18+

Почему на копейских дорогах гибнут дети?

04 Июля 2014 6:35 - автор Людмила Гейман

В Копейске детский травматизм на дорогах вырос в два раза. С начала текущего года на территории  округа зарегистрировано 19 дорожно-транспортных происшествий с участием детей до 16 лет, в которых 18 детей получили травмы и один ребенок погиб. Ситуацию  сегодня можно оценить как критическую. 

Почему на копейских дорогах гибнут дети?

С начала текущего года на территории Копейского городского округа зарегистрировано 19 дорожно-транспортных происшествий с участием детей до 16 лет, в которых 18 детей получили травмы и один ребенок погиб. Ситуацию  сегодня можно оценить как критическую. Какой из нее видится выход и в чем причина столь высокого травматизма среди детей? Об этом в редакции газеты «Копейский рабочий» состоялась беседа за круглым столом.
 
«Гонки» по пересеченной местности

— Люция Халитовна, насколько выросли показатели детского травматизма на дорогах по сравнению со статистикой прошлого года?

Л. Масалимова.  За аналогичный период прошлого года было зарегистрировано 7 ДТП с участием детей до 16 лет, в которых 8 детей получили ранения. Сегодняшняя ситуация действительно крайне сложная,  такого роста у нас не было на протяжении многих лет. За весь прошлый год было 20 ДТП с участием детей, в которых травмы получили 22 ребенка, и то мы считали ситуацию критической. Причем дорожно-транспортный травматизм в каждом году  имеет свою специфику. Например, в прошлом году в ДТП преимущественно попадали дошкольники, и по большей мере это было отсутствие контроля со стороны родителей. В этом году среди пострадавших в основном подростки — из 19 человек 13 школьников и 6 дошкольников.

02.JPG

— При каких обстоятельствах пострадали дети?

— Получили ранения 10 маленьких пешеходов, причем шестеро из них — по своей неосторожности, то есть дети выбегали на дорогу в неустановленных местах, неожиданно появлялись на проезжей части из-за стоящего транспорта.  В 4 случаях дети переходили дорогу в установленных местах, то есть на нерегулируемых пешеходных переходах, и здесь речь идет о нарушениях правил со стороны водителей.

Также зарегистрировано  4 ДТП с участием детей-пассажиров, трое получили травмы, один  погиб. Погибший пятилетний ребенок не житель Копейска, но происшедшее в апреле  ДТП было на нашей территории. Лобовое столкновение автомобиля-большегруза и автомобиля ВАЗ-2115, трое погибших, в том числе ребенок и его мать.  И здесь надо сказать вот о чем. Малыш находился на заднем сиденье, и у него были шансы выжить, если бы соблюдались правила перевозки детей в автомобиле. Однако он был пристегнут только поясным ремнем (в конструкцию транспортного средства были внесены изменения,  диагональные ремни демонтированы). Таким образом, грудная клетка не была зафиксирована диагональным штатным ремнем безопасности, и когда произошло столкновение, это сыграло роковую роль — ребенка выбросило вперед, и он получил травмы, несовместимые с жизнью.

В этом году также травмы при ДТП  получили  девочка — пассажир скутера (а на скутерах и мопедах запрещено перевозить пассажиров) и 4 велосипедиста, причем трое из них — по своей неосторожности,  то есть «гоняли» по проезжей части  без соблюдения правил. 

03.JPG

Красный, желтый, зеленый…

— Получается, многие дети просто не знают правил дорожного движения? Ирина Викторовна, какая работа в этом направлении проводится в школах и детских садах?

И. Шумова. Система изучения правил дорожного движения в образовательных организациях построена с учетом возрастных особенностей детей. В дошкольных учреждениях реализуется программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». В начальных классах школ ПДД изучаются на уроках курса «Окружающий мир», в среднем звене  эти знания закрепляются на уроках ОБЖ,  в старших —  на уроках физики (скорость, тормозной путь, инерция) и биологии (оказание первой доврачебной помощи). И конечно, есть дополнительная образовательная программа по дорожной безопасности.

Вообще работа образовательных учреждений по формированию транспортной культуры ведется в нескольких направлениях. Например, информационное направление — это профилактические беседы и практические занятия по безопасности дорожного движения, различные тематические декады, недели безопасности, вручение памяток и прочее. Безусловно, особое внимание при этом уделяется ученикам начального и среднего звена, ведь дети именно этого возраста чаще всего попадают в ДТП и даже становятся их виновниками. На родительских собраниях также уделяется большое внимание вопросам безопасности детей, в том числе беседам с родителями-водителями о правилах перевозки детей.

