09 июля 2015 07:30
Ответственность водителей мототранспорта повысилась
В конце прошлого года вступил в силу федеральный закон №307, внесший изменения в Кодекс об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты РФ. В частности, ужесточились требования к водителям мототранспорта. Улучшило ли это ситуацию на наших дорогах? Об этом состоялся разговор за «круглым столом» в редакции «КР».
Автор: Подготовила Людмила ГЕЙМАН
В конце прошлого года вступил в силу федеральный закон №307, внесший изменения в Кодекс об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты РФ. В частности, ужесточились требования к водителям мототранспорта.
Напомним, для управления мопедами и скутерами в настоящее время требуется водительское удостоверение категории «М» либо с любой другой открытой категорией. Внесено также изменение, распространяющее на водителей данных транспортных средств все составы административных правонарушений. Улучшило ли это ситуацию на наших дорогах? Об этом состоялся разговор за «круглым столом» в редакции «КР».
— Люция Халитовна, в разгаре первый мотосезон после изменений в законодательстве, приравнявших по ответственности перед законом водителей мопедов, скутеров, легких мотоциклов к другим категориям водителей. Позволило ли это снизить статистику ДТП?
Л. Масалимова. Мотосезон в этом году начался, как и ранее: первые ДТП были зарегистрированы уже в начале апреля. На сегодняшний день всего по Челябинской области зарегистрировано 43 дорожно-транспортных происшествий с участием мототранспорта, в которых 7 человек погибло, 43 получили ранения. На территории нашего города зарегистрировано 8 ДТП с участием мототранспорта, три из них – с участием несовершеннолетних, то есть даже в возрасте до 16 лет, у которых по определению не может быть никакого водительского удостоверения. И в июне зарегистрирован один случай с тяжкими последствиями, водитель погиб.
Поэтому можно сказать, что ситуация, к сожалению, пока не меняется. Это, видимо, связано с тем, что люди до сих пор либо не знают, не обращают внимания на ту информацию, которая распространяется в СМИ, либо, как всегда, надеются на «авось» и ездят по старинке. Сейчас мототранспорт доступен для человека со средним доходом, но многие даже не понимают, какой вид транспорта они приобретают. И если скутер можно отличить по внешним признакам, то мопед от легкого мотоцикла либо легкий мотоцикл от мотоцикла не специалисту отличить трудно.
— Ксения Александровна, действительно визуально нелегко отличить легкий мотоцикл от мотоцикла?
К. Власова. Всю необходимую информацию можно увидеть в документах на приобретенный вами мототранспорт. И соответственно, при сдаче государственного экзамена на вождение все будет предельно ясно. Надо добавить, что на легкий мотоцикл получение прав с категорией «А1» допускается с 16 лет, а вот на категорию «А» – с 18 лет, как и на другие категории. Это более тяжелые мотоциклы, соответственно, другой подход в обучении, другая программа.
— На сегодня существует и водительская категория «М», дающая право на вождение мопедами и скутерами. Однако если программа подготовки водителей категорий А1 существует, то на «М» ее нет. Каков же выход?
К. Власова. Такая правовая коллизия на сегодня существует. То есть скутеры есть, желающие ездить на них есть, есть и постановление правительства о введении категории «М», а вот программы подготовки нет. Вывод один: на скутере и мопеде можно ездить, имея права с любой другой категорией, но минимум – с категорией «А1». И только с возраста 16 лет.
Л. Масалимова. Главное, что необходимо уяснить, – управление мопедом и скутером без водительского удостоверения является нарушением. И если ребенка до 16 лет нельзя привлечь к административной ответственности, то родителей мы привлекаем. Порой вообще удивляет тот факт, что некоторые родители приобретают мототранспорт своим несовершеннолетним детям – например, к окончанию учебного года, за хорошую учебу и т. д. В прошлом году был случай, когда произошло ДТП с участием двух детей, 14 и 13 лет. Детям мама приобрела мопед (который, кстати, на самом деле оказался легким мотоциклом) на день рождения. Мальчики проездили на нем неделю и попали в ДТП, получили травмы, к счастью, не столь серьезные. Взрослый человек, родитель должен понимать, что покупка мопеда или скутера ребенку противоречит закону, а самое главное – подвергает его опасности.
К. Власова. В любом случае мопеды и мотоциклы у нас в стране существуют давным-давно, мы привыкли ездить на этом транспортном средстве. Но есть проблемы и в правовой сфере — постановка на учет транспортного средства, страхование, обмундирование участника дорожного движения, наличие шлема.
— Алексей Викторович, имея опыт общения с мотоциклистами, вы считаете их законопослушными участниками дорожного движения?
