16+
14 декабря 2015 09:46

Оксана Саратовкина стала «Учителем года — 2016» в Копейске

Спроси у учеников школы № 7, кто у них самый любимый педагог, многие ответят: «Оксана Николаевна Саратовкина, учитель истории и обществознания». Дети взахлеб пересказывают услышанное на уроке, во внеурочное время спорят о роли Ивана Грозного или формах государственного устройства, растут активными гражданами.

Оксана Николаевна Саратовкина
Автор: Светлана Полежаева

Мы побеседовали с Оксаной Николаевной о том, как увлечь школьников событиями давно минувших веков и вырастить их патриотами. Повод для встречи нашелся весомый: недавно она победила в муниципальном этапе конкурса «Педагог третьего тысячелетия — 2016», где завоевала звание «Учитель года».

Учитель — это проводник времени

— Оксана Николаевна, как давно вы работаете в школе?

— У меня двадцать шесть лет педагогического стажа. Начинала я в школе № 48, а в школу № 7 пришла в 1993 году, через год после ее открытия.

— Стать педагогом — это мечта детства?

— Нет. У меня медицинская семья, поэтому я тоже видела себя в медицине. Когда я собралась поступать, изменились условия вступительных испытаний: в марте к ним добавился иностранный язык, который, честно говоря, был у меня не на должном уровне. К сдаче этого предмета я была не готова и, хотя хорошо сдала химию и биологию, в медицинский институт все же не поступила. Чтобы не терять год, подала документы в педагогический. Можно было поступить на естественно-технологический факультет, но я так была зла на себя за недавний провал, что любимым предметам предпочла историю. Экзамены сдала почти без подготовки, баллов хватило, чтобы поступить на заочное обучение. В августе я уже работала — устроилась пионервожатой в 48-ю школу. Так что моя трудовая деятельность началась практически со школьной скамьи.

— Школа № 48 всегда имела статус одного из сильнейших образовательных учреждений города. Как вы решились сделать выбор в пользу только что открывшейся школы?

— Мне хотелось быть причастной к делу, начинавшемуся с чистого листа. В школе № 7 был сформирован молодой и творческий коллектив: у директора Виктора Ивановича Яшукова и педагогов было много задумок, планов, новаторских идей и горячее желание претворить их в жизнь. У меня тоже имелся определенный задор.

— Видимо, этот задор сохраняется и по сию пору, раз вы решились участвовать в конкурсе «Педагог третьего тысячелетия»?

— Наверное, вы правы. Ничем иным я не могу себе объяснить, почему я второй раз пошла на этот конкурс. Мне нужно было подвести итоги очередного жизненного этапа, чтобы шагать дальше, открывать для себя и передавать детям что-то новое.

Учитель постоянно должен находиться в поиске, ставить перед собой все более сложные задачи. Почему? Потому что учитель — это проводник времени. Меняется время — должен меняться и учитель, он не может быть одинаковым постоянно.

— Значит, вы участвовали в конкурсе во второй раз? А когда был первый?

—В 2008 году. Тогда я победила и в городском, и в областном этапах. Сейчас я тоже начинаю готовиться к областному туру, который пройдет весной в Челябинске. 

«Помню учебники наизусть»

— Как вам удается заинтересовать детей? Чем вы их берете?

— Ответ на этот вопрос одновременно и прост, и сложен. Дети будут тебе доверять, если ты по отношению к ним проявляешь искренность, честность, порядочность. Для них дороже всего любовь и справедливость. Без этих качеств ни одна, даже пусть самая лучшая и современная методика преподавания, не заставит детей ждать твоих уроков и радоваться встрече с тобой.

Если говорить педагогическими терминами, на уроке должны выстраиваться субъект-субъектные отношения, подразумевающие, что учитель не должен навязывать свою точку зрения — он должен направлять детей к тому, чтобы они сами сформировали видение проблемы, пришли к ответу. Педагогу нужно быть не ментором, а другом и помощником. Полученные таким способом знания лучше всего воспринимаются и запоминаются надолго.

— Глядя на подрастающее поколение, порой бывает сложно представить, что нынешних школьников способны заинтересовать события далекого прошлого...

— Одна из важнейших задач учителя, и учителя истории в том числе, объяснить детям, зачем им нужно знать преподаваемый тобой предмет. Я всегда привожу своим ребятам слова знаменитого историка Ключевского: «История не учительница, а надзирательница. Она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Поэтому они как будущие граждане страны и будущие избиратели должны к моменту окончания школы уметь четко анализировать общественную ситуацию, критически относиться к информации, поступающей из разных источников, смотреть на все объективно, учиться видеть не только плохое в жизни, но и ее позитивные стороны.

— Сместились ли в последние годы акценты в преподавании истории? После распада СССР многие школьные учебники были написаны западными авторами, что накладывало определенный отпечаток на содержание предмета.

— К счастью, такие перегибы остались далеко позади. А со следующего года и вовсе учебники по истории России будут заменены новыми, содержание которых подведено под  культурно-исторический стандарт. В нем четко обозначено, о чем и как нужно рассказывать детям, на что делать смысловые акценты. В результате такого шага появится единство в образовательных программах — они начнут полностью соответствовать государственной идеологии, направленной на воспитание патриотизма и активной гражданской позиции, на то, чтобы вырастить поколение, любящее свою родину, готовое работать и творить на благо своей страны.

Эти перемены, направленные на устранение разночтений, пойдут детям на пользу. Еще Черчилль говорил: «Ни у одного премьер-министра нет такой власти, как у обычного учителя». Представляете, как может измениться наша жизнь, если учителя истории массово начнут уничижать свою страну или возвышать ее, очерняя при этом весь остальной мир?

