«Добровольно-принудительно». Является ли школьное образование платным?
Вопрос, который поднимает Олеся, довольно неоднозначен. С одной стороны, все мы знаем, что доступность и бесплатность образования в нашей стране гарантированы Конституцией РФ. Закон «Об образовании» также трактуется однозначно: платно только то, что выходит за рамки образовательного процесса.
А с другой, наверное, нет сегодня таких школ, а также кружков и секций, которые не собирали бы деньги на учебники, рабочие тетради, ремонт, уборку, новые шторы или с обобщающей формулировкой «на школьные нужды». И родители школьников к этому привыкли.
Об этом и рассуждает наша читательница:
«Мой старший сын закончил школу 10 лет назад. Мы много переезжали, и за 11 лет он сменил в разных городах нашей страны 3 общеобразовательных школы и 1 лицей. В том числе, 1 год учился в столичной школе. Обучение в лицее при университете (10 и 11 классы) было платным, мы, конечно, это знали изначально и добровольно подписывали договор об оплате «сверхнормативного образования» - того, что выходит за рамки школьной программы, и платили не возмущаясь. Но ни в одной из трёх школ страны мы никаких денег ни на какие цели не сдавали. Может быть, нам повезло со школами? А может, 10 лет назад эта ситуация была иной, чем сегодня?
Наш второй ребёнок в этом году заканчивает первый класс в копейской средней школе. И мы сдали первые деньги «на нужды класса» заранее, до начала его обучения в 1-ом классе, ещё в мае. Говорят, что у некоторых родителей учеников нашего класса ещё просили «на забор вокруг школы», но к нам с такой просьбой не обращались. А вчера я побывала на последнем в учебном году родительском собрании и узнала, что надо сдать ещё: «на ремонт класса и школы, 200 рублей на класс и 100 на школу».
И вы знаете, мы не против! Мы видим, в каких условиях обучаются наши дети. И нам эти условия не нравятся. Мы хотим привести в порядок после учебного года и класс и школу. Чтобы потолки были побелены, оторвавшиеся уголки прибиты, обои подклеены. И чтобы забор у школы был, мы, родители, тоже хотим. И готовы сдавать на эти цели деньги.
Но мы против, чтобы это делалось в таком виде, когда государство законами запрещает поборы, нам СМИ сообщают о крупных суммах, выделяемых на образование наших детей, и о наказании тех работников образования, о поборах которых сообщили в правоохранительные органы, и в то же время директора школ вынуждают учителей собирать деньги. И учителя в роли вымогателей, смущаясь и нажимая на родительские чувства, сообщают папам и мамам, что «надо сдать, иначе, сами видите, в каких условиях ваш ребёнок будет учиться», а мы, родители, смущаясь, протягиваем учителю деньги.
Да, мы знаем, что учебники, рабочие тетради, ремонт, охрана и уборка школьных помещений финансируются из федерального бюджета. Что есть статья 35 закона «Об образовании в Российской Федерации», которая гласит: «обеспечение учебниками и учебно-методическими материалами осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов». И мы знаем, что есть законодательный акт 2011 года «О совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который запрещает брать плату за услуги, которые оказываются в рамках государственного задания за счет бюджетных средств. И что платным может быть только то, что выходит за рамки образовательного стандарта, большинство из нас тоже знают.
Но лишь единицы устоят перед искушением по-быстренькому отдать деньги и не тратить время на выяснение причин: почему наша школа не может без финансовой помощи родителей обеспечить образовательный процесс, гарантированный государством? Правда ли, как уверяет учитель, ссылаясь на слова директора школы, что выделяемых средств на школы Копейска катастрофически не хватает? Тогда к чему это двуличие и щекотливые ситуации с собиранием денег? Пусть государство вводит плату за обучение.
Лицемерной считаю и формулировку в договоре копейского Дворца творчества детей и молодёжи: «жертвователь обязуется безвозмездно передать Одаряемому (МУДО ДТДиМ) в собственность.. денежные средства…». Просят немного - 500 рублей в месяц. И опять же, подчёркиваю, мы платить за услуги образования и в копейском Дворце творчества не против, но нам сама подача ситуации неприятна: вроде бы всё у нас бесплатно, но по факту - платим за всё, ещё и «втихушечку», стыдясь собственного поведения!
Уважаемая газета, прошу не раскрывая моего имени и школы, где учится мой ребёнок (город у нас маленький и я не хочу, чтобы у ребёнка были неприятности, да и у учителя нашего тоже) выяснить в управлении образования нашего города, почему складывается такая ситуация? Есть ли у родителей другой выбор? Кто контролирует расходование данных средств и кто ведет учет, сколько именно перечислили родители? И будут ли хуже выглядеть наши образовательные учреждения и не снизят ли они качество услуг, если родители перестанут платить?»
Мнение копейчанка высказала довольно резко. Однако, несомненно, здравое зерно в ее рассуждениях есть. Мы разделяем интерес Олеси: законно ли то, что родителям в муниципальных учреждениях образования необходимо сдавать деньги? И если законно, то почему в формулировках сборов говорится о добровольных пожертвованиях? И главное – кто ведет контроль расходования собранных средств?
В следующей публикации «Копейский рабочий» планирует написать о том, как смотрит на данную проблему руководство управления образования. Следите за нашими новостями.
А пока призываем читателей выразить свое отношение к данной ситуации. Пишите свои мнения и комментарии в соцсетях.
Ученики школы посёлка Вахрушево совместно с граффити-мастером Тимуром Абдуллаевым превратили пешеходный переход в Копейске в яркий арт-объект. Переход расположен рядом со школой, и подростки часто...
Уважаемые работники сферы информационных технологий! Поздравляю вас с профессиональным праздником!