Танцевальный коллектив из Копейска стал лауреатом всероссийского конкурса!
Попытка номер два
Идейный вдохновитель конкурса «Золотая ладья» и покровитель юных талантов — народный артист Болгарии и народный артист России, отец известного певца Филиппа Киркорова Бедрос Киркоров уже седьмой год возглавляет жюри. Нынешний конкурс проводился в четырнадцатый раз. В нем приняли участие более пятисот участников из многих городов России — от Архангельска и Ямало-Ненецкого автономного округа до Оренбурга, Перми и Республики Казахстан, из Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Копейск представляли ансамбль «Росиночка» из ДШИ № 2 и ансамбль «Детство» (руководитель Елена Запасная, концертмейстер Людмила Сергеева). По итогам выступления копейчане получили дипломы лауреатов. За номера «Живи и помни» и «Есенинская Русь» ансамбль «Детство» был удостоен диплома лауреата первой степени. А солисты ансамбля Елена Макаренкова с танцем «С ярмарки» и Анна Сурова с танцем «Хозяюшка» стали дипломантами второй степени.
— Для коллектива «Детство» это была вторая попытка покорить олимп конкурса «Золотая ладья». Первую попытку мы предприняли в 2004 году — тогда солистка ансамбля Екатерина Коломиец получила диплом лауреата 3-й степени. В этом году мы сделали шаг вперед, — рассказывает руководитель образцового ансамбля танца «Детство» и ансамбля «Росиночка» Елена Запасная. — Нас похвалили за мастерство и артистизм. Бедрос Филиппович отметил наш номер «Есенинская Русь». Его особенность в том, что при постановке танца мы отказались от музыкального сопровождения. Вместо мелодии звучат стихи Сергея Есенина. Его произведения музыкальны, мелодичны. Именно из этого постулата мы исходили, когда готовили этот танец. Неудивительно, что жюри для гала-концерта выбрало танец «Есенинская Русь». Он никого не оставил равнодушным.
Главный приз — Гран-при — взял коллектив «Север» из Надыма.
— Секрет успеха ансамбля из Ямала прост — это был один из немногих коллективов, в составе которого выступали юноши. В следующем году мы привезем мужскую группу и повторим их успех, — смеется Елена Юрьевна.
Бесценный опыт
Победа — высшая награда для любого участника конкурса, но, главным образом, конкурс — это площадка для обмена опытом, получения новых знаний.
— Мы внимательно следили за выступлениями других коллективов. В каждом номере можно что-то для себя почерпнуть. Ты отмечаешь, как можно лучше сделать тот или иной элемент. Разумеется, более детально разбираем свои выступления. Мы все записываем на видеокамеру для того, чтобы после детально разобрать каждый момент. Ведь номера танцуются ни один год, и с одними и теми же танцами мы выступаем на разных конкурсах. Когда смотришь на себя со стороны, обращаешь внимание на ошибки: где-то страдает техника, где-то не справились с эмоциями. Запись выступления просматриваем по несколько раз и анализируем с разных точек зрения. Это помогает нам в дальнейшей работе, — уточняет Елена Запасная.
Ошибки — неутешительный результат волнения. Состояние, когда за пару минут до выхода на сцену сердце стучит, словно пулемет, знакомо каждому артисту, танцору. Как признаются участницы образцового ансамбля танца «Детство», во время выступления они совладали с волнением. Единственное, когда они дали волю эмоциям, — это во время подведения итогов конкурса.
— Мы не ожидали, что получим высокую оценку, — признается Елена Юрьевна. — К конкурсу мы готовились более полугода. Радует, что наш труд не прошел даром. У нас словно выросли за спиной крылья, и мы готовы к покорению новых вершин.
Эталон в работе — Игорь Моисеев
Танцами Елена Запасная занимается с 9-летнего возраста. Сначала она постигала азы балета под руководством Нины Викторовны Егоровой. Затем сосредоточилась на народных танцах. О смене профиля Елена Юрьевна никогда не жалела. Народные танцы стали ее стихией. Емко об этом виде искусства в свое время сказал легендарный Игорь Моисеев: «В нем таится такой заряд веселья и бодрости, который в состоянии опрокинуть все печали, заботы и страхи, нависшие над человеком наших дней». С мнением мастера солидарна Елена Юрьевна.