— Вы пишете конспекты урока для каждого класса заново или пользуетесь однажды написанными?

— Я работаю во всех параллелях, но у меня нет конспектов. За годы работы теоретический материал усвоен настолько крепко, что я учебники помню почти наизусть. К тому же даже в одной параллели не найти двух одинаковых классов, под каждый приходится подстраиваться. Это уже чутье, с этой задачей ни один конспект не справится.

— Нередко даже у самых талантливых учителей выпускники весьма средне сдают ЕГЭ. А ваши ученики, насколько мне известно, показывают очень хорошие результаты по истории и обществознанию, выше, чем в среднем по городу. В чем секрет?

— Просто я являюсь ведущим экспертом по проверке экзаменационных работ. У нас в области их всего четыре — я имею в виду историю. Также я вхожу в региональную комиссию по проверке ЕГЭ по обществознанию. В этом отношении моим детям повезло: я точно знаю, как эксперты проверяют их работы, и с десяти- и одиннадцатиклассниками целенаправленно отрабатываю задания предстоящего экзамена. 

Всюду с детьми — дома и на работе

— Сложно ли было участвовать в конкурсе «Педагог третьего тысячелетия»?

— «Учитель года» — самая сложная, на мой взгляд, номинация, потому что конкурсантам, участвующим в других номинациях, нужно было выполнить три конкурсных задания, а нам — пять. Перед жюри, в которое входят больше десяти человек, нужно было презентовать опыт своей работы за последние пять лет, показать тематический мастер-класс, провести урок на незнакомом классе (в данном случае это были десятиклассники школы № 48), провести беседу с детьми на интересующую их тему и в конце поучаствовать в дискуссионном «круглом столе».

Чтобы идти на этот конкурс, нужно обладать хорошей психикой — терпимостью и терпеливостью, собранностью, потому что три конкурсных дня были невероятно насыщены и событийно, и эмоционально.

— Что больше всего в вашей работе впечатлило судей конкурса?

— Темой моей презентации был семиотический подход как способ развития мышления и речи учащихся. Семиотика, наука о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения, известна давно, но семиотический подход не слишком активно реализуется в школе. Его принцип заключается в том, что любую информацию можно передать с помощью знаков и символических образов. Научить детей разным способам кодирования и декодирования информации — это метапредметная задача, которой можно найти применение в любой учебной дисциплине.

— В других испытаниях тоже нашлось место новаторству?

— Мастер-класс я давала по теории множественного интеллекта, разработанной Говардом Гарднером, психологом из Гарвардского университета. В 80-е годы прошлого века он выдвинул идею о том, что у человека не один интеллект, а девять. Среди них — логико-математический, лингвистический, музыкальный, экзистенциальный, пространственный, внутриличностный и межличностный и другие. В ходе мастер-класса я знакомила коллег с заданиями, которые развивают тот или иной тип интеллекта. Главная мысль заключалась в том, что у человека присутствуют все типы интеллекта, только какие-то активны, а какие-то спят. Задача учителя — разбудить все эти девять интеллектов, чтобы ребенок вырос гармоничным, всесторонне развитым человеком. К сожалению, большинство педагогов делают упор на развитие логики и математики и речевых навыков, иногда еще — пространственно-визуального интеллекта.

— Трудно ли было проводить урок на незнакомом классе?

— Это очень тяжело. Дети приходят за десять минут до звонка, этого времени недостаточно для того, чтобы установить с ними контакт. А они должны говорить, демонстрировать свои знания, не отвлекаясь на присутствующих на уроке членов жюри. Моя аудитория — десятиклассники 48-й школы — большие консерваторы: они привыкли к своему учителю, им трудно было переключиться на другого педагога. Но к середине урока все же начали оттаивать, начался диалог. Приятно, что все ребята отметили, что им было психологически комфортно на этом занятии, оставили о нем положительные отзывы.

Урок, кстати, не самое трудное испытание. Еще сложнее было на беседе с одиннадцатиклассниками — они выбрали тему «Всегда ли правы взрослые?». Ребятам почти по восемнадцать лет, они сами все мне рассказали — учитель мало что мог привнести в их рассуждения. Я выяснила, что у них не всегда получается начать диалог с родителями, поговорить с ними о своих проблемах. В итоге мы создали «дерево компромиссов», на каждом листочке которого ребята написали сигнальную фразу: если папы и мамы ее услышат, значит, это сигнал о том, что ребенок хочет поговорить. «Дерево» передали классному руководителю, а она покажет его родителям на ближайшем собрании.

— В непростые 90-е многие учителя ушли из педагогики. Почему вы остались?

— Я без школы не могу. К концу отпуска начинаю маяться без детей, хожу из угла в угол и не знаю, к чему себя применить. Во мне столько энергии, что ее необходимо куда-то расходовать. Я в декрете больше полугода ни разу не сидела — оставляла своих малышей с бабушкой, а сама бежала на урок, где меня ждали дети — не мои, но в то же время и мои.

Победители городского конкурса «Педагог третьего тысячелетия — 2016» 

Главное педагогическое состязание объединяет сразу несколько конкурсов профессионального мастерства. Знакомим читателей «КР» с победителями.

Конкурс «Учитель года»: Оксана Николаевна Саратовкина, учитель истории и обществознания школы № 7.

Конкурс «Самый классный классный»: Анна Петровна Долганова, классный руководитель 6 класса МОУ СОШ № 48.

Конкурс «Педагог года в дошкольном образовании»: Евгения Геннадьевна Миронова, музыкальный руководитель МДОУ ДС № 29.

Конкурс «Педагогический дебют»: Вероника Сергеевна Боброва, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 32.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
Новости СМИ2