Развивающее направление — это деятельность отрядов юных инспекторов дорожного движения (ЮИД). Такие отряды есть во всех 22 школах города, это более 300 школьников.  Эти ребята — наши хорошие помощники, они не только сами знают правила дорожного движения, но и обучают дошкольников и младших школьников, проводят практические занятия, соревнования.
Образовательные учреждения являются активными участниками  разных конкурсов и проектов по профилактике ДТП, таких как «Безопасное колесо», «Дорога и дети» и других. Школьники показывают хорошие результаты в зональных конкурсах. А  в этом году мы впервые приняли участие в областном этапе «Безопасного колеса», команда школы №48 заняла четвертое место.

04.JPG

Как «Отче наш» 

— Людмила Петровна, какая главная цель стоит перед Центром по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма?

Л. Мануйлова. В первую очередь, это методическая помощь образовательным учреждениям. Чтобы учить ребят правилам дорожного движения, педагоги, во-первых, должны сами их знать, как «Отче наш», и во-вторых, уметь передать эти знания, заинтересовать детей. Многие педагоги не первый год работают по ПДД, и у них самих есть чему поучиться, но в некоторых школах довольно часто меняются преподаватели ОБЖ, и поэтому им нужна помощь в составлении планов, методических разработок и т.д. Мы всегда рады видеть их у нас в Центре, который располагается по пр. Славы, 11, в детско-юношеском клубе  «Чайка».

Совместно с управлением образования и ГИБДД разрабатываем положения о конкурсах, смотрах, соревнованиях и отправляем по школам. Все школы работают по единой программе. Могу сказать, что очень хорошо работа по профилактике ДТП поставлена в школах № 9, 44, 48, 23, 2. Проводим различные акции, к которым привлекаем отряды ЮИД. Ежегодно проходит городской слет ЮИДовцев, смотры-конкурсы агитбригад, в которых участвуют все школы. Это замечательный обмен опытом.

Скутер — не игрушка

—  С наступлением теплого времени года на дорогах вновь появились скутеры и мопеды, которыми управляют  подростки.  Существует ли  ответственность за управление этим транспортом без прав?

Л. Масалимова. Административная ответственность за управлением скутером без прав наступает с 16 лет. Но катаются и 12-, 14-летние, родители сами покупают детям эту дорогостояющую «игрушку».  Еще раз напоминаю, что садиться за руль мопеда или скутера можно только с 16 лет и при наличии прав.  

Расплата — здоровье и жизнь

 — Несмотря на большую профилактическую работу, факт остается фактом: травматизм на дорогах растет. Александр Николаевич, каковы характер и последствия таких травм у детей и подростков?

А. Супрун.  В стационар травматологического отделения горбольницы №1 ежегодно поступает порядка 300 маленьких пациентов, это примерно 15-20 процентов от общего числа  пациентов в год. У детей и подростков преобладают  различного вида переломы и  бытовые травмы.

По линии ДТП за последние три года поступают от 13 до 20 пациентов. В этом году по нашим данным на сегодня уже  поступило 13 детей после ДТП, в прошлом году их было 13 за весь год. Как правило, в отделении находятся дети с тяжелыми травмами. А при тяжелых  повреждениях, увы, не исключен  и летальный исход. Так, в 2011 году в больнице погиб 1 ребенок, в 2012 — двое, в 2013-м детских смертей удалось избежать, в этом году зафиксирован  один случай.
Хотелось бы назвать несколько цифр и по  детскому травматизму  на амбулаторном этапе, среди тех, кто обращается в травмпункт. В среднем  у нас первичных обращений детей порядка 5 тысяч в год, что составляет 25-28 процентов от всех обращений. Это достаточно большая цифра. Очень много детей с ожогами, инородными телами (ребенок может проглотить какой-то маленький предмет, засунуть в нос или ухо). Конечно, в основном это маленькие пациенты, что говорит о родительском недосмотре.

—  Какие травмы самые опасные?

— Самые тяжелые — черепно-мозговые: сотрясения головного мозга, переломы черепа. Опасны переломы костей скелета, позвоночника.  Такие травмы могут сказаться на дальнейшем развитии ребенка и чреваты последствиями. Ребенок может остаться инвалидом на всю жизнь.
Оказывать помощь маленькому ребенку гораздо сложней, чем взрослому человеку, здесь есть своя специфика. Но в особо тяжелых случаях нам всегда помогают специалисты из областной детской больницы Челябинска — нейрохирурги, реаниматологи. Либо выезжают к нам, либо,  если больной транспортабельный, забирают к себе.

Личный пример

— Сегодня мы много говорили о родительской ответственности за детей. Александр Валерьевич, вы согласны с тем, что, как говорится, школа школой, но транспортная культура воспитывается в семье? 