— Игорь Моисеев — эпоха, жанр, стиль, не имеющий аналогов в мире, — уверяет Елена Запасная. — Мне посчастливилось проходить стажировку в легендарном ансамбле Моисеева. Мы подробно познакомились с тем, как устроен тренировочный процесс. Меня поразил один факт: в ансамбль набирают 60 детей в возрасте от 14 лет, учат их пять лет, затем они сдают экзамены, по итогам которых пять лучших остаются в ансамбле. Каждый проходит жесткое сито отбора. Сегодня представить Россию без ансамбля Моисеева трудно. Когда десятки человек на сцене приседают в безумно низком плие, которое, как пружина, выталкивает их в синхронный полет, то сердце замирает не только от мастерства артистов. В этой укрощенной стихии — державный блеск, народная мощь. Полученные знания стараюсь применить в своей работе. Долго и скрупулезно работаю над синхронностью исполнения движений.
— Елена Юрьевна, кто вам помогает в работе?
— Особенность таких ансамблей, как наш, в том, что ты в одном лице и балетмейстер, и руководитель. Но со мной работает большая группа единомышленников: Елена Александровна Макаренкова — начинающий балетмейстер, Людмила Петровна Сергеева — концертмейстер, Маргарита Владимировна Семина — художник по костюмам, Маргарита Александровна Юрченко — педагог по актерскому мастерству, чьи советы помогли нашим солисткам на конкурсе «Золотая игла». Сольный номер труднее исполнять, ведь тебе необходимо больше выступать в качестве актера.
— Какой вы педагог?
— Жесткий, не прощаю обмана. Если ты пришел заниматься, выкладывайся по полной. У нас коллектив образцовый, каждый его участник должен быть образцом для других. В ансамбль я беру всех детей, главное, чтобы было желание.
— Елена Юрьевна, танцы, которые вы ставите, цепляют за душу. Откуда черпаете идею?
— Очень трудный вопрос. Даже не знаю, как ответить. Здесь нет готового рецепта. Иногда идея есть, а вот музыку найти не можешь. К примеру, номер «Слово о маме» появился после того, как случайно услышала вальс Прокофьева, хотя до этого пробовала различные мелодии, но не получалось. А вот как только музыка совпала с идеей — все получилось. Каждый номер индивидуален и у него своя история.
Героини дня
Оля Болгар:
— Занимаюсь танцами уже восьмой год. Во всероссийском конкурсе участвовала впервые. Уровень участников высокий. Перед выходом на сцену сильно волновалась, боялась допустить ошибку, но, как только начала танцевать, — волнение пропало, и я получала удовольствие от происходящего. Номер «Есенинская Русь» сложен в том плане, что необходимо прочувствовать каждое слово. Постановка «Живи и помни» также трудная в эмоциональном плане, не так легко рассказать о жизни узников немецких концлагерей...
Валерия Хафизова:
— Самые большие впечатления от поездки — это сам конкурс. Там царила такая творческая и очень доброжелательная атмосфера! Очень достойными были выступления других ансамблей, но мы ни в чем не уступали им, а даже превосходили. Мы чувствовали большую ответственность за город, волновались. У меня и моей партнерши Ульяны Спириной был дебют. Мы представляли две постановки — «Веселые клоуны» и «Фотография».
Анастасия Низамиева:
— Волнение присутствовало, но, находясь на сцене, я чувствовала поддержку тех, кто за нас болел — родителей, педагогов, девчонок. Спасибо им. Сольно выступать тяжело, ведь необходимо быть больше артистом и четко выполнять все элементы. Зритель смотрит только на тебя и обращает внимание на мелкие шероховатости. В коллективном танце велико чувство локтя. Восьмой год занимаюсь танцами. В кружок меня записала мама. Мне это нравится, от танца я получаю удовольствие.
Анна Сурова:
— Я выступала с двумя сольными номерами: «Хозяюшка» и «Валенки». Мне нравится заниматься танцами. С каждым годом у меня все лучше получаются номера, добавляю в эмоциональном плане. В Новгороде стала дипломантом 2-й степени. Город мне понравился, особенно поразил церковной архитектурой. Хочется там побывать в следующем году.
Елена Макаренкова, педагог:
— На конкурсе впервые выступала в роли балетмейстера и сильно волновалась за девочек. Рада, что у них все получилось. Я подготовила Анастасию Низамиеву — номера «Шаганэ» и «Марионетка», и дуэт Ульяны Спириной—Валерии Хафизовой — номера «Фотография» и «Веселые клоуны». Все постановки сложные в эмоциональном плане, но девчонки справились со своей задачей. Номер «Фотография» — идея девочек: они подобрали музыку, движения. «Веселые клоуны» — идея Елены Юрьевны. Лера и Ульяна нашли свои образы и воплотили их в жизнь.
Первый открытый городской турнир по карате памяти погибших горноспасателей и шахтёров состоялся 26 октября в ФОКе имени Э. Б. Булатова.
Бывает, что жизнь может казаться сплошной чередой неприятностей. Зачастую за этим чувством тяжести и усталости скрываются вовсе не проблемы с самой жизнью, а накопившиеся трудности, переживания и ...