В замкнутом круге?
Члены Общественного совета при Отделе МВД России по городу Копейску, его председатель Анатолий Тарасюк, имам-хатыб копейской мечети Фарид Тажетдинов и журналист Виктор Чигинцев посетили изолятор временного содержания (ИВС). Цель визита — непредвзятый взгляд на условия содержания следственных и административно арестованных граждан, преступивших черту закона по различным статьям Уголовного кодекса РФ и КоАП РФ.
Экскурсоводами по необычному учреждению были начальник изолятора, подполковник полиции Андрей Шмаков и его заместитель по оперативно-режимной работе майор полиции Евгений Штепин.
Воспользовавшись предоставленной возможностью, расскажу о своих впечатлениях от посещения ИВС и краткого общения с «клиентами» учреждения. Сказать по совести, за шесть лет с момента открытия вновь отстроенного изолятора наш брат журналист бывал здесь значительно реже, чем, скажем, на известном в городе оборонном предприятии или в одной из четырех копейских колоний. Сообщение о «разрезании» красной ленточки, помнится, в городской газете печаталось. А вот даже скромного репортажа из этого трехэтажного кирпичного здания на территории спецгородка милиции-полиции, обнесенного высокими стенами, колючей проволокой, с решетками на окнах, со строжайшим режимом допуска, в газете я не припомню. Уж больно специфическое учреждение. Миновав всевидящие зрачки видеокамер, переступив пороги стальных дверей, показав удостоверения, сдав на временное хранение сотовые телефоны, члены общественного совета, сопровождаемые руководителем пресс-службы отдела майором внутренней службы Ниной Русиной, вошли внутрь здания.
Читаю таблички на дверях: «Дежурная часть», «Комната отдыха», «Комната свиданий». В помещении для раздачи пищи установлены электрокипятильник «Купец», электроводонагреватель «Аристон», электроплита, разделочный стол. Всюду идеальная чистота.
На этажах — коридоры с камерами, и снова стальные двери, «амбразуры» окон для обзора камер и раздачи пищи. «Гостинница» на 60 посадочных мест, но на момент посещения ИВС сидели только 32 узника закона. Кого-то конвоировали на судебное заседание, иных — на следственные мероприятия. Статьи УК, по которым квалифицируются преступления, — крутые: убийства, разбой, кражи, хранение и сбыт наркотиков.
Пообщались со всеми. Честное слово, не увидел я в лицах «пациентов» ИВС того собирательного, классического образа человека-негодяя, который часто встречается в детективной литературе и частых ныне телесериалах. На первый взгляд, обычные люди, из нашего с вами повседневного человеческого общения. Повторяю, обычные лица, какие есть у коллег по работе, соседей по подъезду, друзей, товарищей, приятелей, просто прохожих. Они преступили черту, за которой следует неотвратимость наказания. Впрочем, только у немногих не были заготовлены легенды о своей невиновности: дескать, я здесь случайно, по недоразумению. На вопросы членов общественного совета Отдела, за редким исключением, отвечали открыто и охотно, без боязни не быть понятыми и «нечаянно» наказанными. Не было жалоб на бесчеловечное к ним отношение, разве что — невкусная каша, плохое освещение, отсутствие холодильников и… маминых пирожков, всей той вкуснятины, что готовы приносить родственники.
Во всех камерах — сигареты, это разрешено, но не заметил газет, журналов и книг, хотя в ИВС есть своя библиотека.
— За минувшую неделю только один арестованный попросил книжку, — говорит майор полиции Евгений Штепин. — Кстати, это тот, кто только что дерзил членам совета и у кого шестая «ходка».
Так получилось, что обход начали с камеры № 13. Арестованные называли имена, «свои» статьи УК. В частности, в камере № 13 красавец с синяком под глазом, с шестью «ходками» в криминальной биографии был взят на квартирной краже. Второй сокамерник зарубил топором собутыльника, его ждет медицинское освидетельствование. Третий после совершения преступления в Якутии скрывался 18 лет. Устал. Решил сдаться органам.
И так далее:
Камера № 12
1. Кража
2. Хранение наркотиков
3. Сбыт наркотиков
4. Квартирная кража
Камера № 10
1. Ложный звонок о минировании отдела полиции
2. Сбыт наркотиков
3. Убийство отца
4. Хранение наркотиков
Камера № 9
1. Нанесение тяжких телесных повреждений
2. Наркотики
Камера № 8
1. Убийство
2. Грабеж
Надо ли все перечислять? Всюду одна картина!
Помимо следственно арестованных отбывают по 8-10 суток копейские водители, задержанные за рулем в пьяном виде, без удостоверений на право вождения. И вот о чем подумалось. Сводки ОМВД, еженедельно публикуемые в газете, наполнены глубоким смыслом. «За период с 11 по 17 февраля 2013 года в Копейске зарегистрировано 602 сообщения о происшествиях и преступлениях». В расшифровке зловещей цифры — разбойные нападения, грабежи, квартирные кражи, угоны транспорта. Далее: «Из 40 зарегистрированных преступлений 27 раскрыты в течение суток и 4 — из числа ранее совершенных».
Что за этими цифрами? Наша суровая действительность, ежедневный, опасный и тяжкий труд сотрудников правоохранительных органов. Конвейер преступности не останавливается ни на минуту.
Я спрашивал у ребят этой «веселой компании», у кого за плечами 3-я, 4-я, 5-я, 6-я судимости. В чем романтизм криминальной жизни? Есть ли у этой жизни, если таковой можно назвать бесконечные отсидки в тюрьмах, теоретическая подоплека? Вспоминают ли они о родных матерях, подаривших им счастье просто появиться на нашей прекрасной земле? В основном, понуро молчали или прикрывались легендами, обстоятельствами, «замкнутым кругом», в котором держит, как волков, обложенных флажками, их неприкаянная жизнь.
Начался ключевой месяц для подготовки сада к зиме. Важно уделить особое внимание всем мероприятиям этого месяца, ведь от состояния сада перед облачением в белое одеяло зависит его успешная зимовка...
Официальными символами России являются герб, флаг и гимн. Это закреплено главным законом страны — Конституцией Российской Федерации. Но есть и другие символы, неофициальные, к таким относят госуда...