А. Пономарев. Я бы не стал разделять культуру на транспортную и какую бы то ни было еще. Но действительно, то,  что творится у нас на дорогах…  Вот я услышал, что примерно половина ДТП произошла по невнимательности самих детей, но ведь вторая половина — по вине их родителей. То есть или родители находились за рулем, или недостаточно осуществляли контроль за детьми. 

Та профилактическая работа, которая проводится в образовательных учреждениях, — это, конечно,  замечательно. Но если сама семья, на бытовом уровне, не будет  демонстрировать, как вести себя на дорогах, эффекта мы не достигнем.  Я некоторое время жил в  Германии. Там не увидишь, чтобы водитель и пассажиры ездили без ремней безопасности, даже на заднем сиденье.  Я тоже взял себе это за правило. И теперь у нас вопросов не возникает: семья садится в машину, и автоматически все пристегиваемся.

Важен личный пример. Потому что одно дело — научить, другое дело — практика. Навык формируется не на уроке, а в повседневной жизни. Если ребенок идет с папой в магазин и видит, что тот переходит дорогу где попало,  то и сам будет делать так же.

Я считаю, следует принимать более жесткие меры к горе-родителям, и не только административные, но и общественного воздействия. Я в Копейске живу недавно,  но успел побывать на родительских собраниях и в школе, и на городском. И вижу, что есть достаточно много неравнодушных родителей, которые могут положительно влиять на других. Ведь если, например,  подросток без прав садится за руль скутера или нарушает правила, он подвергает опасности не только себя, но и окружающих.

От дороги не спрячешься

Выводы, к которым пришли участники круглого стола, следующие.  Мы сегодня пожинаем плоды поведения взрослых, бескультурья и хамства на дорогах, нигилистического  отношения к исполнению законов, а ПДД — это закон. В результате  подвергаем риску самое дорогое, что у нас есть, — жизнь и здоровье наших детей. Но от дороги не спрячешься. Поэтому воспитание транспортной культуры следует начинать с самих себя. И отчетливо сознавать, что отвечать за невыполнение «закона дорог» придется в полной мере.  Не дай бог, чтобы мерой этой ответственности становились наши дети.

2  июля в Копейске произошло 2 ДТП с участием водителей скутеров — подростков 2000-го и 1999 годов рождения.   В одном случае мальчик столкнулся с автомобилем на улице Кирова. Второе ДТП произошло на улице Комсомольской поселка Старокамышинска: подросток ехал по обочине дороги, и когда его обгонял автомобиль, неожиданно свернул на проезжую часть, произошло столкновение. Оба водителя скутеров получили травмы. Обстоятельства происшествия устанавливаются.

С начала года сотрудниками ГИБДД выявлено 225 детей – нарушителей правил дорожного движения. Материалы направлены в ОПДН для профилактической работы. К административной ответственности привлечено 345 водителей за нарушение правил перевозки детей.  В ОПДН направлено 4 протокола на родителей за ненадлежащий контроль за детьми. 

В январе текущего года тяжелые травмы получила 5-летняя девочка-пассажир, которую родители перевозили без детского удерживающего устройства. За рулем автомобиля ТОЙОТА КАМРИ в момент ДТП находился отец ребенка. Мама с малышкой сидели на заднем сиденье, обе не пристегнуты. В результате ДТП  (водитель не справился с управлением, и автомобиль занесло на заснеженной дороге)  и мама, и дочка получили тяжелые травмы. Ранее отец девочки НЕОДНОКРАТНО привлекался сотрудниками ГИБДД за нарушение правил перевозки ребенка.

В мае на ул. Литвинова под колеса автомобиля попал 4-летний малыш, который гулял на улице без присмотра в течение нескольких часов.  Мать ребенка все это время находилась в доме у своих знакомых.  Автомобиль выезжал со двора задним ходом, и водитель не заметил малыша, который бросился за своей игрушкой прямо под колеса автомобиля.  Ребенок получил тяжелые травмы.

Весной произошло два ДТП с участием подростков на мототранспорте. 17-летний парень на скутере столкнулся с автомобилем, в результате и сам, и его 15-ти летняя пассажирка получили травмы. Другой подросток ехал на мотоцикле (не имея водительского удостоверения) и сбил ребенка-пешехода. Оба  взяли мототранспорт  без разрешения родителей, которые  хранили его открыто, в доступном для детей месте.

За 6 месяцев 2014 года на дорогах города зарегистрировано 8 ДТП по неосторожности детей. В 2013 году  за этот период по неосторожности детей было 2 ДТП.

Поделиться

Комментарии

Ваше имя:

  • Воплощаем ваши детские мечты. Обучение элементам хоккея
  • Челябинцы встретили Алексея Навального криками "националист"!
  • Еще одно ДТП с участием скорой
  • Главред «КР» вручила губернатору фото Уилла Смита
Материалы рубрики

Новости