полати мне очень знакомы, потому что я родилась в русской избе с русской печью, полками, лавками, зыбкой. Очень многое в ваших очерках трогает душу, потому что я из той же жизни.
Когда прочитала «Полати», я эту книгу обняла, прижала к сердцу, поцеловала и сказала: «Чигинцев, я тебя люблю. Я хочу тебя защищать и охранять».
Все в этой книге мое, все для меня. Это я сидела у костра и слушала байки бывалых людей, я смотрела в небо на яркие звезды, я замерзала в холодном озере. Я благодарна вам за то, что вы немного приблизили меня к миру моего мужа. Огромное спасибо за бескорыстную любовь к родному краю, за уважение к людям, живущим на нашей земле.
Жалею только о том, что ваши книги не прочитала раньше. Я бы в чем-то исправила свою жизнь, нашла бы что-то интересное, пошла бы по другой тропинке.
Пусть родная земля даст вам силу и здоровье, чтобы вы написали еще немало интересных книг.
Баранова Н. П, пос. Горняк.
Глава Копейского городского округа проголосовала на выборах губернатора Челябинской области
На избирательный участок Алексей Леонидович пришел вместе с супругой Ириной Текслер.