А. Мещеряков. Считаю, по большей части это законопослушные люди. А то, что многие мотоциклисты в Копейске, Челябинске, вообще в России не ставят свой транспорт на учет, аргументирую только одним: это высокая стоимость дорожного налога. Как известно, стоимость налога на мотоцикл — 50 рублей за одну «лошадиную силу». Таким образом, например, налог на мой мотоцикл составляет 7,5 тысячи рублей в год. Не каждый человек может себе позволить выложить такую сумму, учитывая, что этот вид транспорта возможно у нас эксплуатировать примерно пять месяцев в году. Ну а другие думают: возможно, пронесет, не остановят, не проверят. По страховке же хочу сказать однозначно: без нее на дорогу выезжать не стоит. Страховка на мотоцикл не намного дороже, чем на машину, а иногда дешевле. Я думаю, 90 процентов мотоциклистов страховку имеют.
— Тогда откуда у нас такая высокая статистика ДТП с участием мототранспорта?
А. Мещеряков. Я много передвигался по России, по разным городам. Могу сказать, что центральная Россия сильно отличается от нашего Уральского региона, там больше развита дорожная культура. То есть автомобилисты, как правило, уступают дорогу мототранспорту. Они понимают, что мотоциклу много места не надо, и стоит только моргнуть дальним светом, автомобилист немного перестроится, дав дорогу мотоциклисту. У нас это правило почему-то в основном не работает. Возможно, это связано с какими-то воспитательными моментами, с недостаточной пропагандой мер безопасности на дорогах. Надо, чтобы все уяснили: мотоциклисты – полноправные участники дорожного движения.
К. Власова. Хорошо, что в городе появилась общественная организация, которая занимается мотоциклистами. Надеюсь, это будет способствовать повышению дорожной культуры среди водителей мототранспорта. Хотя на дороге может случиться всякое. Не могу не вспомнить последний случай, когда 8 июня погиб на дороге Константин Абалевич. Я знаю, что этот парень прекрасно владел мотоциклом, имел хорошую экипировку. Поэтому хотелось бы призвать всех мотоциклистов города быть предельно осторожными на дорогах. Наша общая задача – снизить опасную статистику.
— 19 июня вступили в силу еще одни изменения в законодательстве по безопасности дорожного движения, касающиеся именно водителей мототранспорта. Какие конкретно?
Л. Масалимова. Одним из пунктов нового законодательного акта является то, что в застегнутом мотошлеме должны быть не только водители мотоциклов, но и водители мопедов и скутеров. За отсутствие мотошлема водители привлекаются к административной ответственности в виде штрафа 1000 рублей.
А. Мещеряков. Шлем для мотоциклиста – это то же самое, что ремень безопасности для автомобилиста. Не одевая шлем, человек должен понимать, что он не только нарушает закон, но в случае совершения ДТП ущерб его здоровью будет нанесен гораздо больший, чем при наличии шлема.
— Ксения Александровна, как вы считаете, что имеет все же решающее значение в снижении статистики травматизма на мототранспорте?
К. Власова. Во-первых, знание правил дорожного движения и, скажем так, уважение к этим правилам. Например, благодаря Госавтоинспекции, отделу по делам молодежи мы ежегодно проводим соревнования на мопедах, и с каждым годом участников становится больше. И это здорово, потому что ребята не просто участвуют, а серьезно готовятся к этому, сдают правила, приобретают навыки вождения, учатся оказывать первую помощь. То есть они заранее готовятся стать полноправными участниками дорожного движения.
Уровень подготовки водителей также имеет решающее значение. Надо сказать, что Общественная палата РФ внесла инициативу (и она уже одобрена) внести изменения в процедуру приема государственного экзамена на право управления мотоциклом. Если на сегодняшний день кандидат в водители сдает только теорию и практику на автодроме, то сегодня будет рассматриваться вопрос о введении третьего экзамена – вождение в городе, с участием инспектора ГИБДД.
Темы новостей
0 комментариев
Последние обсуждения
1
Когда в поселке Потанино будет дана горячая вода?
1
Копейского подрядчика по уборке дорог оштрафовали на 600 тысяч рублей
2
Челябинец выиграл в лотерею 5,6 миллионов рублей
1
Как будут работать купели в Копейске в Крещение
1
Копейчанка заняла призовое место во всероссийском конкурсе в номинации «Лучший председатель ТОС»
1
Ночью с 25 на 26 декабря сотрудники ГИБДД на 30 минут перекроют проезжую часть
Оставить комментарий
10 сентября 2024 13:26
Копейчан приглашают на донорскую акцию
Традиционный забор крови пройдет 19 сентября.
10 сентября 2024 10:50
Молодёжный совет в Копейске обсудил планы на будущее
9 сентября в администрации Копейска прошёл Общественный молодёжный совет при главе Копейского городского округа. Активисты города собрались после летних каникул, чтобы обсудить планы на дальнейшую...
Новости СМИ2